Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:48, реферат
Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона. Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего процесса правотворчества. Такое же значения имеет законотворческий процесс.
ВВЕДЕНИЕ
Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона. Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего процесса правотворчества. Такое же значения имеет законотворческий процесс.
Важная роль закона обуславливает предъявление повышенных требований к процедуре его создания. Законодательный процесс регулируется:
В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. По мнению некоторых авторов, существует две основные стадии: предварительное формулирование воли законодательной власти и функциональное возведение этой воли в закон, закрепление ее в нормах права.
Другие выделяют следующие основные стадии (этапы) законотворческого процесса: законодательная инициатива, подготовка проекта закона и его предварительное рассмотрение, обсуждение проекта закона в законодательном органе в первом чтении; обсуждение проекта закона в законодательном органе во втором чтении; голосование по проекту закона и его принятие, опубликование закона.
Третьи выделяют шесть стадий такого процесса: 1) прогнозирование и планирование законодательства; 2) внесение предложений об изменении законов; 3) разработка концепции закона и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта закона; 5) рассмотрение и принятие закона; 6) опубликование закона и вступление его в силу.
На мой взгляд, более рациональной выглядит разделение законодательного процесса на стадии, исходя из роли Парламента в данном процессе. Здесь можно выделить 3 крупных этапа. Каждый из названных этапов представлен в свою очередь несколькими стадиями (более мелкими процедурами):
Таким
образом, данное разделение законодательного
процесса содержит 7 стадий (этапов).
Первая стадия: планирование законотворчества
Планирование законотворчества представляет собой разработку и реализацию ежегодных планов подготовки законопроектов.
Разработкой названных планов занимается Национальный центр законодательства и правовых исследований (до 2008 года он назывался Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы подготовки законопроектов разрабатываются каждый год и, соответственно, конкретный план действует в течение календарного года. В плане фиксируются наименования законопроектов, которые предстоит подготовить в будущем году, субъекты ответственные за подготовку законопроектов и их внесения в Парламент, а также сроки осуществления названных мероприятий. По своему содержанию планы упорядочивают следующие 2 стадии законодательного процесса:
Планы
подготовки законопроектов разрабатываются
на основе предложений субъектов
права законодательной
Наиболее оптимальной является ситуация, когда в Парламент вносятся именно те законопроекты, которые предусмотрены планом, поскольку это обеспечивает реализацию принципов плановости законотворчества. Но законодательство допускает внесение в Парламент законопроектов и вне плана, если существует такая необходимость. На практике значительная часть законопроектов представляется в Парламент именно вне плана.
Сформированный
план подготовки законопроектов вносится
Национальным центром на рассмотрение
Президенту. Глава государства утверждает
план своим указом в связи с
чем план становится обязательным для
выполнения.
Вторая стадия: подготовка законопроекта
Подготовка проекта нормативного правового акта может включать:
- рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;
- организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;
- сбор необходимых материалов и информации;
- разработку концепции проекта;
- составление текста проекта;
- согласование проекта;
- проведение юридической и иных необходимых экспертиз.
Нормотворческий
орган может осуществлять подготовку
проекта нормативного правового
акта самостоятельно либо поручить иному
субъекту нормотворческой инициативы
по вопросам, относящимся к его
компетенции, заказать ее Национальному
центру законодательства и правовых
исследований Республики Беларусь, а
также в установленном порядке
привлечь к подготовке проекта соответствующих
специалистов из иных организаций, в
первую очередь государственных, поручить
специально создаваемым для этого
временным комиссиям или
Подготовка законопроекта – это непосредственно составление текста проекта закона. В принципе готовить законопроект может любой субъект. Но фактически основными разработчиками законопроектов в Беларуси являются:
Одним из основных элементов стадии подготовки законопроекта является проведение экспертиз проектов закона.
Экспертиза – это проверка законопроекта на соответствие определенным требованиям.
Существуют два вида экспертиз:
А). Необязательные: лингвистическая, экологическая, гендерная. Такие экспертизы проводятся, если решение об этом принято Парламентом.
Б). Обязательные. На сегодня в Беларуси две обязательные экспертизы законопроектов:
Нормотворческая техника – совокупность правил формулирования положений проекта нормативного правового акта, размещение данных положений в тексте проекта.
Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится:
проектов нормативных правовых актов, вносимых Президенту Республики Беларусь, - уполномоченным структурным подразделением Администрации Президента Республики Беларусь;
проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей, - Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Поступившие в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов направляются в уполномоченное структурное подразделение Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь для подготовки соответствующего заключения;
проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь - Министерством юстиции Республики Беларусь, уполномоченным структурным подразделением Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
проектов нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов - их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов - юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
По
решению нормотворческого либо иного
уполномоченного
Порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов определяется законодательством Республики Беларусь. (Статья 49 Закона О нормативных правовых актах)
Заключение по результатам юридической экспертизы не имеет обязательной силы. Это значит, что субъект права законодательной инициативы может внести проект закона в Парламент и с отрицательным заключением.
Третья стадия: законодательная инициатива
Законодательная инициатива – это внесение подготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты представителей.
Согласно Конституции Республики Беларусь, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Данный перечень субъектов является исчерпывающим.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства.
Предметом законодательной инициативы признается готовый текст законопроекта, а не идеи, предложения о его принятии.
Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь