Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ показателей рентабельности предприятия и поиск путей их повышения.

Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Экономическая сущность рентабельности 5
1.2 Основные показатели рентабельности 6
1.3 Анализ показателей рентабельности 10
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОРМОЛЗАВОД№1» 12
2.1 Общая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ показателей рентабельности ОАО «ГМЗ №1» 16
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 29

Файлы: 1 файл

221108 Анализ показателей рентабельности ОАО ГМЗ № 1.doc

— 467.00 Кб (Скачать)

                                            Ра=(Пч/СА)*100%,                                      (1.9) 

     где СА - средняя величина активов, руб.

     Рентабельность  совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:

                                            Рс.в.к=((Рз.с+Пч)/ИК)*100,                        (1.10) 

     где Рз.с расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;

            ИК - величина совокупного используемого  капитала на определенную дату (средняя величина), руб.

     Рентабельность  инвестиций (Ри) определяется по формуле 

                                             Ри= (Пп/(В-КО))*100%,                         (1.11) 

     где В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;

            КО - величина краткосрочных обязательств  на определенную дату (средняя  за период), руб.

     Рентабельность  товарной продукции (Ртп) определяется по формуле: 

                                         Рт.п= (Пп/Ст.п)*100%,                                       (1.12) 

     где Ст.п_ себестоимость товарной продукции, руб.

     Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий. 
 
 

     1.3 Анализ показателей  рентабельности 

     Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. показатели рентабельности продукции;
  2. показатели рентабельности капитала (активов) ;
  3. показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

     Первая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия, а именно как отношения[1, c. 89]:

  • прибыли от реализации;
  • балансовой прибыли;
  • налогооблагаемой прибыли;
  • чистой прибыли к объему продаж.

     Данные  показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного (K0) и отчетного (K1) периода.

     В частности рентабельность продукции  по прибыли от реализации:

     K0 = P0 / N0;

     K1 = P1 / N1,

     Или

     K0 = (N0 – S0) / N0;

     K1 = (N1 – S1) / N1;

     ∆K = K1 – K0,

     где P1, P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

     N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг), соответственно;

     S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;

     ∆K – изменение рентабельности за соответствующий период.

     Влияние факторов изменения объема продукции и изменения себестоимости определяется следующими расчетами:

     ∆ KN = (N1 – S0) / N1 – (N0 – S0) / N0;

     ∆ KS = (N1 – S1) / N1 – (N1 – S0) / N1.

     Сумма факторных отклонений даст общее  изменение рентабельности за период

     D K = D KN - D KS. 

     В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается динамика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. 
 
 

 

     2. Анализ показателей рентабельности ОАО «ГОрмолзавод№1» 

     2.1 Общая характеристика  предприятия 

     ОАО "Гормолзавод №1" - одно из крупнейших предприятий перерабатывающей отрасли г. Минска. Выпускает цельномолочную продукцию, мягкие сыры, плавленые сыры, сычужные сыры, фруктовые соки, сахар молочный, майонез, молоко сгущенное, масло крестьянское.

     "Гормолзавод  №1" построен и сдан в эксплуатацию в 1965 году.

     С 1983 по 1988 гг. предприятие входило  в состав Минского городского объединения  молочной промышленности. В декабре 1988 года объединение было расформировано.

     Время ставило перед предприятием комплекс задач, среди которых - разработка новой  маркетинговой политики, создание дистрибьюторской сети, улучшение качества выпускаемой  продукции. На их решение и были направлены основные усилия коллектива предприятия.

     С декабря 2002 года завод входит в систему  коммунального унитарного предприятия "Минскгорпищепром". В состав завода, кроме головного предприятия, расположенного в г. Минске, входит участок твердых сыров в д. Междуречье Воложинского района Минской области.

     Сегодня форма собственности завода –  частная с долей собственности  государства.

     Размер  уставного года составляет 55194500 белорусских  рублей. Уставный фонд разбит на простые  акции в размере 15770 штук. В том числе физическим лицам принадлежит 7574 акции или 48%.

     Предприятие расположено в промузле «Дражня» по ул. Солтыса 185а. Новый производственный корпус завода представляет собой трёхэтажное  здание, в котором расположены  участки по производству сырково-творожных изделий и сметаны. В торце здания имеется пристройка в шесть этажей, где размещены санитарно-бытовые помещения для рабочих, лабораторные и вспомогательные службы производства и администрации завода.

     Вторая  промплощадка старого ГМЗ №1 расположена на ул. Фабрициуса, 9в в 2003 году была выставлена на продажу. Продажа производственного, административно-бытового корпусов и холодильных камер позволила получить дополнительное вливание денежных средств в размере около 5-ти млрд.руб.

     Целью предприятия является удовлетворение потребностей потребителя в качественной и полезной молочной продукции.

     ОАО «ГМЗ № 1» выпускает более 30 видов  сырково-творожных изделий, освоено  производство йогуртов, майонезов, молока, кефира и сметаны с биодобавками и др. Продукция завода поставляется более чем в 600 торговых точек г. Минска и за его пределы.

