Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов,
касающихся функционирования и положения экономического объекта
(самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о
таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным
независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит
заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно,
под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой
отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении
достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а
также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного
права и налогового законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Исторические аспекты возникновения аудита.

1.1 История возникновения аудита. 9
1.2 Происхождение и развитие аудита в США. 16
1.3 Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы. 19
1.4 Аудит в странах Азии и Восточной Европы. 30
1.5 Международные аудиторские организации, их роль в стандартизации
отрасли. 49

Глава 2. Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике
стран СНГ.

2.1 Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике. 61
2.2 Становление и развитие аудита в России. 70
2.3 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан. 83

Глава 3. Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской
Республике.

3.1 Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как
предпринимательской деятельности. 94
3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике. 101
3.3 Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской
Республике. 122
3.4 Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской
Республике. 130
3.5 Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 152

Список используемой литературы 159

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 314.07 Кб (Скачать)

гг.,  когда  была  предпринята  попытка  принять  законодательный   акт   об

аудиторской деятельности в  СССР. После принятия Законов  «О  предприятиях  в

СССР», «О собственности в  СССР» и особенно Закона РСФСР  «О  предприятиях  и

предпринимательской деятельности»  в стране появились различные  коммерческие

структуры, в том числе  аудиторские фирмы.

      Среди отечественных  аудиторских фирм, возникших в  те годы  («Контакт»,

«Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит»,  АО  «Балтийский  аудит»,  «Питерконто»,

МКД,  кооператив  «Аудитор»,  ТОО  «Ленбанкаудит»,  «Информаудит»  и   др.),

следует отметить  фирмы  «Контакт»  и  «Руфаудит»,  которые  по  организации

работ, сбора информации стали  эталоном для других аудиторских  фирм.

      В   учредительных   документах   указанных   фирм   предусматривались:

проведение проверок финансово-хозяйственной  деятельности  предприятий  любых

организационно-правовых форм и видов  собственности  с  целью  подтверждения

достоверности  и  реальности  их   финансовой   отчетности;   предоставление

консультаций по различным  вопросам  финансовой,  правовой,  хозяйственной  и

коммерческой  деятельности,  включая  бухгалтерский  учет,  налогообложение,

управление финансовой деятельность и т.п.

      В январе  1990  г.  сформировалось  СП  «Эрнест   энд  Янг Внешаудит».

Предметом  его  деятельности  стало  проведение  аудиторских   проверок   на

совместных  предприятиях,  а  также  на  любых   предприятиях,   фирмах,   в

организациях по их  просьбе.  Кроме  того,  в  уставе  СП  предусматривались

консультации, обучение персонала  и т.д. Таким образом,  уже  в  1990  г.  на

аудиторском рынке СССР появилась  крупнейшая  межконтинентальная  аудиторская

фирма, входящая в так называемую «большую шестерку»  («большая  шестерка»  –

общепринятое собирательное  имя фирм Arthur Andersen,  KPMG,  Ernst  &  Yong,

Coopers & Lybrand,  Deloitte  &  Touche,  Price  Waterhouse;  с  1998  г.  –

“большая  пятерка”).  Создавались  аудиторские  фирмы  и  в  других  союзных

республиках.    Одновременно    формировались    общественные    организации

бухгалтеров и аудиторов. Так, большим  событием  для  финансовых  работников

стало проведение 8 декабря  1989  г.  учредительной  конференции  Ассоциации

бухгалтеров СССР.

      Появление  акционерных обществ,  кооперативов,  совместных  предприятий

других хозяйственных  структур, присущих  рынку,  а  также  аудиторских  фирм

потребовало разработки нормативных  законодательных актов.  В  связи  с  этим

Министерство  финансов  СССР,   в   частности   его   Контрольно-ревизионное

управление, по указанию Правительства  СССР,  а  затем  и  в  соответствии  с

Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября  1989  г.  приступило  к

разработке концепции  реорганизации финансового  контроля  в  стране.  Решено

было  подготовить  проект  постановления  Совета  Министров  СССР  по  этому

вопросу.  Для  подготовки  проекта  сформировалась  группа  специалистов.  В

начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение  советам

министров союзных республик.

      Проектом  постановления Совмина СССР предусматривалось  создать в  нашей

стране сеть  хозрасчетных  аудиторских  организаций  (фирм)  для  проведения

ревизий  и  проверок  финансово-хозяйственной  деятельности  за   плату   по

договорам с государственными, кооперативными  и  арендными  предприятиями  и

организациями,   акционерными   обществами,   межотраслевыми   ассоциациями,

концернами, совместными  предприятиями с  участием  иностранного  капитала  и

другими  хозрасчетными  предприятиями  и   организациями.   С   этой   целью

предлагалось организовать при Министерстве  финансов  СССР  и  министерствах

финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на  них  функции

создания аудиторских  фирм,  координации  и  контроля  за  их  деятельностью.

