Законодательный процесс в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:48, реферат

Краткое описание

Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона. Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего процесса правотворчества. Такое же значения имеет законотворческий процесс.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПП.docx

— 40.56 Кб (Скачать)

     Официальное опубликование законов и декретов осуществляется на том государственном  языке, на котором они приняты. Датой  официального опубликования считается  день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст декрета  или закона. Не подлежат опубликованию  законодательные акты или их отдельные  положения, содержащие государственные  секреты или иные охраняемые законодательством  Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

     В случае разновременного опубликования  законодательного акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования законодательного акта и срок вступления его в силу определяется по дате первоначального опубликования.

     Законодательные акты публикуются с указанием  их обязательных реквизитов: наименование органа, принявшего законодательный  акт, вида этого законодательного акта, даты его принятия (издания), порядкового  номера и названия.

     Официальное опубликование законодательных  актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев  опубликования законодательных  актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.

          Источниками официального опубликования законов являются:

    1. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь:
      1. в печатной форме. В данном случае НРПА понимается как периодическое печатное издание (журнал);
      2. в электронной форме. Речь идет об электронной версии периодического печатного издания. Данная электронная версия размещается на национальном правовом интернет-портале www.pravo.by.

       Издание НРПА и ведение портала pravo.by обеспечивается государственным учреждением «Национальный центр правовой информации».

    1. Газета «Звязда». В ней публикуются законы, принятые на белорусском языке.
    2. Газета «Народная газета». Публикуются законы, принятые на русском языке.

     Для декретов Президента официальными изданиями  являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; газета «Советская Белоруссия».

       Опубликование закона в перечисленных источниках признается официальным опубликованием. Кроме официального может применяться  и неофициальное опубликование  закона, но оно не влечет юридических  последствий. Официальное опубликование  закона имеет важное юридическое  значение, которое выражается в двух аспектах:

    1. Государство гарантирует достоверность текста закона только в официальных источниках;
    2. С датой официального опубликования закона связан момент вступления его в силу.

      Также следует отметить, что законодательные  акты могут быть опубликованы в изданиях, не являющихся официальными, также  доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, переданы посредством  иных способов распространения информации. В них законодательные акты могут быть опубликованы в неполном изложении с пометкой «Извлечение». Опубликование законодательных актов в изданиях, не являющихся официальными является не официальным, которое может осуществляться только после официального опубликования с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации.

       По  общему правилу, установленному в Конституции, закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Однако данный срок может быть изменен  самим законом: этот срок может быть больше или меньше 10 дней. В любом  случае закон не вступает в силу до его опубликования.

     Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу с момента:

     -     указанного в самом законодательном акте;

     - через десять дней после официального опубликования законодательного акта.

    Некоторые законодательные акты (кодексы) вводятся в действие специальными законами. Законодательные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

    Закон не имеет обратной силы, за исключением  случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

    Изменение нормативного правового акта ранее, чем через год после его принятия (издания) допускается только в исключительных случаях на основании требований нормативного правового акта большей юридической силы, если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь или решениями Президента Республики Беларусь.

      Таким образом, седьмая стадия является завершающей  в столь долгом и сложном процессе принятия нормативных правовых актов. 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Рассмотренные стадии законодательного процесса позволяют  сделать некоторые выводы:

    1. Законопроект становится законом по прошествии не всех стадий законодательного процесса, а уже на парламентском этапе. Подчеркнем, что законопроект становится законом с момента его одобрения Советом Республики.
    2. Превращение законопроекта в закон не означает завершение законодательного процесса. Необходимо осуществить еще целый ряд процедур (стадий) для вступления закона в силу. В среднем прохождение законодательного процесса занимает 2,5 года: самой длинной стадией является стадия рассмотрения и принятия законопроекта в Палате представителей, второй по длине –  планирование законопроекта – 0,5 лет).

      На  мой взгляд, столь долгое «путешествие»  проекта по стадиям является не отрицательной чертой законодательного процесса, а скорее положительной. Ведь принятые законы начинают действовать, они касаются всех граждан нашего государства (и не граждан тоже). Поэтому важно, чтобы закон был своевременным, обдуманным и правильным. А добиться того, чтобы закон стал таким, невозможно за короткий промежуток времени. Конечно, идеальных законов не существует, но столь упорное и длительное «копание» в проекте закона, безусловно, позволяет не принимать скоропалительных решений и те проекты, которые стали законами, действительно являются ответом на наши потребности. 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Нормативные акты:

  1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. N 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1));
  2. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»;
  3. Закон Республики Беларусь  от 26 ноября 2003 г. N 248-З «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь»;
  4. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. N 370-З «О Национальном Собрании Республики Беларусь»;
  5. Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»;
  6. Декрет Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. N 22 «Об утверждении положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь»;
  7. Регламент Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, принятый Постановлением Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь 9 октября 2008 г. N 1033-П3/IX;
  8. Регламент Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, принятый Постановлением Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь 19 декабря 2008 г. N 57-СР4/I.
 

Литература:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации 6-е изд.,изм. и доп.// М., Норма, 2007
  2. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.
  3. К.Н. Кунцев «Конституционное право Республики Беларусь» Минск, Амалфея. – 2000г.
  4. Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий. Под общей ред. В.Г. Тихини, Г.А. Василевича, М.И. Постухова. - Минск изд. «Беларусь», 2005.
  5. Масловская Т.С. «Место обязательного предварительного конституционного контроля в законодательном процессе Республики Беларусь (теоретический аспект) // статья;
  6. Основы права: Учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г. А. Василевич и др.; Под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 754с.

Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь