Методы факторного анализа показателей рентабельности: перечень, характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:13, реферат

Краткое описание

Факторный анализ рентабельности – позволяет выявить факторы, влияющие на каждый из показателей рентабельности; оценить влияние каждого из факторов на общее отклонение рентабельности отчетного периода по сравнению с базовым («+» или «-» удельный вес влияния), наметить направления и разработать мероприятия по исключению отрицательного влияния на рентабельность, а также по повышению «+» факторов.
Существуют разные модели для проведения факторного анализа рентабельности. Наиболее популярными и удобными являются модели, основанные на способе цепных подставок.

Файлы: 1 файл

реферат2.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Высшая школа  бизнеса

Факультет банковского  дела

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ТЕМА 10. Рентабельность активов и  собственного капитала:

 расчет, анализ и оценка

Вопрос  6. Методы факторного анализа показателей рентабельности:

перечень, характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск, 2013

 

Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Факторный анализ рентабельности – позволяет выявить факторы, влияющие на каждый из показателей рентабельности; оценить влияние каждого из факторов на общее отклонение рентабельности отчетного периода по сравнению с базовым («+» или «-» удельный вес влияния), наметить направления и разработать мероприятия по исключению отрицательного влияния на рентабельность, а также по повышению «+» факторов. 
 Существуют разные модели для проведения факторного анализа рентабельности. Наиболее популярными и удобными являются модели, основанные на способе цепных подставок. 
 Рассмотрим методику проведения факторного анализа некоторых показателей рентабельности: 
1.рентабельность активов  
2. рентабельность СК  
3. рентабельность продаж; 
4. рентабельность производства (производственных фондов):

Факторный анализ рентабельности активов 
В  мировой  практике  большую  популярность  имеет  формула  Дюпона,  позволяющая  провести   факторный  анализ  рентабельности  активов. В  процессе  анализа  выявляется,  какое  влияние  на  рентабельность  активов  оказывает  каждый  из  факторов  в  отдельности  и  их  совокупность. С  помощью  формулы  Дюпона  существует  возможность  выбора  при  поиске  путей  увеличения  рентабельности  активов:

1) повышение  оборачиваемости  активов, 

2)  рост  рентабельности  реализации,

3)  совокупное  воздействие  на  оба  эти  показателя.

В финансовом  анализе  принято  качественные  показатели  принимать  на  уровне  базового,  а  количественные  на  уровне  фактического,  поэтому  нижеприведенная  формула  Дюпона  дает  более  объективную  оценку  влияния  факторов.           
Методика  факторного  анализа  рентабельности  активов  ООО по  формуле  Дюпона: 
1. Выявляются  факторы,  влияющие  на  рентабельность  активов. 
РА = ЧП / А = ЧП х В / А х В = В / А х ЧП / В =   РА  = КОА х РР 
где  
РА – рентабельность  активов, 
ЧП – чистая  прибыль, 
В – выручка, 
А - суммарные  активы, 
КОА – коэффициент  оборачиваемости  активов, 
РР – рентабельность  реализации. 
КОА = Выручка  от  реализации / Валюта баланса = строка  010 / (строка 300 баланса НА НАЧАЛО ГОДА  + строка 300 баланса НА КОНЕЦ  ГОДА)

где 
строка 010 – строка « Отчета  о  прибылях  и  убытках », 
строка -  300 строка  баланса  на  начало  и  конец  рассматриваемого  периода. 
2. Определяется  общее  изменение  рентабельности  активов  за  2 периода (года). 
Δ РА ОБЩ. = РА ОТЧ. – РА БАЗ. 
где 
Δ  РА ОБЩ – общее изменение  рентабельности  активов. 
 3.  Определяется  расчет  того,  как  каждый  из  факторов  повлиял  на 

 изменение  рентабельности  активов. 
а)  Δ РА К ОА  = (КОА ОТЧ. – КОА БАЗ) х РР БАЗ. 
где 
Δ РА КОА – изменение рентабельности  активов  за  счет  фактора  оборачиваемости  активов. 
б)  влияние  рентабельности  реализации  на  изменение  рентабельности  активов. 
Δ РА РР  = (РР ОТЧ. – РР БАЗ) х КОА ОТЧ.

где 
Δ РА РР  - изменение  рентабельности  активов за счет  фактора  рентабельности  (реализации) продаж. 
 4. Определяется  совокупное  влияние  2-х факторов  на  общее  изменение  рентабельности  активов. 
Δ  РА ОБЩ  = Δ РА К ОА  + Δ РА РР   
   
Для  обеспечения  роста  РА  необходимо  соблюдение  следующего  условия:  
JЧП  >  JВ  >  JА  > 1 – правило деловой  активности. 
где 
JЧП – индекс « чистая прибыль » 
JВ – индекс « выручка » 
JА – индекс «активы » 
Чтобы  JЧП  >  JВ,   необходимо  эффективно  управлять  затратами,  обеспечивая  их  снижение  на  рубль  выручки,  в  т. ч.  необходимо  изыскивать  резервы  снижения  себестоимости,  управленческих  и  коммерческих  расходов,  а  прочих  расходов.  Кроме  того,  важно  проводить  эффективную  ценовую  политику,  добиваясь  роста  цен  за  счет  качества. 
Чтобы     JВ  >  JА,  необходимо  обеспечивать  эффективное  управление  активами, в т. ч.  основными  средствами,  запасами,  дебиторской  задолженностью,  денежными  средствами,  тогда  при  наличии  того  же  имущества  предприятие   будет  добиваться  наращивания  выручки.  Важным  является  изыскать  возможность  увеличения  выручки  за  счет  роста  цен,  это  означает,  что  при  неизменном  имуществе  обязательно  вырастет  выручка.  Для  этого  необходимо  активизировать  маркетинговую  деятельность,  обосновываясь  управленческими  решениями  ценовой  политики. 
 JА  > 1  означает,  что  предприятие  расширяется,  развивается  обеспечивается  расширенное  воспроизводство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любой факторный анализ показателей  начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается  в создании конкретной математической зависимости между факторами.

При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований.

1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать  и иметь конкретное физическое  значение.

2. Факторы, которые входят в  систему факторного анализа показателей,  должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.

3. Факторная модель должна обеспечивать  измерение влияния конкретного  фактора на общий результат. 

В факторном анализе показателей  используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.

1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели, например:

 

где  – прибыль от реализации продукции,

     – выручка от реализации,

     – производственная  себестоимость реализованной продукции,

     – коммерческие расходы, 

     – управленческие  расходы. 

  1. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов:

,

где    – рентабельность активов,

       – рентабельность  продаж,

       – фондоотдача  активов, 

      – средняя стоимость  активов организации за отчетный  год. 

  1. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели:

  1. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

В практике экономического анализа  существует несколько способов моделирования  многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и  расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно  следующим образом построить  трехфакторную модель рентабельности активов организации:

;

,

где – оборачиваемость собственного капитала организации,

 – коэффициент независимости  или доля собственного капитал  в общей массе активов организации, 

 – средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

Таким образом, мы получили трехфакторную  мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической  литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.

А теперь рассмотрим следующую модель рентабельности активов:

где  

-доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции,

        

 – доля оборотных активов  в формировании активов, 

 – доля запасов в формировании  оборотных активов, 

 – оборачиваемость запасов. 

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных  активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной  выпуска и реализации продукции  и говорит о эффективности  использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.


 

 

 

 


Информация о работе Методы факторного анализа показателей рентабельности: перечень, характеристика