Анализ межбанковских расчетов проводимых в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Данный дипломный проект состоит из трех основных частей:
. в первой части рассматривается необходимость, сущность и значение
межбанковских расчетов;
. вторая часть рассматривает типы межбанковских расчетов и их перспективы
развития;
. третья часть содержит описание опыта проведения расчетов на примере
Усольского Акционерного Коммерческого Банка ГРИНКОМБАНК.

Оглавление

Введение....................................................................
.......................5
1.Необходимость , сущность и значение межбанковских расчетов.........6
1.1.Основы организации корреспондентских отношений......................
1.2.Организационно-правовая база регулирования межбанковских расчетов
1.3.Эволюция межбанковских
расчетов...............................................
2.Характеристика межбанковских расчетов....................
2.1.Расчеты через расчетно-кассовые
центры......................................
( региональные платежи)
2.2.Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках.
2.3.Клиринговые
расчеты..................................................................
2.4.Расчеты между банками стран - членов СНГ.....................
2.5.Проблемы межбанковских расчетов и пути их преодоления.
2.5.1.Сбои и задержки платежей в РКЦ...........
2.5.2.Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков.......
2.5.3.Расхождение в учете расчетных операций в РКЦ и коммерческих
банках........................
3.Анализ межбанковских расчетов проводимых в банке
АКБ
"ГРИНКОМБАНК"............................................................
3.1.Характеристика банка АКБ "ГРИНКОМБАНК"
3.2.Анализ платежей проводимых банком
3.3.Рекомендации по улучшению схемы межбанковских расчетов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 107.30 Кб (Скачать)

не вышел на дебетовый остаток корреспондентского счета.

      Прием, обработка  и подведение итогов операционного  дня осуществляет

Региональный Центр Информатизации при ГУ ЦБ РФ по Иркутской области(РЦИ).

Кредитная организация в течении дня, до 1400   отправляет платежи на банки

Иркутской области в РЦИ, а после 1600  получает ответные платежи. Передача

электронных документов осуществляется без электронной подписи и указания

назначения платежа, вследствие  этого необходима доставка бумажных

документов до банка получателя.

      Доставка  бумажных документов ограничивает  работу по сч.871 в рамки

близлежайших городов области.

      К середине 1997 года ГУ ЦБ РФ планирует  запустить систему

электронных платежей по счету 872. При работе по счету 872 электронные

документы будут подписываться электронной подписью и в эл. документах будет

указываться назначение платеже, вследствие этого отпадет необходимость

доставки бумажного документа и платежи действительно будут осуществляться

"день в день".

 Централизованный порядок  организации межбанковских расчетов  страдает одним

очень серьезным недостатком - низкой скоростью (совершения расчетных

операций. Последнее связано с отсталостью технической базы РКЦ , не

позволяющей качественно и своевременно обрабатывать постоянно возрастающий

поток расчетных документов; несовершенством технологии осуществления

расчетных операций, так как она основана на использовании большого числа

бумажных носителей информации; задержкой документов в почтовом обороте

между РКЦ. Замедление платежей крайне негативно отражается на финансовом

состоянии предприятий, формировании доходной части бюджета, приводит к

осложнению взаимоотношений коммерческих банков с их клиентами. К минусам

можно отнести и то, что банку не выгодно иметь слишком большой остаток на

корреспондентском счета, тат как ЦБ РФ не платит банкам процент за

пользование денежными средствами.

Плюсом является то, что ЦБ РФ может осуществлять рефинансирование

коммерческих банков. Центральный банк, пользуясь поддержкой государства,

имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами

телекомуникаций, необходимыми для осуществления расчетов между участниками

рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции,

происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных

обязательств банков. Осуществляя макроэкономический надзор за

функционированием банковской системы в целом, а также надзор за

деятельностью каждого банка в отдельности, центральный банк может

оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового

положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или

иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи

из-за банкротства или не ликвидности ее участников.

И наконец, только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает

достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск

неплатежей при расчетах с участием РКЦ практически к нулю.

 

 

 

2.2. Расчеты через корреспондентские  счета,

открываемые в других  банках.

 

В современных условиях расчеты отечественных банков с использованием

корсчетов, открываемых в других банках, практикуются достаточно часто.

