Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ показателей рентабельности предприятия и поиск путей их повышения.

Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Экономическая сущность рентабельности 5
1.2 Основные показатели рентабельности 6
1.3 Анализ показателей рентабельности 10
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОРМОЛЗАВОД№1» 12
2.1 Общая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ показателей рентабельности ОАО «ГМЗ №1» 16
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 29

Файлы: 1 файл

221108 Анализ показателей рентабельности ОАО ГМЗ № 1.doc

— 467.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Титульник 
 

Анализ показателей  рентабельности ОАОА ГМЗ № 1 
 
 

 

РЕФЕРАТ 

      Курсовая  работа: 30 с., 4 таблицы, 5 рис., 17 источников. 

      КЛЮЧЕВЫЕ  СЛОВА: РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРИБЫЛЬ 

      Объект  исследования -- ОАО «ГорМолЗавод №1» г. Минск.

     Предметом исследования являются показатели рентабельности предприятия.

     Целью исследования является анализ показателей  рентабельности предприятия и поиск  путей их повышения.

      Для реализации поставленной цели в работе определены теоретические основы анализа рентабельности предприятия; дан анализ показателей рентабельности на предприятии ОАО «ГМЗ № 1»; определены способы повышения эффективности работы предприятия ОАО «ГорМолЗавод№1». 

     Областью  возможного практического применения является внедрение разработанных предложений на исследуемом предприятии. 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время, с переходом  экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

     Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности.

     Исторически при всех способах производства безотносительно  к формам собственности производителя  интересует соотношение между затратами  и результатами своей деятельности. Сущность проблемы повышения рентабельности производства состоит в увеличении в процессе использования имеющихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.

     Для общего анализа рентабельности производства и финансового состояния предприятия используются различные методы и показатели. Прежде всего, это система показателей рентабельности характеризующих эффективность использования тех или иных ресурсов, их отдачу, и отражающих рыночную активность предприятия, его инвестиционную привлекательность, система показателей платежеспособной и финансовой устойчивости предприятия.

     Система показателей рентабельности предприятия, при её аналитическом исследовании позволяет сделать основополагающие выводы о финансовом состоянии предприятия.

     Объектом  исследования в курсовой работе является ОАО «Гормолзавод № 1».

     Предметом исследования являются показатели рентабельности предприятия.

     Целью исследования является анализ показателей  рентабельности предприятия и поиск  путей их повышения.

     Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

  1. Теоретические основы анализа показателей рентабельности
 

1.1 Экономическая сущность рентабельности 

     Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

     Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к  сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

     Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли  к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции[1, c. 80].

     Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную  деятельность на принципах самоокупаемости  и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

     Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или  торговли. Сумма прибыли может  увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие[3,c.75]:

     - отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

     - отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

     Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

     Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев  для распределения части прибавочного продукта – прибыли

     Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости  от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий,  тем выше уровень  рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом. 

     1.2 Основные показатели рентабельности 

     Многообразность вариантов решений, принимаемых  при определении прибыли, текущих  издержек, авансированной стоимости  для расчета рентабельности обусловливают  наличие значительного количества ее показателей.

     Для расчета уровня доходности предприятия  все показатели рентабельности могут  быть объединены в следующие группы[6, c. 102]:

     1. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности деятельности  предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

     2. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности продукции,  а также используемых ресурсов  производства и затрат. Методика  их расчета также базируется  на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т. д.

     Наиболее  распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:

     Рентабельность  продукции - определяется как отношение  прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

     Рентабельность  изделия - определяется как отношение  прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

     Рентабельность  оборота - рассчитывается как частное  от деления величины чистой прибыли  на объем реализованной продукции.

     Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

     Рентабельность  производства (Рпр) определяется по формуле: 

                                 Рпр  = (Пп/(ОПФ+НОС))*100%,                         (1.1) 

     где Пп - прибыль предприятия, руб.;

          ОПФ - среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, руб.;

           НОС - нормируемые оборотные средства, руб.

     Рентабельность  реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:

                                 Рп = (Пк.в/КВ)*100%,                                                         (1.2) 

     где Пк.в - годовой прирост прибыли  в результате реализации капитальных  вложений;

             KB - капитальные вложения, руб.

     Рентабельность оборота (Р0) определяется по формуле: 

                                            Ро=(Пп/В)*100%,                                       (1.3) 

     где В - выручка от реализации продукции, руб.

     Рентабельность  текущих активов (Рт а) определяется по формуле: 

                                             Рт.а=(Пч/ТА)*100%,                                   (1.4) 

     где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

            ТА - средняя величина текущих активов, руб.

     Рентабельность  собственного капитала (Рск) определяется по формуле:

                                            Рс.к=(Пч/СК)*100%,                                           (1.8) 

     где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

     Рентабельность  изделия (Ри) определяется по формуле: 

                                            Ри=(Пед/С)*100%,                                    (1.5) 

     где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;

            С - себестоимость изделия, руб.

     Рентабельность  инвестированного капитала (Рик) определяется по формуле:

                                           Ри.к=(Пп/ИК)*100%,                                 (1.6) 

     где ИК - средний инвестированный капитал, руб.

     Рентабельность  основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле: 

                                            Ро.ф=(Пп/ОФ)*100%,                               (1.7) 

     Рентабельность  заемных средств (Рз.с) определяется по формуле: 

                                           Рз.с=(Пз.с/ЗС)*100%,                                 (1.8) 

     где Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;

            ЗС - средства, привлеченные на заемной  основе (долгосрочные и краткосрочные)  на определенную дату (средняя  величина), руб.

     Рентабельность  активов (Ра) определяется по формуле: 

Информация о работе Анализ показателей рентабельности