Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:25, реферат
Конечная цель развития бизнеса заключается в получении прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной.
1. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике
2.Формирование показателей доходов и расходов организации
3. Анализ и оценка состава и структуры прибыли
4 Факторный анализ прибыли от продаж
5. Анализ показателей рентабельности. Взаимосвязь бухгалтерской и экономической рентабельности
Библиографический список
4) исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
Анализ формы № 2 начинается с изучения выручки как дохода по обычным, видам деятельности и соответствующего расхода — себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей.
При расчете
уровней показателей
При этом проводят анализ прибыли от продажи продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние. Так, например, на прибыль от продаж могут оказывать влияние следующие факторы: объем выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; структура реализации; себестоимость проданных товаров, продукции; коммерческие и управленческие расходы; цены на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги.
Кроме факторного
анализа прибыли от продаж по данным
формы № 2 можно проанализировать
и другие виды прибыли: прибыль до
налогообложения; чистую прибыль и т.д.
4. Факторный анализ прибыли от продаж
Важная составляющая
прибыли до налогообложения —
прибыль от продаж. Факторный анализ
прибыли от продаж позволяет оценить
резервы повышения
Прибыль от продаж формируется за счет таких показателей, как выручка нетто, себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы.
Выручка нетто — выручка от продажи товаров, поступления, выполнения работ, оказания услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей.
Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) включает учтенные затраты на производство продукции,
работ, услуг в доле, относящейся к проданным товарам в отчетном периоде.
Коммерческие расходы — расходы, понесенные организацией при продаже продукции. На промышленных предприятиях к ним относят затраты, связанные со сбытом продукции. Это расходы на рекламу, представительские расходы, на затаривание и упаковку готовой продукции и доставку ее на станцию отправления, на погрузку в транспортные средства, комиссионные сборы и другие аналогичные по назначению расходы. Учетной политикой может быть предусмотрено включение коммерческих расходов полностью в себестоимость проданных в отчетном периоде товаров.
Управленческие расходы — это общехозяйственные расходы, которые в соответствии с учетной политикой не включены в состав себестоимости проданных товаров. Этот показатель состоит из административно-управленческих расходов, расходов на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом. К управленческим расходам относятся также амортизационные отчисления, расходы на ремонт основных средств и арендная плата за помещения управленческого и общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и другие аналогичные по назначению расходы. Прибыль от продаж определяется по формуле
Пр = V-C-КР-УР
где Пр — прибыль от продаж;
V— выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;
С — себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.; . -КР — коммерческие расходы, тыс. руб.; УР — управленческие расходы, тыс. руб.
Увеличение выручки (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) положительно влияет на сумму прибыли от продаж, а уменьшение сокращает размер прибыли.
Снижение себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов положительно влияет на сумму прибыли от продаж. Увеличение же себестоимости сказывается на величине прибыли отрицательно.
Для обеспечения сопоставимости данных абсолютные показатели пересчитывают в относительные показатели (процент к выручке от продажи)
Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит в расчете факторов, влияющих на ее величину.
Прежде всего следует определить влияние инфляции. Для этого надо выручку от продажи товаров отчетного периода (V1) привести в сопоставимый вид по формуле
Vсоп. =
где Vсоп. — выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.; Jр — индекс цен.
Изменение выручки
от продажи продукции под влиянием
цены (
У(р)) определяется как разность между
выручкой от продажи продукции отчетного
периода и выручкой от продажи продукции
в сопоставимых ценах, т.е.:
V(Р) = V1 – Vсоп.
Влияние на сумму прибыли от продаж ( Пр( )) изменения выручки от продаж (исключая влияние цены) можно рассчитать по формуле
Пр( ) =
где Rпро — уровень рентабельности продаж прошлого периода, %;
V1,V0 — выручка от продажи товаров отчетного и прошлого периодов соответственно.
Влияние ценового фактора определяется по формуле
Пр(p) =
где Пр(p) — прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения цен на продукцию.
На прибыль от продаж влияет себестоимость проданных товаров. Себестоимость проданной продукции может увеличиваться, и это неизбежно, так как цены на материальные ресурсы, затраты на оплату труда и другие составляющие возрастают. Для успешной деятельности необходимо, чтобы темпы роста выручки от продажи продукции опережали темпы роста себестоимости, т.е. уровень себестоимости снижался.
Более правильным будет расчет изменения прибыли от продаж за счет фактора «себестоимость проданной продукции» с применением относительного показателя себестоимости. Для расчета используется формула
Пр(c)= -
где Пр(c)— прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения уровня себестоимости продукции, тыс. руб.;
УС1, УС0 — уровни себестоимости в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение себестоимости проданной продукции к выручке от продажи продукции, %.
Одним из факторов роста прибыли от продаж является снижение уровней коммерческих и управленческих расходов, так как прибыль находится в обратной зависимости от величины расходов. Мероприятия любого рода по снижению затрат организации увеличивают сумму прибыли. Для расчета влияния уровня коммерческих расходов используют формулу
Пр(кр)= -
где Пр(кр) — увеличение (снижение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня коммерческих расходов, тыс. руб.;
УКР1, УКР0 — уровни коммерческих расходов в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение коммерческих расходов к выручке от продажи продукции, %.
Снижение уровня коммерческих расходов на 1,32 процентных пункта привело к увеличению прибыли от продаж на 2095,09 тыс. руб.:
Пр(кр)= - = +2095,09 тыс. руб.
Влияние уровня управленческих расходов на прибыль от продаж рассчитывают по формуле
Пр(ур)= -
где Пр(ур) — увеличение (уменьшение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня управленческих расходов, тыс. руб.;
УУР1, УУР0 — уровни
управленческих расходов отчетного
и про-шло1р периодов соответственно,
т.е. отношение управленческих расходов
к выручке от продаж продукции, %.
5. Анализ показателей рентабельности. Взаимосвязь бухгалтерской и экономической рентабельности
В международной практике разработаны и используются следующие группы показателей рентабельности: показатели рентабельности продукции, показатели рентабельности капитала (активов), показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Перечисленные показатели рентабельности по существу взаимодополняют друг друга в объяснении отдельных сторон формирования доходов компании.
В широком смысле понятие «рентабельность» означает прибыльность, доходность деятельности организации и показывает величину прибыли с 1 руб. вложенного капитала. Под рентабельностью понимают способность организации получить достаточно прибыли, чтобы сохранить вложенный капитал и привлечь новый. Эти показатели практически не подвержены влиянию инфляции, их можно сравнивать со среднеотраслевыми коэффициентами, в динамике, с показателями конкурентов. Если у организации нет прибыли, а только убытки, то можно рассчитать убыточность, т.е. установить, какая величина убытков приходится на Груб. вложенного капитала.
Рентабельность
вложений в предприятие в общем виде определяется
по стоимости всего имущества, имеющегося
в распоряжении предприятия. Данный показатель
называют рентабельностью всех активов
(экономической рентабельностью) и определяют
отношением чистой прибыли к средней стоимости
активов за период
Экономическая рентабельность =
Рентабельность
активов характеризует
Бухгалтерская
рентабельность характеризует уровень
прибыльности основной деятельности после
уплаты налогов и определяется отношением
чистой прибыли к сумме выручки от продаж
Бухгалтерская
рентабельность =
Показатели рентабельности рассчитываются на одной и той же информационной базе, что служит основанием их взаимной увязки. Достаточно широко известна следующая схема взаимосвязи показателей рентабельности
=
Из данной взаимосвязи видно, что рентабельность всех активов является показателем, зависящим от уровня рентабельности реализации и оборачиваемости всех средств. Знание этой зависимости позволяет принимать управленческие решения, направленные на повышение отдачи активов. Так, низкий предельный уровень чистой прибыли может обеспечить достаточный уровень отдачи активов за счет большего числа оборотов производственных активов.
Показатель рентабельности собственного капитала особенно важен для акционеров, так как характеризует уровень эффективности использования вложенных ими средств и позволяет сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие компании или ценные бумаги. Высокий показатель рентабельности является серьезным стимулом для привлечения подписчиков на акции при расширении капитала фирмы — при условии, что руководители проводят активную политику распределения дивидендов, а акционеры позитивно оценивают усилия предприятия в этой области.
По данным отчета о прибылях и убытках можно провести анализ рентабельности продаж и рентабельности основной деятельности (затрат).
Рентабельность продаж (Рпр.) — это процентное отношение суммы прибыли от продаж к выручке от продажи продукции (товаров). Этот показатель характеризует долю прибыли в рыночной цене. Чем он выше, тем лучше результат от основной деятельности организации. На рентабельность продаж влияют объем продажи продукции и себестоимость продукции.
Методом цепных подстановок определяется влияние изменения:
• объемов продажи продукции:
Рпр (v) =
где Рпр (v) — изменение объемов продажи продукции;
V1, V0 — выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в отчетном и прошлом периодах соответственно;
S0 — полная себестоимость в прошлом периоде, тыс. руб.;
• себестоимости продукции:
Рпр (s)=
где Рпр (s) — изменение себестоимости продукции;
S1 — полная
себестоимость в отчетном
Сумма двух факторов показывает общее изменение уровня рентабельности продаж по сравнению с прошлым периодом.
Рпр (s)=
Рентабельность затрат (Рз) — это процентное отношение суммы прибыли от продаж к величине затрат, т.е. характеризует величину прибыли на 1 руб. затрат. В анализируемой организации рентабельность затрат также имеет тенденцию к росту — 48,63 % в 2005 г. (42 866 : 88 154-100) и 50,07 % в 2006 (52 956 : 105 763-100), или на 1,44 процентных пункта. Для расчета влияния основных факторов на изменение рентабельности затрат используют формулу
Рс=
где Пр — прибыль от продаж, тыс. руб.;
S—полная себестоимость, тыс. руб.;