Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов,
касающихся функционирования и положения экономического объекта
(самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о
таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным
независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит
заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно,
под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой
отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении
достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а
также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного
права и налогового законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Исторические аспекты возникновения аудита.

1.1 История возникновения аудита. 9
1.2 Происхождение и развитие аудита в США. 16
1.3 Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы. 19
1.4 Аудит в странах Азии и Восточной Европы. 30
1.5 Международные аудиторские организации, их роль в стандартизации
отрасли. 49

Глава 2. Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике
стран СНГ.

2.1 Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике. 61
2.2 Становление и развитие аудита в России. 70
2.3 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан. 83

Глава 3. Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской
Республике.

3.1 Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как
предпринимательской деятельности. 94
3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике. 101
3.3 Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской
Республике. 122
3.4 Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской
Республике. 130
3.5 Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 152

Список используемой литературы 159

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 314.07 Кб (Скачать)

      В рыночных  условиях аудит предпринимательской  деятельности  становится

важной  функцией  и  менеджмента.  Умело  и   целенаправленно   организовать

аналитическую работу на хозяйствующих  субъектах — значит  обеспечить  синтез

аналитической информации, как  отдельных функциональных  служб  так  и  служб

менеджмента. Поэтому не случайно организационная структура иностранных  фирм

предусматривает обособление  аналитических служб  (центральное  аналитическое

бюро),  результатов  всех  практикуемых   видов   аудита   (первоначального,

согласованного, обязательного  и инициативного). В  экономических  структурах

развитых   капиталистических   государств   имеются   специальные    научно-

исследовательские    подразделения,    разрабатывающие    методику    аудита

базирующего на риске.

      Рыночная   экономика   требует   подготовки    высококвалифицированных

специалистов   в   области   аудита   предпринимательской   деятельности   и

конфиденциальной   калькуляции,   сочетающих   в   себе   умение   выполнять

комплексные  работы  учетно-аналитического,  валютно-финансового,   технико-

производственного,   сбытового   и   последовательного   характера.    Такие

требования и определяют сегодня квалифицированный уровень  менеджера.

      Особой задачей,  аудиторской проверки в современных   условиях  является

аудит  базирующего  на  риске.  Затратный   метод,   существовавший   ранее,

административно-командное  управление,  широко   распространенная   практика

дотированная убыточных  предприятий  заменяются  гибкой  предпринимательской

системой, действительно  связанной с коммерческим риском.

      В условиях  рыночной экономики, риск —  категория часто  с  конкурентной

непредсказуемостью,  значительно  объективная,  доставляющая  массу   хлопот

предпринимателям, ведущим  хозяйственно-финансовую  деятельность  при  любой

форме собственности. Преодолеть возникающие трудности  с  наименьшим  риском

можно при двух непременных  условиях:

      1)  с   помощью  организации  тщательного   анализа  затрат   живого   и

общественного труда, регулярного  учета, контроля и  аудита  себестоимости  в

процессе   производства   и   реализации    продукции    (промышленного    и

потребительского  назначения).   Здесь   первостепенная   роль   принадлежит

производственной и торговой калькуляции. Именно она  должна  превратиться  в

надежную линию, которая  поможет  проложить  верный  курс  в  море  свободной

экономики.  Пока  действующая  практика  свободного  ценообразования  меньше

всего  опирается  на  точные  калькуляционные  расчеты   в   промышленности,

сельском хозяйстве и  торговле. Наблюдающийся  ценовой  беспредел,  свободная

накрутка цен во многом порождаются крайним ослаблением,  а  порой  и  полным

отсутствием контроля и аудита со  стороны  аудиторских  служб  за  процессом

ценообразования;

      2)  кардинальной  перестройкой  анализа  потребительского   спроса   в

условиях  либерализации  цен.  Изучение  потребительского  спроса   является

слабым  местом  республиканской  экономики.   Централизованное   обеспечение

фондами,  сложная  система  управления  товарными   потоками,   многозвенная

система прохождения  любого  товара  делали  его  путь  от  производителя  к

потребителю поистине «тернистым».

      Международный  подход, мировой стандарт, мудро  выраженный в формуле «из

рук производителя в рот  потребителя», сплошь и рядом нарушался.

      В   процессе   управления   предпринимательской   деятельностью    его

содержательный и хронологический  аспекты позволяют выделить  основные  этапы

— предварительный, оперативный  и заключительный, тем самым  классифицировать

виды  аудита  предпринимательской  деятельности  в  соответствии   с   этими

признаками.  Учитывая,  что  управление  предпринимательской   деятельностью

представляет собой синтетический  процесс, следует указать, что  на  практике

виды аудита вряд ли  могут  существовать  обособленно  друг  от  друга,  так

сказать,  в  «чистом»  виде.  Вместе  с  тем,   понимание   методологических

особенностей  различных  видов  аудита  чрезвычайно  важно  для  организации

предпринимательской работы на хозяйствующих субъектах.

      Рыночные  отношения,  как  известно,   характеризуются   динамичностью

конъюнктуры внешнего и  состоянием  внутреннего  аудита  субъектов.  Поэтому

усиление роли и значения в ближайшем будущем оперативного управления и,  как

следствие, внутреннего аудита представляется вполне очевидным.

      Предпосылкой  внутреннего аудита на  субъектах   является  использование

компьютерных   технологий   сбора,   обработки   и   хранения    оперативной

экономической информации. Факт существенного отставания экономики  страны  от

общепринятых  стандартов   компьютеризации   общеизвестен   и   не   требует

дополнительной констатации. Отсюда нерешенность  задачи  оперативного  учета

товарной реализации в  розничной торговле,  что,  в  свою  очередь,  является

наиболее существенным фактором, сдерживающим внедрение  в  практику  методов

внутреннего аудита и управления.

      Одним из  основных  условий  организации   внутреннего  аудита  является

прочная  унифицированная  информационная   и   правовая   база,   для   чего

Министерством финансов  утвержден  Генеральный  план  счетов  бухгалтерского

учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, и инструкции по  его

применению, единые формы  бухгалтерской отчетности. Они введены  в действие  с

1  января  1998  года,  а  затем  дополнены  и   заменены  на   План   счетов

бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  (разработанные  в

соответствии  с  МСФО)  от  18  ноября  2002  года  (постановление   №   28,

Государственная  комиссия  при  Правительстве   Кыргызской   Республики   по

стандартам  финансовой  отчетности  и  аудиту)  и   обязательны   для   всех

предприятий,  объединений  и   организаций   (кроме   банков   и   бюджетных

учреждений),  включая  предприятия   с   участием   иностранных   инвесторов

(совместные предприятия)  и предприятия, полностью принадлежащие   иностранным

инвесторам.  А  с  1  октября  1997  года  приказом  Министерства   финансов

Кыргызской   Республики   было   утверждено   18   национальных   стандартов

бухгалтерского учета, которые  введены  с  1  января  1998  года.  однако  в

настоящее время предписывается руководствоваться не КСБУ, а  МСФО,  так  как

План счетов разработан в  соответствии с ними.

      Постановлением  правительства Кыргызской Республики  от 26  января  1993

г. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской  деятельности  в

республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного  постановления  приказом

Министра экономики и  финансов Кыргызской Республики от 13 сентября  1993  г.

№  47-п/3  утверждено  «Положение  о  Совете  по  аудиторской   деятельности

Кыргызской  Республики»  и  приказом  от  13  сентября  1993  г,  №   48-п/3

утверждено «Положение о  порядке лицензирования аудиторской  деятельности  на

территории Кыргызской Республики».

      Решением  Совета по аудиторской деятельности  в ноябре  1993  г.  выданы

первые  лицензии  па  право  занятий  аудиторской  деятельностью   следующим

юридическим   лицам:   Аудиторско-консультационной   фирме    «Кыргызаудит»,

Обществу  с  ограниченной   ответственностью   «Аудит   ЛТД»,   Обществу   с

ограниченной ответственностью аудиторской фирме «Эсеп ЛТД».

      В  перспективе   аудиторские   фирмы   по   заказам   предприятий   или

коммерческих  банков  будут  производить  регулярные   проверки   и   анализ

состояния  платежеспособности  и  финансовой   устойчивости,   экономической

эффективности  и  рентабельности;  оценивают  реальность   статей   баланса,

реальность финансового  отчета.  Без  положительного  заключения  аудиторской

фирмы  ни  один  банк  не  вступит  в  кредитно-коммерческие   отношения   с

предприятием, товариществом, акционерным обществом и т.д.

