Анализ организации бухгалтерского учета движения денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение бухгалтерского учета денежных средств в соответствии с действующим законодательством.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
- ознакомиться со структурой бухгалтерии исследуемой организации и должностными инструкциями;
- приобрести умения и навыки по работе с первичной документацией и учетными регистрами;
- освоить особенности организации и ведения бухгалтерского учета на примере ООО «Башмаковская деревоперерабатывающая компания».

Оглавление

Введение………………………………………..………………………......….3
1 Учёт денежных средств…………………………………………………….5
1.1 Основы нормативного регулирования порядка учета денежных средств………………………………………………………………………………..5
1.2 Документальное оформление, порядок ведения и отражения в учете кассовых операций………………………………………………………………..…8
1.3 Документальное оформление и бухгалтерский учет денежных средств на расчетных счетах в банках……………………………………………………...13
1.4 Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах банка……………………………………………………………………………....…16
1.5 Учет переводов в пути…………………………………………………..23
2 Анализ организации бухгалтерского учета движения денежных средств в ООО «Башмаковская деревоперерабатывающая компания»………………….26
2.1 Краткая характеристика ООО «Башмаковская деревоперерабатывающая компания» ……………………………………………26
2.2 Особенности учета движения денежных средств в ООО «Башмаковская деревоперерабатывающая компания»..........................................28
Заключение………...........................................................................................36
Список литературы.........................................................................................37
Приложения………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая бух. учет.doc

— 770.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с совместным указанием  Банка России от 02.07.2002г. №65 и МНС  России от 01.07.2002г. №24-2-02/252 предельный размер расчетов наличными денежными средствами – 60.000 руб. – относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами.

     Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом «Получено» или  «Оплачено» с указанием даты.

     При получении или выдаче денег по каждому кассовому документу кассир делает записи в кассовую книгу (форма КО - 4) ( приложение 4). Каждая организация ведет только одну кассовую книгу (если отсутствуют расчеты в инвалюте - в этом случае организация открывает вторую книгу для учета наличной валюты).

     К кассовой книге предъявляются следующие  требования: она должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем  и главным бухгалтером (и/или лицами, ими уполномоченными). В условиях применения компьютерной техники эти  процедуры выполняются по завершению года.

     Кассовая  книга составляется на основании  кассовых ордеров. Записи в кассовой книге производят в двух экземплярах  через копировальную бумагу –  отрывная часть кассовой книги формирует  отчет кассира с подшитыми  к нему первичными документами, обозначенными за этот день работы кассы. Кассовый отчет составляется ежедневно, независимо от оборота денежных средств.

     На  основании кассового отчета оформляется  регистр синтетического учета –  журнал-ордер № 1, который состоит  из двух частей – журнала, в котором отражаются кредитовые обороты, и ведомости, в которой отражаются дебетовые обороты.

     Аналитический учет кассы ведется по каждому  кассиру в кассовых книгах, книгах кассира-операциониста, машинограммах.

     Учет  кассовых операций организуется на счете 50 «Касса» - счет активный, дебетовое сальдо показывает сумму наличных денежных средств в кассе предприятия на начало и конец месяца. Поступление денежных средств отражается по дебету счета, а списание – по кредиту. [10, c. 91]

     В своем составе счет 50 имеет субсчета:

  • 50/1 «Касса организации (предприятия)» - учет денежных средств в кассе организации.
  • 50/2 «Операционная касса» - учитываются денежные средства, получаемые организацией при расчетах с населением. В этом случае организация обязана иметь контрольно-кассовую машину (ККМ), зарегистрированную в налоговых органах. На каждую кассовую машину заводится «Книга кассира-операциониста». Она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации. Книга кассира - операциониста не заменяет кассовый отчет. Записи в книге производятся в хронологическом порядке. В конце рабочего дня кассир должен подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему кассиру, а последний – инкассатору.
  • 50/3 «Денежные документы». В кассе предприятия могут храниться не только денежные средства, но и ценные бумаги (бланки трудовых книжек, акции, облигации, векселя, оплаченные санаторно-курортные путевки). Учет организуют в отдельной кассовой книге, а на каждый вид документов выделяется отдельная страница. Учет поступления документов осуществляется по накладной, выписанной кассиром в двух экземплярах. Выдача осуществляется на основании требования, выписанного бухгалтером. Денежные документы учитываются по номинальной стоимости. При движении денежных документов составляется отдельный кассовый отчет и передается бухгалтеру.[2]

     Приведем  основные корреспондентские связи счета 50:

     Таблица 1. Основные корреспондентские связи  счета 50.

