Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:49, курсовая работа
Плохое финансовое положение выражается в не¬удовлетворительной платежеспособности, в низкой эффективности ис¬пользования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммо¬билизации. Пределом плохого финансового состояния предприятия явля¬ется состояние банкротства, т. е. неспособность предприятия отвечать по своим обязательствам.
Основная цель анализа - выявление и оценка тенденций развития фи¬нансовых процессов на предприятии.
Введение………………………………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансового состояния
предприятия……………………………………………………………………………………………7
1.1. Предмет, содержание и задачи анализа финансового состояния предприятия……………………………………………………………………………………...7
1.2. Методика анализа финансового состояния предприятия……………………………13
1.2.1. Оценка динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования…………………………………………………………………………..13
1.2.2. Анализ финансовой устойчивости………………………………………………16
1.2.3 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия…………………………………………………………………………….22
1.2.4. Анализ деловой активности……………………………………………………28
1.2.5. Анализ капитала предприятия…………………………………………………. 30
1.2.6. Анализ состояния и состава основных средств………………………………..32
1.3. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………………………………………………………….34
1.3.1.Анализ динамики и структуры прибыли…………………………………………………………………………………34
1.3.2. Факторный анализ финансового результата от продаж……………………….36
1.3.3. Расчет и анализ показателей рентабельности……………………………….…38
1.3.4. Анализ движения денежных средств…………………………………………...39
Глава 2. Анализ финансового состояния и финансовых результатов
ОАО «Апатит» ……………………………………………………………………………………….43
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Апатит»…………………………………...43
2.2. Оценка динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования………................................................................................................................. 45
2.3. Анализ финансовой устойчивости……………………………………………………… 48
2.4. Анализ ликвидности и платежеспособности……………………………........................ 52
2.5. Анализ деловой активности………………………………………………………………56
2.6. Анализ состава и движения капитала организации……………………………………. 58
2.7. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности…………………………………..61
2.8. Анализ состояния и движения основных средств предприятия………………………..64
2.9. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………………………….68
2.10. Анализ движения денежных средств……………………………………………………70
2.11. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия……………………………73
Заключение……………………………………………………………………………...........................76
Список литературы……………………………………………………………………………………..78
В российской практике краткосрочные финансовые вложения и денежные средства на расчетном счете и в кассе — разные по ликвидности активы. Краткосрочные финансовые вложения могут быть достаточно рискованными, и принятие их в расчет при оценке коэффициента абсолютной ликвидности для отечественных предприятий не всегда является правомерным.
Рекомендуемое значение для данного коэффициента — интервал 0,2 — 0.5. т. е. для нормально работающего предприятия с регулярной оплатой дебиторской задолженности неработающих в производстве денег должно быть немного. Высокое значение коэффициента обычно говорит о неумении руководства компании вложить имеющиеся денежные средства. Низкое значение коэффициента, что характерно для большинства российских предприятий в силу объективных условий хозяйствования, инфляции, налоговой системы, может говорить как о проблемах предприятия, так и об умении работать в сложившихся условиях.
Деловая активность – это результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства.
Деловая активность предприятия измеряется
с помощью системы
Качественные критерии - это широта рынков сбыта продукции (внутренних и внешних); деловая репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами данного предприятия; его конкурентоспособность; наличие постоянных поставщиков и потребителей; степень выполнения плана, обеспечение выполнения поставленных задач и темпы роста основных показателей финансово-хозяйственной деятельности; уровень эффективности использования ресурсов предприятия и т. п. Такие неформализованные критерии необходимо сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса.
Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями.
Среди абсолютных показателей деловой активности необходимо выделить объем продаж готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот); прибыль и величину активов. Целесообразно учитывать сравнительную динамику этих показателей. Оптимальное соотношение между ними
Тп > Тв > Та
где Тп, Тв, Та - темпы роста соответственно прибыли, выручки от реализации продукции (работ, услуг) и активов (имущества, авансированных средств) предприятия.
Приведенное соотношение получило название золотого правила экономики предприятия: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущества предприятия. Это означает, что издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия - использоваться более рационально.
Таблица 5.
Показатели деловой активности
Относительные показатели деловой активности |
Формула |
1. Коэффициент оборачиваемости активов (совокупного капитала) |
KK=N/Ecp |
2. Продолжительность оборота активов |
Тк=360/Кк |
3. Коэффициент оборачиваемости СК |
K(cK)=N/CKcp |
4. Продолжительность оборота СК |
Т(ск)=360/К(ск) |
5. Коэффициент оборачиваемости ОА |
K(oa)=N/OAcp |
6. Продолжительность оборота OA |
Т(оа)=360/К(оа) |
7. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
К(дз)=N/ДЗср |
8. Период погашения дебиторской задолженности |
Т(дз)=360/К(дз) |
9. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
K(K3)=N/K3cp |
10. Период погашения кредиторской задолженности |
Т(кз)=360/К(кз) |
11. Коэффициент оборачиваемости запасов готовой продукции |
К(гп)=С/ГПср |
12. Срок хранения запасов готовой продукции |
Т(гп)=360/К(гп) |
(с.87, 4)
1.2.5. Анализ капитала предприятия.
Капитал – это средства,
которыми располагает субъект хозяйствов
Формируется капитал за счет собственных (внутренних) и заемных (внешних) источников.
Основными источниками финансирования является собственный капитал. В его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд накоплений, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).
Заемный капитал – это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).
При формировании структуры капитала необходимо учитывать особенности каждой его составляющей.
От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.
Анализ динамики и структуры источников капитала целесообразно представлять в виде следующей таблицы:
Таблица 6.
Анализ динамики и структуры источников капитала.
Источник капитала |
Наличие средств, тыс.руб. |
Структура средств, % | ||||
На начало года |
На конец года |
Изменения |
На начало года |
На конец года |
Изменения | |
Собственный капитал |
||||||
Уставный капитал |
||||||
Резервный капитал |
||||||
Добавочный капитал |
||||||
Фонд социальной сферы |
||||||
Целевое финансирование |
||||||
Нераспределенная прибыль |
||||||
Резерв предстоящих расходов и платежей |
||||||
Итого: |
||||||
Заемный капитал |
||||||
Долгосрочные кредиты |
||||||
В том числе кредиты, подлежащие погашению более, чем через 12 мес. |
||||||
Краткосрочные кредиты |
||||||
Кредиторская задолженность |
||||||
В том числе: |
||||||
Поставщикам |
||||||
Векселя к уплате |
||||||
Авансы полученные |
||||||
Персоналу по оплате труда |
||||||
Органам соцстраха |
||||||
Бюджету |
||||||
Прочим кредиторам |
||||||
Расчеты по дивидендам |
||||||
Итого |
Найдем соотношение заемного (ЗК) и собственного капитала (СК) на начало и конец анализируемого периода:
Кнач=ЗК/СК
Ккон=ЗК/СК
(с. 504-518, 5)
1.2.6. Анализ состояния и состава ОС.
Анализ ОС обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры. (табл. 7)
Таблица 7.
Наличие, движение и структура основных фондов
Группы основных средств |
Наличие на начало года |
Поступило за год |
Выбыло за год |
Наличие на конец года | ||||
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % | |
Здания и сооружения |
||||||||
Силовые машины |
||||||||
Рабочие машины |
||||||||
Измерительные приборы |
||||||||
Вычислительная техника |
||||||||
Транспортные средства |
||||||||
Инструменты |
||||||||
Всего производственных фондов |
Основные фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непромышленные, а также фонды непроизводственного назначения. Кроме того, выделяют активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективность использования основных фондов на основе оптимизации их структуры. Большой интерес при этом представляет соотношение активной и пассивной частей, т.к. от их оптимального сочетания во многом зависят фондоотдача, фондорентабельность и финансовое состояние предприятия.
Оценка состояния основных средств проводится на основе следующих коэффициентов:
(15)
(16)
3. коэффициент выбытия (Кв):
(19)
Анализ эффективности
- фондоотдача (ФО)
(21)
- фондоемкость (ФЕ)
(с.296-300, 6)
1.3. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
1.3.1.Анализ динамики и структуры прибыли.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;
налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;
чистая (нераспределенная) прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
капитализированная (реинвестированная) прибыль — это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;
потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
Изучить структуру и динамику прибыли можно с помощью таблицы 8.
Табл.8
Анализ структуры и динамики прибыли.
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год | ||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % | |
Прибыль от реализации продукции, услуг |
||||
Прочие операционные доходы |
||||
Прочие операционные расходы |
||||
Внереализационные доходы |
||||
Внереализационные расходы |
||||
Общая сумма прибыли |
||||
Налоги из прибыли |
||||
Чистая (нераспределенная) прибыль |
(с. 387-391, 5)
1.3.2. Факторный анализ финансового результата от продаж.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi);себестоимости (Сi) и уровня средне-реализационных цен (Цi):
(23)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Таблица 9
Расчет влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции
Показатель
|
Условия расчета |
Порядок расчета | |||
Объем реализации |
Структура товарной продукции |
Цена |
Себес-тоимость | ||
План |
План |
План |
План |
План |
Впл - Зпл |
Усл. 1 |
Факт |
План |
План |
План |
Ппл х Крп |
Усл. 2 |
Факт |
Факт |
План |
План |
Вусл - Зусл |
Усл. 3 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
Вф - Зусл |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Вф - 3ф |
Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Апатит»