     ОАО «Гормолзавод №1» является единственным предприятием в республике, специализирующемся на выпуске творога, сметаны, и сырково-творожных изделий, для производства которых используется только натуральное молоко и сливки.

     Производственная  мощность предприятия составляет 64000 тонн переработки молока в год (106 тонн в смену). Режим работы основного производства двухсменный. Производственные мощности используются в настоящее время на 89 %.

     Текущее руководство деятельностью предприятия  осуществляет генеральный директор ОАО «Гормолзавод №1» Чернявский Эдуард Михайлович.

     Всего работающих на предприятии 453 человека, из них производственно-промышленный персонал 446 человек.

     Службой пмаркетинга ОАО «ГМЗ №1» проводится систематический анализ деятельности конкурентов. В ходе анализа изучается ассортиментная политика, уровень спроса потребителей, ценовая политика, вид и качество продукции предприятий-конкурентов.

     В перспективе планируется приобрести современное высокотехнологичное оборудование, позволяющее выпускать новые высококачественные виды продукции, которые будут пользоваться повышенным покупательским спросом. К таким новым приоритетным направлениям относится производство зерненого творога со сливками и наполнителями.

     ОАО «ГОРМОЛЗАВОД № 1» является постоянным участником республиканских выставок и ярмарок.

     Основные  технико-экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1 

     Таблица 2.1 Основные показатели деятельности предприятия ОАО «ГМЗ №1» за первое полугодие 2007-2008 года

Показатель Сумма, млн.руб. Изменение
2008 2007 Абсол, млн.руб. Относит, %
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг  49 074 38 808 10 266 126,45
Налоги  и сборы, включаемые в выручку от

реализации товаров, продукции, работ, услуг 

3 181 2 518 663 126,33
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 45 893 36 290 9 603 126,46
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг 31 919 26 488 5 431 120,50
Валовая прибыль 13 974 9 802 4 172 142,56
Управленческие  расходы 1 590 817 773 194,61
Расходы на реализацию 51 29 22 175,86
Прибыль от реализации товаров,

продукции, работ, услуг 

12 333 8 956 3 377 137,71
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от операционных доходов

и расходов

321 96 225 334,38
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от внереализационных доходов и расходов -3 206 -2 159 -1 047 148,49
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) 9 448 6 893 2 555 137,07
ЧИСТАЯ  ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) 5 773 4 087 1 686 141,25
Рентабельность  продукции 18,1 15,4 2,7 117,22
Численность производственного персонала 446 443 3 100,68
Производительность  труда 102,9 81,9 21 125,61
 

      В течение анализируемого периода  наблюдается увеличение прибыли  на 1686 млн.руб. до значения 5773 млн.руб. и рентабельности на 2,7% до значения 15,4%.

      В целом полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности деятельности предприятия.

      В натуральном выражении объем  производства молочной продукции в первом полугодии 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 26,5%. В 2007 году выручка от реализации продукции в оптовых  (без учета налогов и отчислений) составила 45893 млн. руб., что на 26,4% превышает аналогичный показатель в 2007 году.

      Производственная  программа по производству молочной продукции формируется в рамках республиканской программы «Программа развития молочной промышленности на 2005-2010 годы», которая предусматривает  реализацию политики импортозамещения и наращивания экспортного потенциала.

      Проведём  краткий анализ финансового состояния  предприятия ОАО «ГМЗ №1».

      

      Рис. 2.1 Структура пассива баланса за первое полугодие 2007-2008гг. 

      За  отчётный период общая сумма пассива  баланса выросла, что связано  в первую очередь с ростом обязательств, так с 13833 млн.руб. в первом полугодии 2007 года они выросли до 19959 млн.руб. в 2008 году.

      Структура капитала и резервов представлена на рис. 2.2.

        

      Рис. 2.2 Структура капитала и резервов в первом полугодии 2008 года 
 

     2.2 Анализ показателей  рентабельности ОАО  «ГМЗ №1» 
 

     Прежде  чем перейти к анализу показателей  рентабельности предприятия ОАО «ГМЗ №1», проведём анализ прибыльности организации. 

     Таблица 2.2. Показатели прибыльности деятельности предприятия

Наименование  показателей Первое  полугодие 2008 года Первое  полугодие 2007 года
абсолютное  значение, млн.руб. удельный  вес, % абсолютное значение, млн.руб. удельный  вес, %
Прибыль (убыток) отчетного периода 9 448 100,0% 6 893 100,0%
  прибыль (убыток) от реализации  12 333 130,5% 8 956 129,9%
  прибыль (убыток) от операционных доходов и  расходов  321 3,4% 96 1,4%
  прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов -3 206 -33,9% -2 159 -31,3%
Налоги, сборы, платежи из прибыли 3 675 38,9% 2 806 40,7%
Прочие  расходы и платежи из прибыли   0,0%   0,0%
Распределенная  прибыль 5 049 53,4% 3 120 45,3%
Нераспределенная  прибыль отчетного периода 724 7,7% 967 14,0%

Информация о работе Анализ показателей рентабельности