№ п/п Содержание  операций Корреспондентские счета
Дт Кт
1 Оприходована  выручка за наличные 50 90-1»Продажи», субсчет «Выручка»
2 С расчетного счета  по чеку получены денежные средства 50 51 «Расчетные  счета»
3 Возвращены  остатки неиспользованного аванса подотчетными лицами: наличными, чековой  книжкой 50 71 «Расчеты с  подотчетными лицами», 55-2 «Чековые  книжки»
4 Оприходована  выручка оптовых организаций  за наличный расчет в пределах лимита 50 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»
5 Возмещение  наличными материального ущерба 50 73-2 «расчеты  по возмещению материального  ущерба»
6 Погашение займа 50 73-1 «Расчеты  по предоставленным займам»
7 Погашение платежей за товары, проданные в кредит 50 73-3 «Расчеты  за товары, проданные в кредит»
8 Поступление наличных от акционеров в счет их вклада в  уставный капитал 50 75-1 «Расчеты  по вкладам в уставный (складочный) капитал»
9 Поступление платежей от прочих дебиторов 50 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами»
10 Погашение ранее  выданных поставщикам и подрядчикам  авансов 50 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
11 Погашение поставщиками ранее предъявленных им претензий 50 76-2 «Расчеты  по претензиям»
12 Поступление авансов от покупателей и заказчиков 50 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»
13 Поступления, обусловленные  продажей и прочим списанием основных средств и иных активов 50 91 «Прочие доходы  и расходы»
14 Возмещение  поставщиками сумм недостач материалов, товаров 50 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»
15 Поступление денежных средств от филиалов 50 79-2 «Расчеты  по текущим операциям»
16 Поступление валютных средств по чеку 50 52 «Валютные  счета»
17 Поступление краткосрочных  кредитов и займов 50 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
18 Получены средства целевого назначения 50 86 «Целевое финансирование»
19 Отражение положительных  курсовых ризниц по валюте и излишков денежных средств в кассе 50 91 «Прочие доходы  и расходы»
20 Установлены излишки в инкассаторской сумке при подсчете в банке и недостача на эту же сумму в кассе 50 57 «Переводы  в пути»
21 Передача денежных средств в кассу организации  операционными кассами 50 50-2 - Операционная  касса
22 Отражение внесения денег в простое товарищество в счет вклада в это товарищество 50 58- 4 «Вклады  по договору простого товарищества»
23 Поступление арендной платы наличными в счет будущих  платежей 50 98-1 «Доходы,  полученные в счет будущих  периодов»
 

     Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

     Расписки  на выданные суммы наличными, не оформленные  расходными кассовыми ордерами, в  остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются  актом (ф. № инв. 15).

     На  оборотной стороне акта материально  ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель предприятия - решение по результатам инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег перечисляются в доход предприятия: Дт 50 «Касса» - Кт 91 «Прочие доходы и расходы»

     В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью:

     1) Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кт 50 «Касса»

     2) Дт 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» - Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». [ 11, c. 274] 

     1.3 Документальное оформление  и бухгалтерский  учёт денежных  средств на расчетных  счетах банка 

     Все свободные денежные средства должны храниться в банках, которые открывают организациям и индивидуальным предпринимателям расчетные, текущие, валютные и другие счета. Для открытия счета в банке следует предоставить документы, перечень которых установлен законодательством.

     К таким документам относятся: свидетельства о регистрации; копии Устава и учредительного договора; образцы подписей руководителей и главного бухгалтера, заверенные нотариально; свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции; а также в Пенсионном фонде и других внебюджетных фондах, а также некоторые другие документы. После экспертизы представленных материалов банк открывает расчетный счет и заключает с клиентом договор банковского счета.

     Формы расчетных документов и их документооборот предусматриваются в централизованном порядке ЦБ РФ. В настоящее время действует Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П с изменениями и дополнениями от 3 марта 2003г. № 1256-У. Этими документами предусмотрены четкие правила их заполнения и использования. Назовем документы: платежное поручение (выписывает плательщик) ( приложение 5), платежное требование (выписывает получатель) (приложение 6), инкассовое поручение (оформляют налоговые инспекции, правоохранительные органы и т. п.) (приложение 7), платежный ордер (выписывает банк при частичной оплате (приложение 8). Утверждены также Правила указания информации в полях расчетных документов.

