Аудит и ревизия денежных средств на примере ООО «Строймир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное изучение состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств и денежных документов в кассе предприятия, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и разработка мероприятий по устранению данных недостатков на примере ООО «Строймир».

Оглавление

Введение 3
1 Задачи и источники информации для аудита и ревизии кассы и кассовых операций 5
2 Методика проверки кассы и выполнения условий, обеспечивающих сохранность денежных средств 9
3 Аудит и ревизия кассовых операций 14
4 Аудит и ревизия ценных бумаг 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложения 30

Файлы: 1 файл

КР - аудит и ревизия денежных средств.DOC

— 684.50 Кб (Скачать)

В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической  информации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно [25, с. 54].

2. Приемы проверки  реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов (их соответствие совершенным хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации). В их состав входят:

  • сопоставление данных документов, отражающих кассовые операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;
  • подтверждение (сверка расчетов);
  • проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;
  • прослеживание (сканирование);
  • аналитические процедуры;
  • специальные методы, в число которых входят контрольное сличение логическое исследование операций [25, с. 55].

Аудит кассы и кассовых операций производится по трем основным направлениям:

  • инвентаризация денежной наличности;
  • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу;
  • проверка правильности списания денег в расход [9, с. 343].

Инвентаризация кассовой наличности должна проводиться внезапно, т.е. немедленно после прибытия аудитора на предприятие для проверки.

При временном отсутствии кассира помещение кассы опечатывается, и инвентаризация ее проводится по прибытии кассира. Если кассир отсутствует длительное время, на предприятии создается комиссия, проводится инвентаризация кассовой наличности и передача кассы другому материально ответственному лицу.

Инвентаризация кассы  проводится в присутствии главного бухгалтера и кассира. Если на предприятии  выплату заработной платы, кроме  кассира, производят другие должностные лица, за которыми на начало проверки числятся остатки наличных денег, необходимо в день инвентаризации кассы потребовать от них отчета за полученные суммы [22, с. 91].

Кассовые операции на время инвентаризации кассы прекращаются и лишь в исключительных случаях с разрешения и в присутствии аудитора могут быть выполнены. До начала инвентаризации кассы аудитор должен выяснить: не хранятся ли в кассе деньги, принадлежащие другим организациям.

Кассир до начала инвентаризации делает в письменной форме заявление о находящихся в кассе денежных средствах, принадлежащих профкому предприятия, кассе взаимопомощи. В этом случае необходимо пригласить председателя и членов ревизионной комиссии профкома (кассы взаимопомощи) и провести одновременную совместную инвентаризацию кассы предприятия и кассы профкома (кассы взаимопомощи).

До начала проверки наличия  денежных средств и других ценностей  в кассе кассир должен составить кассовый отчет.

В отчет включаются все  приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие документы, не предусмотренные правилами ведения кассовых операций, во внимание не принимаются и в отчет не включаются.

В период выплаты заработной платы в кассе могут быть частично оплаченные платежные ведомости. Если срок оплаты платежных ведомостей истек, они закрываются и включаются в отчет кассира.

Если срок оплаты не истек, поступают по одному из следующих  вариантов:

  • если сумма выплаты значительная, ведомость закрывают и проводят по последнему кассовому отчету;
  • если по ведомости только начата выплата, на ней делают отметку о фактически произведенной выплате до начала инвентаризации, которую заверяют своими подписями аудитор, кассир и главный бухгалтер. При этом аудитор и кассир подсчитывают выданные по платежным ведомостям суммы и указывают их в акте;
  • выплаченные по платежным ведомостям суммы засчитывают в остаток наличных денег в кассе. Это делается для того, чтобы не закрывать досрочно ведомости и не возлагать на бухгалтеров трудоемкую работу по составлению реестра депонированной заработной платы. Для этого указанные суммы (суммы, по которым есть расписка в получении) подсчитываются по каждой ведомости вначале аудитором, и против каждой выплаченной суммы делается пометка «Учтено или выдано до инвентаризации». В конце ведомости делается пометка «До инвентаризации по настоящей ведомости выплачено, и указывается сумма». Вторым такие ведомости считает кассир. В акте инвентаризации кассы эта сумма указывается отдельно по каждой ведомости [16, с. 32].

До инвентаризации кассовой наличности кассиру предлагается подписать расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на денежные средства включены в отчет и сданы в бухгалтерию, все денежные средства, поступившие в кассу, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Это необходимо для предотвращения заявлений кассира после проверки кассы о наличии у него документов, не включенных в последний кассовый отчет.

Аудитор должен тщательно  проверить тщательность кассового  отчета и выведения остатка наличных денег в кассе на момент инвентаризации. Остаток денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца. При проверке кассового отчета и приложенных к нему приходных и расходных документов аудитор должен сопоставить номера последних приходных и расходных кассовых ордеров, приложенных к отчету, с записями в журналах регистрации, чтобы убедиться в полноте учета последних кассовых операций.

Если будут обнаружены расхождения в сумме или нумерации  ордеров, необходимо выяснить причины. После проверки кассового отчета аудитор визирует отчет и все приложенные к нему приходные и расходные кассовые документы с указанием: «До инвентаризации, на … (дата)». Это необходимо для того, чтобы не допустить в дальнейшем никаких исправлений в кассовом отчете. Проверенный и завизированный аудитором отчет передается в бухгалтерию для выведения сальдо по счету «Касса» на момент инвентаризации кассовой наличности. После этого проводится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе. Для этого кассир предъявляет имеющиеся в кассе деньги, денежные документы и другие ценности. Деньги и другие ценности пересчитывает кассир в присутствии аудитора и главного бухгалтера или другого члена комиссии.

Денежные средства пересчитываются  по каждой купюре в отдельности (обычно начиная с купюр высшего и заканчивая купюрами низшего номинала). При наличии значительного количества купюр необходимо составить опись, в которой указываются достоинство купюр, их количество и сумма. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

После проверки денег и других ценностей, хранящихся в кассе, составляется акт инвентаризации кассы. Кассир должен дать расписку в том, что вес указанные в акте суммы денежных средств, документы и другие ценности приняты им на ответственное хранение. При условии излишков или недостачи денег и других ценностей в кассе, а также при наличии временных расписок о заимствовании денег из кассы аудитор обязан потребовать от кассира письменное объяснение о причинах недостачи или излишка.

Если инвентаризация кассовой наличности проводится аудитором, акт составляется в 3-х экземплярах, один из которых прилагается к справке (акту) проверки, второй передается в бухгалтерию, а третий остается у материально ответственного лица.

Находящиеся в кассе почтовые и  гербовые марки, лотерейные билеты, путевки в дома отдыха и санатории принимаются к учету как денежные документы, при их пересчете составляются специальные описи, в которых указывается их наименование, серии, номера, сроки действия и другие специфические признаки, а также номинальная стоимость. Отдельно при пересчете составляется опись по бланкам строгой отчетности, в которой указываются виды бланков, номера, количество по каждому виду.

По лимитированным чековым книжкам  целесообразно составить отдельную опись с указанием даты их получения в банке, номеров использованных и оставшихся чеков.

По чековой книжке на получение  наличных денег сопоставляется номер  последнего корешка чека с номером  в отчете кассира. Обращается внимание на наличие в чековой книжке подписанных незаполненных чеков распорядителя кредита [21, с. 156].

Фактический остаток денежных документов и бланков строгой отчетности, установленный при инвентаризации, сопоставляется с остатками по данным бухгалтерского учета по счету 50/3 «Денежные документы» и забалансовым счетом 006 «Бланки строгой отчетности».

Если в кассе установлена  недостача или излишек, аудитор, с участием работника бухгалтерии и кассира, должен проверить правильности итогов по всем кассовым отчетам за период со дня предыдущей инвентаризации кассы до настоящей, выяснить, не допущены ли в них арифметические ошибки.

При отсутствии таких ошибок установленная  недостача считается реальной и подлежит немедленному погашению, а излишек – оприходованию.

На сумму недостачи денег  в кассе составляется расходный  кассовый ордер, устанавливается причина недостачи, и при установлении вины кассира недостача относится на его счет.

В этом случае составляются следующие  бухгалтерские записи: дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 50 «Касса» и одновременно дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба») и кредит счета 94.

Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе  подлежат оприходованию с отнесением их на финансовые результаты деятельности предприятия. Это отражается в бухгалтерском учете составлением приходного кассового ордера и записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 92/2 «Внереализационные доходы». Одновременно устанавливаются причины возникновения излишков и недостач денег в кассе. По всем установленным фактам отклонений фактического наличия денег в кассе от данных бухгалтерского учета кассир представляет инвентаризационной комиссии письменное объяснение [26, с. 261].

При аудиторской проверке проведение инвентаризации кассовой наличности и других ценностей, хранящихся в кассе, не относится к числу обязательных процедур, используемых аудитором для подтверждения достоверности данных, числящихся по статье «Касса» актива баланса. Аудитор в данном случае может воспользоваться результатами внутреннего контроля. В соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь на каждом предприятии, независимо от форм собственности, не реже одного раза в квартал производится внезапная инвентаризация кассы. Результаты инвентаризации оформляются актом. Аудитор, изучив за проверяемый период акты инвентаризации кассы, решает вопрос о целесообразности проведения инвентаризации кассы. В случае необходимости инвентаризации кассы аудитор выполняет вышеперечисленные процедуры [9, с. 365].

 

3 Аудит и ревизия кассовых операций

 

 

Бухгалтерский учет в  ООО «Строймир» ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет ведется  автоматизированным способом с применением программы «1С: Бухгалтерия 7.7». Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.

Бухгалтерский учет в  ООО «Строймир» осуществляется бухгалтерией в составе трех человек.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых, и финансовых ресурсов, осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов, проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных фондов, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности.

Бухгалтеры выполняют  работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет товарно-материальных ценностей, топлива, издержек обращения, денежных средств, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за оформления путевых листов), подготавливают данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следят за сохранностью бухгалтерских документов, оформляют их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

Предприятием, в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», разработана учетная политика предприятия на 2010 г. В целях бухгалтерского и в целях налогового учета. Она в полном объеме раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности; а именно: критерии разделения имущества на основные средства и предметы, способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, порядок распределения издержек обращения, метод учета выручки, признание операционных и внереализационных доходов и расходов прибыли от реализации продукции и другие способы, без знания о применении которых пользователем бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота и результатов деятельности предприятия.

Для эффективного проведения контроля любой стороны финансово-хозяйственной  деятельности предприятия аудиторская деятельность должна быть запланирована.

Информация о работе Аудит и ревизия денежных средств на примере ООО «Строймир»