Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование методологических аспектов бюджетирования и контроля затрат в системе управленческого учета, разработка бюджета на будущий год в целях повышения контроля затрат.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты бюджетирования и контроля затрат в системе управленческого учета;
- ознакомиться с методикой разработки бюджета;
- проанализировать и дать оценку системы бюджетирования и контроля затрат на предприятии;
- разработать новую систему бюджета.
Введение………………………………………………………………………….5
1. Теоретические аспекты бюджетирование и контроль затрат в
системе управленческого учета……………………………………………….. 7
1.1 Бюджетирование, как метод управления финансовыми ресурсами предприятия………………………………………………………………………7
1.2 Этапы и виды бюджетов, методика разработки…………………………..10
2. Анализ бюджетирования и контроля затрат в системе управленческого учета ОАО "Молоко"……………………………………………………………25
2.1 Управленческий анализ деятельности ОАО"Молоко"……………………25
2.2 Оценка системы бюджетирования и контроля затрат предприятия……..33
3. Разработка мероприятий по формированию бюджета……………………..36
3.1 Формирование бюджета в целях контроля затрат в системе управленческого учета…………………………………………………………..36
3.2 Оценка эффективности проектного бюджета……………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…
Для удобства консолидации бюджетов в главный бюджет компании используются итоговые бюджеты по элементам затрат.
Инструментом процесса бюджетирования являются бюджеты. В операционном бюджете деятельность предприятия планируется посредством специальных технико-экономических показателей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Конечная цель операционного бюджета - бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе: (43; с.158).
- бюджета продаж;
-
сметы производственной
- сметы коммерческих расходов;
-
сметы общехозяйственных
Бюджет продаж представляет собой план, от которого зависят практически все экономические показатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль и т.д.
На основе исследований, проведенных отделом маркетинга: о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж - руководство предприятия принимает решение о выпуске продукции. Готовится бюджет продаж, который может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом.
После того как объем продаж установлен, разрабатывается производственный бюджет. Производственный бюджет является основанием для расчета закупки сырья и материалов, необходимых для производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих расходов и общехозяйственных расходов.
Смета производственной себестоимости продукции рассчитывается на основании: сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов. (37; с.58).
1. Смета затрат на сырье и материалы представляет собой совокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которые планируется израсходовать на производство продукции в заданном плановом периоде. Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с вычетом стоимости возвратных материальных отходов.
2. Смета по труду. Цель данного документа - предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.
3. Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства, и др.
4. Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и др. При составлении сметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постоянными расходами, т.е. не зависящими от объемов продаж (расходы на рекламу). Расчет сметы расходов на продажу готовит отдел продаж. (47; с.189).
5.
Смета общехозяйственных расходов.
В смете рассчитываются плановые расходы
на нужды управления, не связанные непосредственно
с производственным процессом. Как правило,
в данном документе могут быть представлены
следующие плановые расходы: административно-
На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и убытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета.
Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включает в себя следующие показатели:
выручка от реализации продукции;
себестоимость реализуемой продукции; валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость); коммерческие расходы; общехозяйственные расходы;
прибыль (убыток) от продаж ("валовая прибыль" (убыток) минус коммерческие расходы, минус общехозяйственные расходы). Российские нормативные акты допускают другой вариант формирования прибыли предприятия, при котором общехозяйственные расходы, подобно общепроизводственным, распределяются на себестоимость реализуемой продукции. Руководство предприятия само принимает решение о том, как формировать себестоимость продукции и, соответственно, реализационные цены и прибыль. Принятое решение фиксируется в учетной политике предприятия. (34; с.129).
Во втором случае план прибылей и убытков будет иметь следующий вид:
-
выручка от реализации
- прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль (убыток) минус коммерческие расходы).
Второй составной частью главного бюджета является финансовый бюджет. В конечном итоге он представляет собой бюджетный баланс активов и пассивов предприятия. Все количественные оценки доходов и расходов, представленные в операционном бюджете, в финансовом бюджете трансформируются в денежные. Основная цель финансового бюджета - отражение плановых источников поступления финансовых средств и пути их использования. Финансовый бюджет состоит (31; с.302):
- из сметы капитальных затрат;
- бюджета денежных средств;
-
бюджетного бухгалтерского
6. Смета капитальных расходов представляет собой план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлениям капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и т.п.
Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета.
Инвестиции влияют на все экономические показатели результатов производства: себестоимость продукции, прибыль, налогооблагаемую базу; соответственно должны с особым вниманием рассчитываться планируемые цены реализации продукции, денежные потоки, расчеты с инвесторами за предоставленные кредиты, налог на имущество и т.д. В основу сметы капитальных вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологий и пр. При условии привлечения дорогостоящих инвестиций и длительного периода окупаемости проекта кредиты могут оказывать весьма значительное влияние на финансовый бюджет и, соответственно, на экономику предприятия в целом.
1. Бюджет денежных средств. Этот документ представляет собой планируемые поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджета выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Четко спланированный бюджет денежных средств обеспечивает предприятию достаточную кассовую наличность на любой момент.
2. Бюджетный бухгалтерский баланс представляет собой прогнозируемые остатки на бухгалтерских счетах на начало и конец планируемого периода, записанные в форме бухгалтерского баланса активов и пассивов.
Для составления этого документа используются данные всех ранее разработанных смет операционного и финансового бюджетов. При помощи бюджетного бухгалтерского баланса (26; с.141):
-
рассчитываются все базы по
налогам: на имущество,
-
планируется дебиторская и
-
корректируются многие
Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собой последнюю фазу принятия или отклонения главного бюджета либо внесения необходимых изменений и корректировок.
Рассмотрение
планового главного бюджета - это
серьезное мероприятие, как для
собственников предприятия, так
и для потенциальных
До
всех служб организации на основании
утвержденного бюджета
Эффективность и обоснованность бюджетирования оценивается путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Как правило, чем точнее планирование, тем меньше отклонений по всем показателям.
Таким образом, система бюджетирования определяет порядок и схему расчётов всех показателей бюджетных форм принятых на предприятии. На каждом предприятии, в котором применяются финансово-экономические расчёты, обязательно использует определённую финансовую модель построения бюджетов. Поэтому, можно сказать, что система бюджетирования нацелена на анализ различных вариантов финансовых последствий реализации намеченных планов. Система бюджетирования также предусматривает анализ различных вариантов изменения финансового состояния предприятия и оценки финансовой устойчивости, в условиях постоянно меняющейся рыночной среды.
Основные
принципы разработки бюджета предприятия
рассмотрены в проектной части курсовой
работы.
2.
Анализ бюджетирования
и контроля затрат
в системе управленческого
учета ОАО "Молоко"
2.1
Управленческий анализ
деятельности ОАО "Молоко"
Открытое акционерное общество "Молоко", учреждено Постановлением краевого комитета по управлению государственным имуществом 24 ноября 1992 года. Полное официальное наименование Общества - Открытое Акционерное Общество "Молоко". Сокращенное наименование общества - ОАО "Молоко". Ранее предприятие называлось "Гормолзавод Минусинский", который существовал с 1964 года и образовался, в свою очередь, после реорганизации маслопромбазы. Предприятие по праву считается одним из старейших предприятий г. Минусинска.
Местонахождение Общества: 662800 г. Минусинск, Красноярского края, ул. Февральская, 20. Почтовый адрес: 662800 г. Минусинск, Красноярского края, ул. Февральская, 20.
Уставный капитал: 1815 тыс. рублей. Учредители: Юридические лица - 2 хозяйства. Физические лица 12 человек, количество акций 1815 штук. Общая площадь составляет 24527 м2, торговая площадь составляет 3535 м2.
Дата регистрации: ОАО: 23 января 1992г. Свидетельство №17.
Предприятие "Молоко", является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица предприятие приобретает с, даты его регистрации. Имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный и иные счета в банках, печать со своим полным наименованием, бланки и другие, установленные в системе делопроизводства реквизиты.
До образования ОАО завод имел в своем подчинении один низовой завод - Курагинский и три сепараторных отделения.
Предприятие занимается приемом и переработкой молока от хозяйств, фермеров и частных лиц, а также реализацией молочной продукции.
Основные виды деятельности:
- производство масло сливочное животное ("Крестьянское" весовое и фасованное, "любительское" весовое, с наполнителем "какао" весовое и фасованное).