      Когда предприятие  или организация  объявляется   банкротом,  анализируя

баланс и реальность оставшегося  имущества финансового состояния,  финансовой

отчетности, обуславливаемые  всей производственно-коммерческой  деятельностью

предприятия,  аудиторская  фирма  должна  дать  конечные   оценки,   выносит

суждения о продаже  его с торгов на конкурсной основе или же  передаче  банку

для   последующего   использования.   С   целью   нормализации   организации

бухгалтерского учета  и аудита в  Кыргызской  Республике,  адаптация  их,  на

международный стандарт были разработаны и изданы в Законах  «О  бухгалтерском

учете» (2 апреля 2002 года) и  «Об аудиторской  деятельности»  (3  июня  1998

года).

      Принимая  все это во внимание можно  представить следующую схему  аудита:

 

Структурная схема аудита

Схема 1

 

 

 

2.2   Становление и  развитие аудита в России.

 

 

      Человечество  всегда проявляло большой   интерес  к  основам  управления

экономическими процессами, а также к роли контроля  в  управлении.  Историки

утверждают, что человечество знакомо с определенными видами  отчетности  уже

не менее 6000 лет. Учет и  отчетность (равно как и  контроль  ее  содержания)

вначале прямо  были  связаны  с  потребностями  содержания  двора,  а  также

больших, постоянно действующих  армий, с развитием производства и  коммерции,

удержанием в покорности  многонационального  населения  обширных  территорий

первых цивилизаций. А  люди-функционеры,  составлявшие  жесткий  контрольный

аппарат  в  каждой  из  таки  древних  империй,   нередко   получали   почти

официальный титул «глаза и уши царя».

      Многие  фундаментальные   экономические   процессы   и   механизмы   с

безусловным признанием важности учета  и  контроля  рассматривались  учеными

древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете  и  контроле

древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в  том  немногом

есть  любопытные  вещи.   Так,   Аристотель   в   своей   «Политике»   четко

разграничивает функции  учетные  и  контрольные,  с  прямым  указанием,  что

проверки (аудит,  ревизия)  есть  часть  контроля.  Таким  образом,  еще  от

древних  философов  идет  понимание  того,  что  проверяющий   должен   быть

равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по  статусу),  а,  кроме  того,

что он не имеет права впадать  в зависимость от проверяемых.

      Первые документы  об аудиторах, буквально с этим  названием профессии (и

даже имена этих аудиторов),  найдены  в  источниках  другого  конца  Европы.

Среди наиболее полных  источников  англоязычных  стран,  содержащих  учетные

документы и упоминания  об  аудиторах,  ученые  считают  архив  Казначейства

Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити  подвергалось  аудиту

по крайней мере в 1200-е  гг.

      Продолжалось  развитие форм контроля и в  средние века. Если уж  сильно,

чересчур проворовавшихся  людей в ту пору нередко  вешали  или  четвертовали,

то явно полагается, что  перед этим компетентные люди выслушивали  их  отчеты

и предъявляли им доказательства их виновности. И вообще, «практика  слушания

отчетов», восходящая к тем  временам,  когда  читать  умели  очень  немногие,

просуществовала  до  XVII  столетия.  Сам  термин  «аудит»   происходит   от

латинского слова, означающего  «слушание».

      На протяжении  полутора веков они были и  ревизорами, и следователями, и

прокурорами.  Вплоть  до  1867  г.  в  нашей  стране   существовали   особые

учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы,  а

высшие военные ревизионные  суды при военном и морском  министерствах  России.

Следовательно, и принципы их  построения,  и  функции  русских  аудиториатов

были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских  фирм на Западе.

      Звание аудитора  в России впервые было  введено   Петром  I,  который  в

воинском уставе 1716 года и  в табели о рангах к воинским чинам  причислил  и

аудитора. Звание это Петр  I  заимствовал  в  Польше,  где  аудитор  означал

судью, затем лицо, участвующее  в  судебном  слушании,  наконец  следователя.

Аудиторы избирались, в  основном, из числа прапорщиков. По  воинскому  уставу

во главе  всех  аудиторов  был  поставлен  генерал-аудитор,  при  котором  в

качестве помощников состояли  генерал-аудитор-лейтенант  и  несколько  обер-

аудиторов.  В  1797  году  аудиторы  были  переименованы  в  статские  чины.

Вследствие недостатка в  армии аудиторов повелено было в 1817  году  избрать

из военно-сиротских отделений 100 человек способных кантонистов,  а  в  1819

году — еще 80 для  приготовления  к  занятию  должности  аудитора.  Все  эти

кантонисты  под  названием  «аудиторский  писарь»  были  прикомандированы  к

Информация о работе Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике