Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:48, реферат
Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона. Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего процесса правотворчества. Такое же значения имеет законотворческий процесс.
Официальное
опубликование законов и
В случае разновременного опубликования законодательного акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования законодательного акта и срок вступления его в силу определяется по дате первоначального опубликования.
Законодательные акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: наименование органа, принявшего законодательный акт, вида этого законодательного акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.
Официальное опубликование законодательных актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования законодательных актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.
Источниками официального опубликования законов являются:
Издание НРПА и ведение портала pravo.by обеспечивается государственным учреждением «Национальный центр правовой информации».
Для декретов Президента официальными изданиями являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; газета «Советская Белоруссия».
Опубликование закона в перечисленных источниках признается официальным опубликованием. Кроме официального может применяться и неофициальное опубликование закона, но оно не влечет юридических последствий. Официальное опубликование закона имеет важное юридическое значение, которое выражается в двух аспектах:
Также следует отметить, что законодательные акты могут быть опубликованы в изданиях, не являющихся официальными, также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, переданы посредством иных способов распространения информации. В них законодательные акты могут быть опубликованы в неполном изложении с пометкой «Извлечение». Опубликование законодательных актов в изданиях, не являющихся официальными является не официальным, которое может осуществляться только после официального опубликования с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации.
По общему правилу, установленному в Конституции, закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Однако данный срок может быть изменен самим законом: этот срок может быть больше или меньше 10 дней. В любом случае закон не вступает в силу до его опубликования.
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу с момента:
- указанного в самом законодательном акте;
- через десять дней после официального опубликования законодательного акта.
Некоторые законодательные акты (кодексы) вводятся в действие специальными законами. Законодательные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Изменение нормативного правового акта ранее, чем через год после его принятия (издания) допускается только в исключительных случаях на основании требований нормативного правового акта большей юридической силы, если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь или решениями Президента Республики Беларусь.
Таким
образом, седьмая стадия является завершающей
в столь долгом и сложном процессе
принятия нормативных правовых актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные стадии законодательного процесса позволяют сделать некоторые выводы:
На
мой взгляд, столь долгое «путешествие»
проекта по стадиям является не отрицательной
чертой законодательного процесса, а скорее
положительной. Ведь принятые законы начинают
действовать, они касаются всех граждан
нашего государства (и не граждан тоже).
Поэтому важно, чтобы закон был своевременным,
обдуманным и правильным. А добиться того,
чтобы закон стал таким, невозможно за
короткий промежуток времени. Конечно,
идеальных законов не существует, но столь
упорное и длительное «копание» в проекте
закона, безусловно, позволяет не принимать
скоропалительных решений и те проекты,
которые стали законами, действительно
являются ответом на наши потребности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Нормативные акты:
Литература:
Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь