Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Апатит»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Плохое финансовое положение выражается в не¬удовлетворительной платежеспособности, в низкой эффективности ис¬пользования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммо¬билизации. Пределом плохого финансового состояния предприятия явля¬ется состояние банкротства, т. е. неспособность предприятия отвечать по своим обязательствам.
Основная цель анализа - выявление и оценка тенденций развития фи¬нансовых процессов на предприятии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансового состояния
предприятия……………………………………………………………………………………………7
1.1. Предмет, содержание и задачи анализа финансового состояния предприятия……………………………………………………………………………………...7
1.2. Методика анализа финансового состояния предприятия……………………………13
1.2.1. Оценка динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования…………………………………………………………………………..13
1.2.2. Анализ финансовой устойчивости………………………………………………16
1.2.3 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия…………………………………………………………………………….22
1.2.4. Анализ деловой активности……………………………………………………28
1.2.5. Анализ капитала предприятия…………………………………………………. 30
1.2.6. Анализ состояния и состава основных средств………………………………..32
1.3. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………………………………………………………….34
1.3.1.Анализ динамики и структуры прибыли…………………………………………………………………………………34
1.3.2. Факторный анализ финансового результата от продаж……………………….36
1.3.3. Расчет и анализ показателей рентабельности……………………………….…38
1.3.4. Анализ движения денежных средств…………………………………………...39
Глава 2. Анализ финансового состояния и финансовых результатов
ОАО «Апатит» ……………………………………………………………………………………….43

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Апатит»…………………………………...43
2.2. Оценка динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования………................................................................................................................. 45
2.3. Анализ финансовой устойчивости……………………………………………………… 48
2.4. Анализ ликвидности и платежеспособности……………………………........................ 52
2.5. Анализ деловой активности………………………………………………………………56
2.6. Анализ состава и движения капитала организации……………………………………. 58
2.7. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности…………………………………..61
2.8. Анализ состояния и движения основных средств предприятия………………………..64
2.9. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………………………….68
2.10. Анализ движения денежных средств……………………………………………………70
2.11. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия……………………………73
Заключение……………………………………………………………………………...........................76
Список литературы……………………………………………………………………………………..78

Файлы: 1 файл

АДФХД.doc

— 909.50 Кб (Скачать)

 

В российской практике краткосрочные финансовые вложения и денежные средства на расчетном счете и в кассе — разные по ликвидности активы. Краткосрочные финансовые вложения могут быть достаточно рискованными, и принятие их в расчет при оценке коэффициента абсолютной ликвидности для отечественных предприятий не всегда является правомерным.

 

Рекомендуемое значение для данного коэффициента — интервал 0,2 — 0.5. т. е. для нормально работающего предприятия с регулярной оплатой дебиторской задолженности неработающих в производстве денег должно быть немного. Высокое значение коэффициента обычно говорит о неумении руководства компании вложить имеющиеся денежные средства. Низкое значение коэффициента, что характерно для большинства российских предприятий в силу объективных условий хозяйствования, инфляции, налоговой системы, может говорить как о проблемах предприятия, так и об умении работать в сложившихся условиях.

 

      1. Анализ деловой активности.

 

Деловая активность – это результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства.

Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев.

Качественные критерии - это широта рынков сбыта продукции (внутренних и внешних); деловая репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами данного предприятия; его конкурентоспособность; наличие постоянных поставщиков и потребителей; степень выполнения плана, обеспечение выполнения поставленных задач и темпы роста основных показателей финансово-хозяйственной деятельности; уровень эффективности использования ресурсов предприятия и т. п. Такие неформализованные критерии необходимо сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса.

Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями.

Среди абсолютных показателей деловой активности необходимо выделить объем продаж готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот); прибыль и величину активов. Целесообразно учитывать сравнительную динамику этих показателей. Оптимальное соотношение между ними

Тп > Тв > Та

где Тп, Тв, Та - темпы роста соответственно прибыли, выручки от реализации продукции (работ, услуг) и активов (имущества, авансированных средств) предприятия.

Приведенное соотношение получило название золотого правила экономики предприятия: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущества предприятия. Это означает, что издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия - использоваться более рационально.

Таблица 5.

Показатели деловой  активности

Относительные показатели деловой активности

Формула

1. Коэффициент оборачиваемости активов (совокупного капитала)

KK=N/Ecp

2. Продолжительность оборота активов

Тк=360/Кк

3. Коэффициент оборачиваемости СК

K(cK)=N/CKcp

4. Продолжительность оборота СК

Т(ск)=360/К(ск)

5. Коэффициент оборачиваемости ОА

K(oa)=N/OAcp

6. Продолжительность оборота OA

Т(оа)=360/К(оа)

7. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

К(дз)=N/ДЗср

8. Период погашения дебиторской задолженности

Т(дз)=360/К(дз)

9. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

K(K3)=N/K3cp

10. Период погашения кредиторской задолженности

Т(кз)=360/К(кз)

11. Коэффициент оборачиваемости запасов готовой продукции

К(гп)=С/ГПср

12. Срок хранения запасов готовой продукции

Т(гп)=360/К(гп)


 

(с.87, 4)

 

1.2.5. Анализ капитала предприятия.

 

Капитал – это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.

Формируется капитал  за счет собственных (внутренних) и  заемных (внешних) источников.

Основными источниками  финансирования является собственный  капитал. В его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд накоплений, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).

Заемный капитал – это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).

При формировании структуры капитала необходимо учитывать особенности  каждой его составляющей.

От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.

Анализ динамики и структуры  источников капитала целесообразно  представлять в виде следующей таблицы:

Таблица 6.

Анализ динамики и  структуры источников капитала.

 

Источник капитала

Наличие средств, тыс.руб.

Структура средств, %

На начало года

На  конец года

Изменения

На  начало года

На  конец года

Изменения

Собственный капитал

           

Уставный  капитал

           

Резервный капитал

           

Добавочный  капитал

           

Фонд  социальной сферы

           

Целевое финансирование

           

Нераспределенная  прибыль

           

Резерв предстоящих расходов и платежей

           

Итого:

           

Заемный капитал

           

Долгосрочные  кредиты

           

В том  числе кредиты, подлежащие погашению более, чем через 12 мес.

           

Краткосрочные кредиты

           

Кредиторская  задолженность

           

В том  числе:

           

   Поставщикам

           

   Векселя к уплате

           

   Авансы полученные

           

   Персоналу по оплате труда

           

   Органам соцстраха

           

   Бюджету

           

   Прочим кредиторам

           

Расчеты по дивидендам

           

Итого

           

 

Найдем соотношение  заемного (ЗК) и собственного капитала (СК) на начало и конец анализируемого периода:

           Кнач=ЗК/СК

Ккон=ЗК/СК

 

(с. 504-518, 5)

 

1.2.6. Анализ состояния и состава ОС.

 

Анализ ОС обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры. (табл. 7)

Таблица 7.

Наличие, движение и структура основных фондов

Группы основных средств

Наличие на начало года

Поступило за год

Выбыло за год

Наличие на конец года

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

Здания и сооружения

               

Силовые машины

               

Рабочие машины

               

Измерительные приборы

               

Вычислительная техника

               

Транспортные средства

               

Инструменты

               

Всего производственных фондов

               

 

 

Основные фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непромышленные, а также фонды непроизводственного назначения. Кроме того, выделяют активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективность использования основных фондов на основе оптимизации их структуры. Большой интерес при этом представляет соотношение активной и пассивной частей, т.к. от их оптимального сочетания во многом зависят фондоотдача, фондорентабельность и финансовое состояние предприятия.

Оценка состояния основных средств  проводится на основе следующих коэффициентов:

  1. коэффициент обновления (Кобн), характеризующий долю новых фондов в общей их стоимости на конец года:

 (15)

  1. срок обновления основных фондов (Тобн)

 

 (16)

 

3. коэффициент выбытия (Кв):

 

                                     (17)  

 

  1. коэффициент прироста (Кпр):

 

                                                                 (18) 

 

  1. коэффициент износа (Кизн):

 

 

(19)

 

  1. коэффициент годности (Кг):

 

                                          (20)  

 

Анализ эффективности использования  основных средств производится на основе следующих коэффициентов:

- фондоотдача (ФО)

                     (21)

- фондоемкость (ФЕ)

                                                    (22)  
(с.296-300, 6)

 

1.3. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

1.3.1.Анализ динамики и структуры прибыли.

 

В процессе анализа  используются следующие показатели прибыли:

маржинальная  прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;

налогооблагаемая  прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

чистая (нераспределенная) прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная (реинвестированная) прибыль — это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;

потребляемая  прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Изучить структуру и динамику прибыли  можно с помощью таблицы 8.

 

 

 

 

Табл.8

Анализ структуры и динамики прибыли.

 

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Прибыль от реализации продукции, услуг

       

Прочие операционные доходы

       

Прочие операционные расходы

       

Внереализационные доходы

       

Внереализационные расходы

       

Общая сумма прибыли

       

Налоги из прибыли

       

Чистая (нераспределенная) прибыль

       

 

(с. 387-391, 5)

 

1.3.2. Факторный  анализ финансового результата  от продаж.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию  зависит от четырех факторов первого  уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi);себестоимости (Сi) и уровня средне-реализационных цен (Цi): 

                                                                         (23)

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Таблица 9

Расчет влияния  факторов на изменение прибыли от реализации продукции

Показатель

 

Условия расчета

Порядок расчета

Объем реализации

Структура товарной продукции

Цена

Себес-тоимость

План

План

План

План

План

Впл - Зпл

Усл. 1

Факт

План

План

План

Ппл х Крп

Усл. 2

Факт

Факт

План

План

Вусл - Зусл

Усл. 3

Факт

Факт

Факт

План

Вф - Зусл

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Вф - 3ф

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Апатит»