Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:04, курсовая работа
Данный дипломный проект состоит из трех основных частей:
. в первой части рассматривается необходимость, сущность и значение
межбанковских расчетов;
. вторая часть рассматривает типы межбанковских расчетов и их перспективы
развития;
. третья часть содержит описание опыта проведения расчетов на примере
Усольского Акционерного Коммерческого Банка ГРИНКОМБАНК.
Введение....................................................................
.......................5
1.Необходимость , сущность и значение межбанковских расчетов.........6
1.1.Основы организации корреспондентских отношений......................
1.2.Организационно-правовая база регулирования межбанковских расчетов
1.3.Эволюция межбанковских
расчетов...............................................
2.Характеристика межбанковских расчетов....................
2.1.Расчеты через расчетно-кассовые
центры......................................
( региональные платежи)
2.2.Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках.
2.3.Клиринговые
расчеты..................................................................
2.4.Расчеты между банками стран - членов СНГ.....................
2.5.Проблемы межбанковских расчетов и пути их преодоления.
2.5.1.Сбои и задержки платежей в РКЦ...........
2.5.2.Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков.......
2.5.3.Расхождение в учете расчетных операций в РКЦ и коммерческих
банках........................
3.Анализ межбанковских расчетов проводимых в банке
АКБ
"ГРИНКОМБАНК"............................................................
3.1.Характеристика банка АКБ "ГРИНКОМБАНК"
3.2.Анализ платежей проводимых банком
3.3.Рекомендации по улучшению схемы межбанковских расчетов
Заключение
Список литературы
Платежи между банками России и стран СНГ
Клиент банка- Коммерческий банк Расчетно-
Информационый плательщик Санкт-Петербурга кассовый
центр центр ЦБ России обслуживающий
при ГУЦБ России (Москва)
(филиал А)
Расчетно- Информационый
кассовый центр центр национ. Клиент банка-
Коммерческий банк при ГУ национал. Банка Украины
получатель Чернигова обслу- банка Украины (Киев)
живающий получателя (Чернигов)
средств
Рис. 6
При этом документы (сводное платежное поручение или сводное авизо, описи и
расчетные документы клиентов) подбираются по областным РКЦ стран-членов
СНГ, вкладываются в отдельные пакеты, а затем собираются в общий пакет на
соответствующее государство.
Центр межгосударственных расчетов после проверки в установленном порядке
полученной от областных РКЦ корреспонденции осуществляет бухгалтерские
проводки по корреспондентским счетам соответствующих государств-
получателей.
Далее документы рассортировываются по государствам-получателям, формируются
по областным РКЦ государств (а внутри них по РКЦ и коммерческим банкам) с
составлением описи. Затем на общую сумму платежа выписывается поручение,
которое на следующий день вместе с выпиской из корсчета Национального банка
государства направляется Центральному банку-корреспонденту через
фельдъегерскую связь или спецсвязь. В свою очередь, национальные банки-
корреспонденты, получив указанные документы, осуществляют операции по
зачислению средств на свои корреспондентские счета.
Иными словами, платежи из России в адрес клиентов в странах СНГ проходят по
схеме: предприятие - коммерческий банк - РКЦ - Центр межгосударственных
расчетов Банка России - национальный банк в стране СНГ.
Аналогичным образом ведутся и платежи в адрес российских клиентов из стран-
членов СНГ. Сначала они поступают в национальные банки стран СНГ и
пересылаются ими в Центр межгосударственных расчетов ЦБ России, где ведется
учет сбалансированности расчетов между Россией и другими государствами.
Только при достижении такой сбалансированности в двусторонних расчетах (что
может вызвать задержки платежей по времени) платежные документы
направляются далее в территориальные РКЦ России, откуда средства
переводятся в коммерческие банки, обслуживающие российских клиентов.
Для упрощения расчетов установлены прямые корреспондентские отношения между
ГРКЦ (РКЦ) сопредельных областей Российской Федерации и Республики
Казахстан.
В соответствующих ГРКЦ и РКЦ открыты субкорреспондентские счета указанных
двух центральных банков для проведения межгосударственных расчетов по
платежам предприятий и организаций, расположенных на сопредельных
территориях. Порядок совершения операций по этим счетам определяется
соглашениями между территориальными управлениями центральных банков
прилегающих друг к другу областей.