     Сведения  о движении денежных средств на расчетном счете содержатся в выписке с расчетного счета, которая представляет копию записей по расчетному счету предприятия. Следует иметь в виду, что записи операций в выписке по дебету для клиента означают кредитовый оборот. Противоположное значение имеет и сальдо. Это обусловлено тем, что расчетный счет предприятия для банка является пассивным.

     Приведем  основные корреспондентские связи счета 51:

     Таблица 2. Основные корреспондентские связи счета 51

№ п/п Содержание  операции Дт Кт
1 Зачислены на расчетный  счет организации суммы числящиеся в пути 51 57 «Переводы  в пути»
3 Возвращен займ, предоставленный другим юридическим лицам 51 58 «Финансовые  вложения», субсчет 3 «Предоставленные  займы»
4 Из бюджета  возвращена излишне перечисленная  сумма налога 51 68 «Расчеты по  налогам и сборам»
5 Поступили денежные средства в результате погашения  дебиторской задолженности покупателем 51 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»
6 Зачислены денежные средства на расчетный счет организации  в результате предоставленных кредитов 51 66 «Расчеты по  краткосрочным кредитам и займам»
7 На расчетный  счет организации поступили вклады в уставный капитал от участников простого товарищества 51 80 «Уставный  капитал»
8 Зачислена на расчетный  счет организации выручка от продажи  товаров 51 90 «Продажа»,  субсчет 1 «Выручка»
9 На расчетный  счет зачислены денежные средства, не принадлежащие организации и выявленные в процессе проверки и обработки выписки кредитной организации 51 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
10 перечислены денежные средства организации с расчетного счета на валютный счет другого кредитного учреждения 52- валютный  счет 51
11 В бюджет перечислена  сумма налога 68 51
12 Выплачена заработная плата сотрудникам предприятия 70-«Расчеты с  персоналом по оплате труда» 51
13 Перечислены суммы  доходов учредителям 75-«Расчеты с  учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов» 51
14 Перечислен  аванс поставщику 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» 51
15 Работнику организации  предоставлен займ на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство 73 «Расчеты с  персоналом по прочим операциям», субсчет 1 «Расчеты по предоставленным займам» 51
 

     Синтетический учет операций по расчетным счетам осуществляется в условиях компьютерной обработки информации на основании  выписок с расчетных счетов и  прилагаемых к ним первичных  документов в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств.

     Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется  организацией по каждому расчетному счету, сумма оборотов по которым  должна соответствовать дебетовому и кредитовому оборотам синтетического счета.       [ 10, c. 64] 
 

      1.4 Учет денежных  средств, находящих  на специальных  счетах банка 
 

     Организации, помимо хранения денежных средств в  кассе, на расчетных и валютных счетах, могут хранить их на других счетах в банках, которые используются для целевого назначения. Для учета этих денежных средств в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 55 «Специальные счета в банках», который по отношению к балансу является активным, размещаясь в промежуточных и заключительном балансах в разделе II актива по статье «Прочие денежные средства».

     По  дебету счета учитываются остаток  денежных средств на специальных  счетах в банке и их поступление, а по кредиту - списание (расходование). Ежемесячно на всех аналитических счетах выводятся обороты и сальдо, которое может быть только дебетовым.

     Счет 55 «Специальные счета в банках»  имеет следующие субсчета: 1 «Аккредитивы», 2 «Чековые книжки», 3 «Депозитные счета».

     При всех формах учета синтетический  учет ведется в Главной книге  в обобщенном виде (без подразделений по субсчетам), а аналитический учет при мемориально-ордерной форме - в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной форме - в журнале - ордере № 3 и ведомости № 25.

     В журнале-ордере № 3 записи ведутся по кредитовой стороне счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет других счетов. В ведомости записи производятся по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» с кредита других счетов. Записи ведутся в течение месяца на основании выписок банка.    [ 11, c. 284]

     По  субсчету 1 этого счета учитываются  аккредитивы. Аккредитив (приложение 9) представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж при условии предоставления им документов и выполнения других условий, предусмотренных в аккредитиве.

Информация о работе Анализ организации бухгалтерского учета движения денежных средств