Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:41, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современно го общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Ведение …………………………………………………….……………….…….2
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения…………………………………………………..…….4
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь…………………………………………………………………..………7
2.1 Структура расходов бюджета………………………………………………12
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период……………………………………………………………………………18
3.1 Стадия составления проекта бюджета…………………………………..…21
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете………………………………………………………………………….25
3.3 Стадии принятия закона о бюджете…………………………………….….27
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства……………………………………...…….…..29
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения…....…..33
Заключение………………………………………………………………..…….34
Список использованной литературы…………………………………….…….37
Рассмотрим статус одного из важнейших внебюджетных фондов, каковым является Фонд социальной защиты населения. Он регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000г. № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты». Этот Фонд входит в состав республиканского бюджета.
Он создается в целях государственного управления пенсионным обеспечением граждан. Источниками доходов Фонда социальной защиты населения являются:
1) работодатели, организации и учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе и иностранные компании, фирмы и другие иностранные лица;
2) граждане, в том числе иностранные граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей на территории Республики Беларусь;
3) граждане, в том числе и иностранцы, применяющие труд наемных работников;
4) поступление средств республиканского бюджета;
5) доходы от капитализации средств Фонда и другие.
За неуплату или просрочку уплаты страховых взносов предусмотрены финансовые санкции, как за обязательные платежи. Определенная часть денежных средств поступает в Фонд социальной защиты населения из соответствующего бюджета, за счет выделенных в бюджете на социальные нужды страны.
Порядок формирования и использования средств Фонда устанавливается Советом Министров по согласованию с Президентом. Создаваемые финансовые резервы и направления их использования определяются Президентом Республики Беларусь Основные расходы Фонда социальной защиты населения идут на выплату пенсий, пособий и другие социальные выплаты, т.е на строго целевые нужды социального характера.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» признаны государственными целевыми бюджетными фондами:
1) республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной;
2) государственный фонд содействия занятости;
3) республиканский дорожный фонд;
4) республиканский фонд охраны природы;
5) инновационные фонды.
Областные и Минский городской Советы депутатов образуют целевые бюджетные фонды в соответствии этим республиканским фондам. В настоящее время все внебюджетные фонды входят в бюджет, являются составной частью бюджетной системы, этим имея свой правовой статус.
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период
Бюджетное законодательство Республики Беларусь закрепляет основы бюджетного процесса и детально регламентирует его. Бюджетный процесс является составной частью бюджетного права — это один из институтов подотрасли «бюджетное право», который устанавливает порядок применения норм материального права.
Основные параметры бюджетного процесса определены Конституцией Республики Беларусь. Более детальная регламентация дана в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». При этом порядок осуществления бюджетного процесса установлен для всех звеньев бюджетной системы Республики Беларусь. Строгое соблюдение норм процессуального бюджетного права является гарантией законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, своевременности и строго целевого расходования бюджетных средств.
Понятие бюджетного процесса в Республики Беларусь рассматривается в ст. 19 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондов». Он определен как регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, законами и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный процесс — это установленный правовыми нормами процесс деятельности государства в лице органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Процесс состоит из следующих стадий:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение (обсуждение) проекта бюджета;
- утверждение бюджета и принятие нормативного правового акта;
- исполнение бюджета;
- составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок не может быть изменен. При этом все стадии жестко регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и строжайшее соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии составления и исполнения бюджетов являются функциями государственных органов исполнительной власти. Стадии рассмотрения, обсуждения и утверждения — функциями соответствующих представительных органов власти.
Основная задача трех первых стадий бюджетного процесса — сделать все возможное, чтобы наилучшим образом исполнить бюджет.
С точки зрения правовой характеристики бюджетный процесс как институт бюджетного права представляет собой совокупность процессуальных норм бюджетного права, регулирующих бюджетные отношения по составлению, рассмотрению (обсуждению) проекта бюджета, утверждению, исполнению и утверждению отчетов бюджета и внебюджетных фондов.
В соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь единственным субъектом бюджета является государство в лице его государственных органов представительной и исполнительной власти. При признании бюджетных учреждений субъектами бюджетных процессуальных отношений они должны обладать определенными правами и нести обязанности в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов (а не их смет), утверждения и исполнения бюджетов.
Бюджетный процесс в Республике Беларусь базируется на общих принципах бюджетного права. Однако бюджетный процесс имеет ряд специфических принципов, которые присущи только этому процессу:
1) единство и полнота охвата всех доходов и расходов;
2) реальность запланированных средств;
3) гласность и публичность;
4) ежегодность;
5) специализации бюджетных показателей.
Единство и полнота охвата доходов и расходов означает, что при составлении проекта бюджета должны быть учтены все источники доходов на предстоящий бюджетный год, а также планирование их на последующие годы с учетом экономических показателей общественного производства. При планировании расходной части бюджета должны быть строго выдержаны параметры его расхода на душу населения равномерно по всей стране.
Реальность запланированных доходов должна соответствовать возможности бюджета произвести запланированные расходы, желательно их сбалансировать, т.е. установления правильного соотношения между доходами и расходами. Важное условие этого принципа — соответствие расходов бюджета его доходам, создание денежных резервов.
Принцип гласности и публичности предполагает, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Сюда можно отнести и публичную отчетность исполнительных органов перед представительными органами власти об исполнении бюджетов.
Важным принципом бюджетного процесса является принцип специализации показателей бюджета, которые базируются на основе бюджетной классификации. Принцип специализации показателей бюджета пронизывает все стадии бюджетного процесса, и отклонение от него недопустимо.
3.1 Стадия составления проекта бюджета
Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета. Составление проекта бюджета на очередной бюджетный год производится на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, с учетом прогнозных оценок поступлений доходов и исходя из потребностей в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию Республики Беларусь и административно-
В соответствии со ст. 21 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые направляются на рассмотрение Правительства и после их одобрения — Президенту.
Составление проектов бюджетов начинается с принятия постановления Совета Министров о начале составления проектов бюджета с 1 июня текущего года. На основании этого постановления Министерство финансов утверждает Правила составления проектов бюджетов на будущий бюджетный год.
Правила доводятся до всех субъектов бюджетного процесса, и прежде всего до местных финансовых органов.
Эти правила устанавливают:
1) сроки составления проектов бюджетов;
2) уточнение закрепленных источников доходов;
3) проектные отчисления из республиканского бюджета;
4) дополнительные источники, устанавливаемые местным Советом;
5) проекты сумм дотаций, субвенций и субсидий, заемных средств;
6) нормативность бюджетной обеспеченности на одного жителя Республики Беларусь.
Получив Правила составления проектов бюджетов, местные финансовые органы начинают составлять местные бюджеты.
Составление проектов бюджетов идет снизу вверх.
Финансовые органы собирают по два важных документа:
а) проекты смет бюджетных учреждений;
б) проекты балансов доходов и расходов хозяйствующих субъектов.
Кроме того, финансовые органы ведут так называемые собственные записи. На основании этих трех документов районные (городские) финансовые органы составляют проекты бюджетов районов и городов. К этим проектам районов присоединяются проекты бюджетов сельских и поселковых Советов, которые составляются соответствующими исполкомами.
Таким образом, расчетные финансовые отделы составляют консолидируемые бюджеты районов и представляют их в районные исполкомы, где они утверждаются. При утверждении этих консолидированных проектов бюджетов рассматриваются все спорные вопросы, которые возникают между финансовыми органами, с одной стороны, бюджетными учреждениями, хозяйствующими субъектами и сельскими, поселковыми исполкомами — с другой.
Решения исполкомов принимаются окончательно и обжалованию не подлежат. После утверждения консолидированные бюджеты районов и городов областного подчинения передаются в финансовые органы областей.
К этому времени областные финансовые органы готовят проекты бюджетов области на основании:
а) проектов смет бюджетов учреждений областного подчинения;
б) проектов балансов доходов и расходов хозяйствующих субъектов областного подчинения;
в) собственных записей.
На основании этих трех документов и консолидированных бюджетов районов финансовые органы составляют консолидированные проекты областей и бюджета г. Минска и передают на утверждение облисполкомов, Мингорисполкома, где также решаются споры между финансовыми органами, с одной стороны, и бюджетными учреждениями, хозяйствующими субъектами и районными, городскими исполкомами. Решения по этим вопросам принимаются окончательно, и все шесть консолидированных бюджетов областей и г. Минска передаются в Министерство финансов Республики Беларусь. К этому времени министерство составляет проект республиканского бюджета на основании тех же показателей. Затем, получив консолидированные бюджеты областей и г.Минска, составляет консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Проекты республиканского и консолидированного бюджетов утверждаются Правительством и предоставляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Вместе с проектами Президенту предоставляются: