Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:41, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современно го общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Ведение …………………………………………………….……………….…….2
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения…………………………………………………..…….4
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь…………………………………………………………………..………7
2.1 Структура расходов бюджета………………………………………………12
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период……………………………………………………………………………18
3.1 Стадия составления проекта бюджета…………………………………..…21
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете………………………………………………………………………….25
3.3 Стадии принятия закона о бюджете…………………………………….….27
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства……………………………………...…….…..29
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения…....…..33
Заключение………………………………………………………………..…….34
Список использованной литературы…………………………………….…….37
Содержание:
Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Структура расходов бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1 Стадия составления проекта бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Стадии принятия закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Содержание:
Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Структура расходов бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1 Стадия составления проекта бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Стадии принятия закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современно го общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в Белоруссии с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально–экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.
Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства бюджетной системы в Республике Беларусь и принципов ее построения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику понятий государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система;
- определить важность государственного бюджета в целом, как на местном уровне, так и для страны в целом;
- рассмотреть особенности составления бюджета, как основного финансового плана государства;
- звенья бюджетной системы и основы бюджетного процесса и их взаимосвязь.
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения
Бюджетное устройство нашего государства, как и других стран, представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих принципах:
- единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии всех звеньев бюджетной системы, также обеспечивается единой нормативной правовой базой, единой классификацией доходов и расходов бюджетов;
- единой бюджетной документацией, единой статистической и бюджетной информацией. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой финансово-бюджетной политики Республики Беларусь;
- полнота — представляет собой отражение в бюджетах доходов и расходов в полном объеме. Это означает, что в любом бюджете должны быть в полной мере обоснованы доходы и расходы, т.е. бюджет должен отражать все необходимые расходы бюджетных средств и полноту охвата источников доходной части бюджета;
- реальность — предполагает, что расчет доходов и расходов должен соответствовать возможности государства в данный момент обеспечить надлежащее исполнение бюджета, как по доходной, так и по расходной части бюджета. Показатели бюджета должны быть научно обоснованы и реально выполнимы;
- гласность - предполагает прозрачность бюджета. Утвержденный бюджет и отчет о его исполнении должны быть опубликованы в открытой печати. Регулярно освещается и ход исполнения бюджета;
- самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, определяется ее административно-территориальны
Кроме этих принципов, которые перечислены в ст. 4 Закона «О бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах», на основе анализа других статей названного Закона можно вывести и другие принципы:
- разграничение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы Республики Беларусь;
- сбалансированность бюджета;
- эффективное и экономное расходование бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов;
- адресность и строго целевое расходование бюджетных средств.
Все рассмотренные принципы предполагают:
1) объединение основных денежных ресурсов государства в республиканском бюджете, через который обеспечиваются все потребности республиканского характера (оборона страны, железнодорожный транспорт и другие мероприятия республиканского значения);
2) обеспечение денежными средствами местных бюджетов с учетом особенностей социально-культурного развития в каждой административно-
3) необходимость всестороннего развития местной инициативы и учета местных особенностей при исполнении местных бюджетов.
Исходя из особенностей государственного устройства Республики Беларусь как унитарного государства и в соответствии с административно-
Сама же бюджетная система — это определенное расположение различных звеньев бюджетов в зависимости от роли и значения каждого ее звена.
В соответствии со ст. 6 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» консолидированные бюджеты используются только для расчетов и анализа. Его необходимость обусловлена тем, что все бюджеты самостоятельны, обособлены и для прогнозирования развития однотипных бюджетов важно знать, каким бюджетам оказать большую финансовую помощь через дотации, субвенции и субсидии. В последнее время при принятии закона о бюджете на очередной год законодательство включает в него некоторые республиканские государственные внебюджетные фонды как составную часть бюджета.
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь республиканский и местный бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы распределяются между звеньями бюджетной системы.
Обобщающим источником доходов бюджетной системы является часть национального дохода общества. Именно через бюджеты происходит перераспределение части национального дохода, когда из материальной сферы производства часть денежных средств направляются в нематериальную.
В условиях жесткой централизации в управлении экономикой через бюджет перераспределялось более 65 % национального дохода страны. Законы «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» и «О местном управлении и самоуправлении» дают подробную характеристику доходов бюджетов всех уровней по видам, а также по каждому уровню бюджетной системы.
Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно разделить в зависимости от того или иного дохода или имущества на:
- доходы от субъектов, являющихся государственной собственностью;
- доходы от владельцев частной собственности — имеется в виду накопленное богатство;
- доходы от коммунальной собственности;
- доходы, поступающие от личной собственности граждан (имеется в виду только зарплата).
По юридическому признаку доходы бюджетной системы классифицируются на налоговые и неналоговые.
К налоговым источникам доходов бюджетной системы, относятся те поступления, которые установлены законодательным путем и которые взимаются, как правило, безвозмездно и безвозвратно. Это, прежде всего, налоги, сборы и другие обязательные платежи. При их неуплате наступает определенная юридическая ответственность, так же к налоговым источникам относят пени и штрафы за нарушение налогового законодательства.
К неналоговым доходам относятся те поступления в бюджет, которые не являются обязательными и при их невнесении, как правило, не наступает ответственность. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены, следующие поступления, отвечающие определению их как неналоговые доходы. Это, прежде всего, государственная и таможенные пошлины. Они вносятся в бюджет за оказание какой-либо услуги юридического характера от имени государства уполномоченным на то органами и учреждениями.
К пошлинам примыкают сборы и иные пошлины, которые взимаются за оказание любых других услуг. Характерной особенностью этих пошлин и сборов является то, что за неуплату их не наступает ответственность. Просто субъекту не будет оказана определенная услуга.
В республиканский бюджет в виде дохода могут поступать денежные средства в виде трансфертов от других государств, а также денежные средства от внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
В бюджеты разных уровней поступают неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или коммунальной собственности (аренда или сдача внаем), а также от разгосударствления и приватизации этого имущества.
К иным источникам неналоговых доходов, надо отнести денежные средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, финансово-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещения вреда, причиненного Республике Беларусь и местным органам управления и самоуправления.