Регулирование остатков субкорреспондентских счетов осуществляется
центральными банками таким образом, чтобы соблюдались согласованные
нормативы использования взаимного технического кредита, предоставляемого
банками в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями.
Базой для регулированиям служит еженедельная информация ГРКЦ и РКП об
оборотах и остатках по субкорреспондентским счетам.
Имеются особенности в проведении операций с валютами стран членов СНГ.
Рассмотрим их на примере корреспондентских отношений России с Украиной.
Прежде всего следует отметить, что введение отдельными государствами
бывшего СССР собственной национальной валюты не освобождает хозяйственные
организации от выполнения своих прежних платежных обязательств.
Межгосударственными соглашениями Российской Федерации с такими
государствами была предусмотрена необходимостью урегулирования всех
платежных обязательств хозяйствующих субъектов сторон. Соответствующими
соглашениями между центральными банками предполагалось завершение всех
расчетов по ранее заключенным договорам в рублях. И лишь при заключении
новых договоров, контрактов ставится вопрос о платежах, скажем, российскими
предпринимателями, в украинских карбованцах (или других национальных
валютах контрагентам соответствующих государств). При этом стороны по
договору должны определить валюту платежа, выбор которой зависит от
согласия договаривающихся сторон с учетом их способности выполнить свои
обязательства в той или иной валюте, включая Российские рубли.
К примеру, чтобы произвести платеж в Россию из Украины, украинские партнеры
должны иметь в своем распоряжении российские рубли, которые они могут или
получить от российских покупателей, или приобрести рубли за украинские
карбованцы на валютном рынке Украины. Соответственно российский плательщик,
чтобы произвести платеж на Украину в карбованцах, должен или получить их от
украинских покупателей своей продукции, или приобрести украинские
карбованцы за рубли на валютном рынке России. Это станет возможным после
начала торгов по карбованцу на Московской международной валютной бирже.
Сделка может не состояться, если стороны не смогут договориться о валюте
платежа.
Экспортная выручка резидентов Российской Федерации в украинских карбованцах
не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации. На балансе российского коммерческого банка она учитывается по
счету 074 "Расчеты с иностранными государствами по клирингам" с открытием
на нем специального субсчета "Средства в украинских карбованцах". Указанный
банк открывает своему клиенту текущий счет "Средства в украинских
карбованцах" (либо в рамках ранее открытого текущего валютного счета
клиента российского уполномоченного банка отдельный лицевой счет). Учет
средств на указанных счетах ведется в рублях (код валюты 902 "украинские
карбованцы") с применением курса украинского карбованца к рублю. Указанный
курс устанавливается Банком России на основе спроса и предложения
украинского карбованца на валютных рынках.
Российские коммерческие банки осуществляют операции с украинскими
карбованцами на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а также
операции через украинские коммерческие банки в порядке и в пределах
открытой валютной позиции[2], устанавливаемых Банком России.
Средства в украинских карбованцах, которые находятся на корреспондентских
счетах в украинских коммерческих банках, могут быть использованы для
осуществления платежей в пользу юридических и физических лиц Российской
Федерации и Украины или других государств, ранее входивших в состав СССР,
использующих в расчетах украинские карбованцы.
Украинским коммерческим банкам корреспондентские счета в рублях открываются
в российских коммерческих банках без дополнительного разрешения
Национального банка Украины. На эти счета зачисляется выручка от реализации
в Российской Федерации товаров (работ, услуг) клиентов украинских
коммерческих банков.
За счет средств в рублях, находящихся на корсчетах в российских
коммерческих банках, в пределах имеющихся на них остатков, могут
осуществляться платежи в пользу юридических и физических лиц Украины и
Российской Федерации или других государств, входивших ранее в состав СССР,
использующих в расчетах рубли.
В целях защиты России от денежной экспансии впредь до особого распоряжения
Банка России не допускается использование в Российской Федерации средств в
рублях с корсчетов украинских коммерческих банков в российских коммерческих
банках на цели прямых и портфельных инвестиций, оплаты недвижимости и прав
на недвижимость, а также для приобретения иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке России.
Российские и украинские коммерческие банки, ведущие корсчета в украинских
карбованцах и в рублях, могут кредитовать друг друга на договорных условиях
в соответствии с принятой банковской практикой, а также совершать операции
по покупке и продаже рублей против украинских карбованцев на валютных
рынках.
Банк России не несет ответственности по урегулированию возникающих
обязательств банков-сторон и не гарантирует сбалансированности расчетов по
проводимым ими операциям.
Российские коммерческие банки, ведущие счета в украинских коммерческих
банках в украинских карбованцах, а также корреспондентские счета украинских
коммерческих банков в рублях, ежемесячно по состоянию на 1-е число
отчетного месяца (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным)
представляют в Управление международных расчетов Банка России отчетные
данные об остатках средств на указанных корсчетах, общих объемах сделок
купли-продажи украинских карбованцев за рубли на валютных рынках, а также
складывающихся при этом курсовых соотношениях.
И все же пока взаиморасчеты между бывшими союзными республиками крайне
затруднены. В этой связи предприятия вынуждены обращаться к услугам
финансовых посредников, которые организуют расчеты по системе валютного
клиринга. Последний, однако, происходит не на межгосударственном уровне, а
на уровне коммерческих банков и финансовых групп. В результате это
позволяет предпринимателям нередко обходить законы, ограничивающие потоки
товаров и денег через государственные границы.
Отдельные группы банков подписывают между собой различного рода соглашения,
финансовые компании создают синдикаты. В качестве примера можно привести
создание по инициативе днепропетровского "Приватбанка" с участием ряда
коммерческих банков России, Молдовы, Беларуси, Украины, Казахстана, Литвы и
других государств межбанковской клиринговой палаты "Экспресс" на
негосударственном уровне. Данная система предполагает аккумулирование в
различных регионах денежных средств и налаживание многоступенчатой единой
практики взаиморасчетов. Предусматривается введение межгосударственных
вексельных расчетов.
Появились и принципиально новые схемы расчетов, основанные на выпуске
небанковских векселей. Так, небанковские векселя "Международного
финансового синдиката" не предполагают использование корреспондентских
счетов банков и позволяют заниматься эффективным управлением денежными
ресурсами, получаемыми от продажи векселей, храня их в наиболее стабильных
финансовых инструментах со стопроцентной ликвидн6стью, и обеспечивающими
мгновенные расчеты по векселю независимо от остатков средств на указанных
счетах (т.е. без введения лимитов технического кредитования). Причем
вексель данного синдиката может быть предъявлен к погашению в национальных
валютах Латвии, Украины, Молдовы и Казахстана. Но проведение подобного рода
расчетов требует гармонизации вексельного законодательства стран-членов СНГ
и обеспечения более тесной координации денежно-кредитной политики
соответствующих центральных банков.
На встрече в Минске 22 января 1993 г. глав государств - бывших субъектов
СССР был подписан целый ряд совместных документов. В частности одобрен
Устав СНГ, в котором предусмотрены: формирование общего экономического
пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров,
услуг, капиталов и рабочей силы, координация кредитно-финансовой политики.
Соглашение о единой денежной ситце и согласованной денежно-кредитной и
валютой политике государств, сохранивших рубль в качестве законного
платежного средства, было подписана еще в Бишкеке 9 октября 1992 г.
представителями восьми республик, входивших в состав бывшего СССР -
Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации,
Таджикистана и Узбекистана.
Во исполнение этого соглашения на встрече в Минске было также, подписано
соглашение об учреждении Межгосударственного банка СНГ. Основная Цель его
создания - организация системы многосторонних межгосударственных расчетов
между центральными (национальными) банками в связи с торговыми и иными
операциями, усиление валютно-финансового воздействия на выполнение взаимных
межгосударственных обязательств и влияния платежно-расчетного механизма на
расширение непосредственных связей предприятий, организаций и коммерческих
структур. С подписанием соглашения об указанном банке появились реальные
возможности для практической реализации его деятельности отработки
технологических инструкций по осуществлению многостороннего клиринга,
подбора служащих Банка, определениям состава Совета Банка, предоставления
соответствующего помещения и его оборудования.
В качестве единого межгосударственного расчетного средства используется
рубль, эмитируемый Банком России. Завершение же расчетов по клирингу,
проходящих через Межгосударственный банк будет осуществляться в рублях либо
по решению Совета Банка в свободою конвертируемой или иной валюте.
Основы расчетов через Межгосударственный банк заключаются в следующем.
Каждому центральному (национальному) банку в Межгосударственном банке
открывается один корреспондентский счет. По этом счету проходят текущие
Информация о работе Анализ межбанковских расчетов проводимых в банке