В этом случае корсчета банков, их учреждений ведутся не в PKЦ главных

территориальных управлений Банка России, а в других банках и их

учреждениях. Порядок открытия и режим функционирования корсчета одного

банка (учреждения) в другом банке (учреждении определяется по соглашению

между самими банками.

В соглашениях о корреспондентских отношениях, в частности

предусматриваются:

круг организаций, которым зачисляются средства с корреспондентского

субсчета;

круг организаций, которые будут зачислять свои платежи на корреспондентский

субсчет;

круг организаций, которым будут зачисляться средства с корреспондентского

счета;

круг организаций в учреждении банка, где открыт корреспондентский счет,

которые будут зачислять на него средства;

круг операций, совершаемых по корреспондентскому счету и корреспондентскому

субсчету;

документы, по которым должны совершаться операции по этим видам счетов;

условия платежа;

контрольные функции учреждений банков - корреспондентов; порядок обмена ими

информацией о совершенных операциях по корреспондентскому счету и

корреспондентскому субсчету;

другие вопросы по усмотрению сторон - учреждений банков.

 

 Рассматриваемый порядок  межбанковских расчетов предусмотрен  и Положением

об организации межбанковских расчетов от 9 июля 1992 г.

В экономически развитых странах крупные коммерческие банки ведут большое

число счетов банков-корреспондентов - до 300-500 и более (в том числе и

заграничных). Так, самый крупный банк ФРГ - Дойче Банк АГ - работает через

сеть, состоящую из 4 тыс. банков-корреспондентов в 184 странах мира и

только во Франкфурте ведет свыше 5 тыс. текущих счетов иностранных банков

[7].

Для проведения взаимных расчетов с использованием перечетов коммерческие

банки должны располагать в значительных объемах временно свободными,

реальными собственными ресурсами, либо оперативно привлекать должные

ресурсы с рынка для поддержания более или менее стабильного уровня

ликвидности.

 

 

Платежи между банкам корреспондентами

 

                                        Коммерческий банк

                                        Санкт-Петербурга

Клиент банка-                     (корреспондент

плательщика                  коммерческого

                                        банка Астрахани),

                                        обслуживающий

                                        плательщика

 

 

                                        Коммерческий банк

                                        Астрахани

                                        (корреспондент

Клиент банка-                     коммерческого

получатель                        банка

средств                           Санкт-Петербурга),

                                        обслуживающий

                                        получателя средств

 

 

Рис. 5.

 

К достоинствам данной схемы платежей можно отнести скорость осуществления

расчетов обычно "день в день", низкая себестоимость.

Главный недостаток нет полной гарантии в ликвидности банка корреспондента,

следовательно не ликвидность одного банка может повлечь цепь не платежей

вплоть до банковского кризиса.

Также банк не может  установить прямые корреспондентские отношения со всеми

другими банками. Установление прямых корреспондентских отношений необходимо

для покрытие постоянных(имеющих большой удельный вес в денежном потоке

банка) платежей.

 

 

Клиринговые расчеты.

 

Клиринг - осуществление платежей путем взаимозачета платежных обязательств

и требований банка.

      Клиринговое  учреждение - небанковская кредитная  организация,

осуществляющая на основании специальной лицензии Банка России:

• обмен платежными документами между банками-участниками

• расчет чистых позиций банков-участников (итоговое сальдо банка-участника,

образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-

участников).

Под чистой позицией понимается итоговое сальдо банка-участника,

образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-

участников. Прием и передача платежных документов может осуществляться

клиринговым учреждением в электронной форме в соответствии с действующим

законодательством и договором с банками-участниками, определяющим процедуры

использования электронной цифровой подписи.

Все существующие в платежных системах мира Расчетные Палаты создавались с

одной и той же целью: для ускорения безналичных расчетов между банками-

членами палат и их клиентами, для увеличения оборачиваемости денежных

средств в течение операционного дня. Для решения этих задач Расчетные

Палаты выполняют ряд определенных основных функций. Но в разных странах или

даже в одной и той же стране эти функции могут быть различны, что зависит

от целого ряда факторов: конкретного состава участников Расчетной Палаты,

используемых видов платежных документов, объема документооборота,

географической области, особенностей банковской системы, правовых условий и

доступности технологий. Так, в таких странах, как Канада и Великобритания,

обработка платежей в основном осуществляется негосударственными центрами,

но, регулируется со стороны государства.

Существует множество положений финансового, структурного и оперативного

характера в негосударственных платежных механизмах, помогающих обеспечить

проведение клиринга и расчетов безопасным и надежным образом. Однако,

самыми важными являются обязательства участников в форме гарантий или

других договоренностей, призванных обеспечить окончательный и своевременный

расчет в рамках этих систем, особенно систем многостороннего клиринга. Эти

гарантии и договоренности для обеспечения своевременного расчета должны

базироваться на тщательно разработанных критериях участия. Кроме того,

необходимы конкретные обязательства, призванные обеспечить наличие

финансовых ресурсов и ликвидности, чтобы гарантировать расчет в случае

невыполнения обязательств одним или несколькими участниками. Так, например

Нью-Йоркская Клиринговая Палата приняла гарантии расчета для межбанковских

клиринговых расчетов (CHIPS - Clearing House Interbank Payments System) и

классифицирует свои риски по трем типам: операционные, системные/кредитные

и "мошеннические". Снижение операционных рисков обеспечивается за счет

наличия зеркальных систем с высокоскоростной связью между ними,

энергонезависимости обоих систем и постоянного тестирования всей системы в

целом и программного обеспечения в частности, наличие системы

автоматического восстановления базы данных. Снижение системных/кредитных

рисков обеспечивается за счет завершения платежей в тот же день и

уравновешенности двусторонних кредитных лимитов. Снижение "мошеннических"

рисков обеспечивается за счет наличия полной аутентификации всех платежных

сообщений. Принципы, лежащие в основе надлежащего функционирования

негосударственных механизмов клиринга и расчетов, универсальны. Эти нормы

предусматривают, что механизмы взаимозачета обязательств должны обладать, в

частности, прочной правовой основой, четко установленными процедурами

управления кредитным риском и риском не ликвидности, а также иметь

возможность обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов даже

в том случае, если крупнейший участник в системе станет неплатежеспособным.

 

 

Государству присущи следующие функции:

контроль за клиринговыми организациями и банками, играющими важнейшую роль

в системе платежей;

обеспечение расчетов по своим бухгалтерским книгам;

организация работы системы крупных переводов;

выработка соответствующей государственной политики, определяющей структуру

механизмов клиринга и расчетов.

 

Наиболее яркими отличительными чертами условий, в которых развивается

банковская система в России, являются наличие нескольких часовых поясов,

большие сети межбанковских корреспондентских отношений и довольно низкий

уровень доверия банков друг к другу. При этом, следует отметить, что банки

вступают между собой в корреспондентские отношения в основном не для

ускорения прохождения платежей, а для того, чтобы получить выход на

основные сегменты российского финансового рынка. Например, получить на

остатки на корсчете кредитные линии под МБК, под валютные операции и т.п.

Непосредственно для ускорения проведения платежей банки обычно вступают в

корреспондентские отношения с клиринговыми (расчетными) палатами.

Различают две основные модели клиринга: без предварительного депонирования

денежных средств на счетах банков-участников и с предварительным

депонированием. Мы будем рассматривать только вторую модель, по которой

работают все существующие клиринговые учреждения. Технологические и

юридические принципы данной системы обеспечивают независимость Расчетного

Центра, который, с одной стороны, гарантирует проведение встречных платежей

при условии выполнения контрагентами определенных условий поставки, с

другой стороны, завершает расчеты в реальном времени. Единственным

требованием к участникам системы является наличие достаточных средств,

депонированных в Центре. Все операции между банками-участниками системы

клиринговых расчетов проводятся в режиме реального времени, а платежи за

пределами Центра - в режиме прямых расчетов через МЦИ при ЦБ РФ. Также

следует отметить, что клиринговая система может успешно использоваться и

для обработки платежной информации как внутри одного банка, имеющего

большое количество отделений и филиалов, так и способна обрабатывать потоки

денежных средств между крупными банками, у которых появляются

Информация о работе Анализ межбанковских расчетов проводимых в банке