Палатам предоставлялось  право выдавать (прекращать) лицензии на  аудиторскую

деятельность  и  определять  в  установленном  порядке   размер   платы   за

предоставленные услуги.

      В 1989 г.  Министерство финансов СССР, Торгово-промышленная  палата СССР

и Центр по транснациональным  корпорациям ООН провели  в  Москве  семинар  по

проблемам  бухгалтерского  учета,  аудита  и  финансового   менеджмента   на

совместных предприятиях. Дело в том, что  проблемы  бухгалтерского  учета  и

аудита, которые возникали  в связи с различиями в системах учета на Западе  и

в бывшем СССР, весьма существенны. (Часть  этих  проблем  все  еще  остается

актуальной и для нынешних стран Восточной Европы, России и  СНГ.)

      После этого  семинара (с 1989 г.) в нескольких  вузах СССР, в том  числе

и на базе Киевского  государственного  университета,  Московского  института

народного  хозяйства  им.  Г.  В.  Плеханова  и   Ленинградского   института

советской торговли им. Ф. Энгельса, несколько  лет  функционировала  система

подготовки  аудиторов   и   специалистов   по   учету   в   соответствии   с

международными стандартами. Учеба была организована с участием  ООН  (Центра

по транснациональным  корпорациям), Британского совета в  Москве и  крупнейших

аудиторских фирм («Купере  и Лайбранд», ДТТ, КПМГ и др.).

      Следует  определенно признать, что начало  использования в СССР тех   лет

международно признанного опыта аудита шло не благодаря, а во многом  -  даже

вопреки желанию многих руководителей  союзного  уровня.  Отдельные  из  них,

даже  присутствуя  на  заседании  Комиссии  Совмина  СССР  по  экономической

реформе (30  марта  1990  г.),  посвященном  этому  вопросу,  либо  занимали

выжидательную позицию, либо активно выступали против аудита, утверждая,  что

развитие    аудита    в    СССР    абсолютно    противоречит    действующему

законодательству.

      По моему  же мнению, сам  факт  возникновения   к  тому  времени  аудита

«снизу» уже говорил  о  многом.  Практический  аудит  неуклонно  развивался,

исходя из внутренней логики экономических  преобразований,  на  естественном

фундаменте соотношения  спроса и предложения.

      Дело в  том, что в условиях появления  и развития  множественности   форм

собственности возник и стал стремительно нарастать  новый  вид  дефицита.  В

различных  регионах  страны  вдруг   становилось   ясно,   что   отсутствует

достоверная информация  о  деловой  репутации  того  или  иного  конкретного

предприятия:  правомерно  ли   его   стремление   быть   учредителем   новых

коммерческих  банков,  бирж  и  иных  рыночных   структур;   достоверны   ли

представляемые его администрацией отчетные  данные;  оправилось  ли  оно  от

шока и не разворовано  ли оно уже; жизнеспособно ли оно  в  конце  концов  или

«вскрытие показало, что больной  умер от вскрытия»?

      Было важно  и  то,  что  спонтанное  зарождение  и  развитие  (пусть   и

противоречивое)  отечественного  аудита   помогало   преодолеть   нездоровые

настроения, которые начинали появляться у наиболее квалифицированных  в  этом

плане  специалистов  и  свидетельствовали  об  их  неверии  в  значимость  и

эффективность выполнения столь  важных и скрупулезных  работ.  Это  позволяло

принимать срочные и актуальные меры для ликвидации источников  углублявшейся

диспропорции  между  трудной   ответственной   работой,   требующей   особых

бухгалтерских  и  аудиторских  познаний,  и  неадекватным   вознаграждением,

общественной ролью аудиторов.

      Начало функционирования  аудиторских организаций,  фирм,  кооперативов,

таким образом, явилось хотя и  слабыми,  но  в  целом  действенными  и  (что

особенно   важно)   повсеместными    шагами    наиболее    квалифицированных

специалистов  в   области   управления,   учета,   анализа   и   финансового

менеджмента,   направленными   на   создание   правовой   экономики   и   на

строительство  гражданского  общества.  В  дальнейшем  выявились  и   другие

эффекты. Развитие аудита помогало экономить значительные средства на  оплату

труда штатных ревизоров  промышленности, торговли,  строительства,  сельского

хозяйства и других важных сфер  деятельности  регионов.  Кроме  того,  аудит

также способствовал разграничению  сфер деятельности независимых аудиторов  и

внутренних аудиторов  этих и других отраслей, т.е.  работавших  там  и  ранее

ведомственных контролеров-ревизоров. Это позволяло  сохранять,  укреплять  и

качественно  обновлять  штат  профессионалов-ревизоров,  а  также  создавало

эффективные дополнительные возможности маневра  в  такой  важнейшей  функции

управления, как контроль. Кроме того, аудиторские фирмы, не получая на  свое

развитие денег из бюджета, сами становились  надежным  источником  бюджетных

поступлений.  А  хозяйственным  системам,   функционирующим   на   принципах

самостоятельности,  самоуправления  и  самофинансирования,  постепенно  была

предоставлена возможность  выбора и тщательной  отладки  наиболее  приемлемых

для них форм контроля.

      Соответственно  на  разных  уровнях  и   срезах  экономики  стал  более

проявляться  и  спрос  на  функцию  засвидетельствования  аудиторов.  Усилия

аудиторов уже способствовали решению определенных проблем во многих  крупных

городах  страны,  например,   при   создании   совместных   и   стопроцентно

иностранных  предприятий,   формировании   принципиально   новой   кредитно-

банковской системы, основных институтов фондового рынка и  т.д.  Они  шли  на

защиту прав и свобод тех  экономических  субъектов,  которые  более  успешно

вписывались в новые, более  жесткие  и  жестокие  условия  капитализирующейся

России.

      Как видим,  в 1990 г. было выбрано  правильное  направление,  и  многие

идеи тех лет были реализованы  в Указе Президента от 22 декабря 1993  г.  «Об

аудиторской  деятельности  в  Российской  Федерации».  Однако  судьба  этого

проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы  в  СССР,  была

одинакова: они так и  не были приняты Советом Министров  СССР.

      Началом  третьего этапа  становления   аудита  в  России  условно   можно

считать 5 декабря 1991 г. В  этот  день  Е.Т.  Гайдар  поручил  Министерству

экономики и финансов РСФСР  совместно с  заинтересованными  министерствами  и

ведомствами рассмотреть  вопрос о создании аудиторской службы как  одного  из

важных направлений перестройки  системы финансового контроля в  республике  и

дать предложения по проблеме в целом.

      А  в   стране,  несмотря  на  отсутствие  законодательной  базы,  бурно

развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские  фирмы, причем  не

только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных  городах.

Имелось уже около 800  аудиторских  фирм.  В  Москве  под  видом  совместных

предприятий открыли свои филиалы крупнейшие  межконтинентальные  аудиторские

фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд»

и др.

      Развернулась  подготовка аудиторов. Здесь активную  роль взяли  на  себя

крупнейшие ВУЗы (Академия народного  хозяйства,  Московский  государственный

университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов  в

Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани,  Уфе,  Краснодаре  и  других

городах.

      Таким образом,  можно говорить, что к середине 1992 г. аудит  в  России

был создан. Однако без нормативной  базы развиваться дальше такая  служба  не

могла. Принятие  специального  законодательного  акта  стало  задачей  номер

один.

      Проект  Закона  «Об  аудиторской   деятельности»,   подготовленный   в

соответствии с поручением Е.Т. Гайдара от 5  декабря  1991  г.  КРУ  Минфина

России   и   согласованный   с   Минюстом,   МВД    России,    Прокуратурой,

Государственной  налоговой  службой,  ГКАП  и  Правительством  Москвы,   был

направлен в Правительство  России 11 февраля 1992 года.  12  ноября  1992  г.

проект был доработан  с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми  же

ведомствами и направлен  Президенту РФ, который внес его  на  рассмотрение  в

Верховный Совет РФ, где  были образованы соответствующие  структуры  для  его

рассмотрения. Наиболее важной среди них стал  Международный  консультативный

комитет по развитию  бухгалтерского  учета  и  аудита  Российской  Федерации

(МКК). Он был создан 29 июля 1992 г.,  в  его  состав  помимо  отечественных

специалистов, вошли представители  ООН, Европейской комиссии, Мирового  банка

и др.

      Итак, проект  Закона  был  внесен  Президентом   РФ  на  рассмотрение  в

Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял  решение  об

организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект  закона

в обоих чтениях. Затем  последовали письма Президента РФ в  Верховный  Совет,

в которых отмечалось, что  подписание Закона  «Об  аудиторской  деятельности»

станет возможным только после внесения в  него  принципиальных  изменений  и

дополнений.

      7 октября  1993  г.  Президент  РФ  издал   Указ  №  1598  «О  правовом

Информация о работе Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике