Анализ доходов, расходов и прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Ощадный банк Украины играет особую роль как в банковской, так и в экономической системы страны в целом. Сегодня ОАО «Государственный Ощадный банк Украины» имеет самую крупную сеть учреждений (более 6 тыс.), которые обслуживают клиентов во всех без исключения регионах страны. В нем работает почти четверть банковского персонала Украины. Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особый интерес в условиях развития рыночных отношений приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов.

Оглавление

Введение
1. Деятельность Ощадного банка Украины в современных условиях
1.1 Роль и значение Ощадного банка Украины в банковской системе
1.2 Формирование доходов Ощадного банка Украины
1.3 Управление собственными и привлеченными ресурсами в Ощадном банке
1.4 Управление финансовыми результатами деятельности Ощадного банка Украины
1.5 Налогообложение банка в современных условиях
2. Анализ финансовых результатов деятельности Ощадного банка Украины (на примере Филиал - Мариупольского отделения №8013 ОАО «Государственный Ощадный банк Украины»)
2.1 Характеристика деятельности Филиал - Мариупольского отделения Ощадного банка №8013
2.2 Организация финансового управления в исследуемом банке
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности банка
2.4 Анализ направления и использования прибыли банка
2.5 Пути повышения прибыльности банка
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 117.16 Кб (Скачать)

 

- продолжительность деятельности  банка, от которой зависят объемы  собственных и привлеченных ресурсов;

 

- состав клиентуры, являющейся  поставщиком привлеченных средств;

 

- тип банка (специализированный  или универсальный) и др.

 

Особого внимания заслуживает  управление ресурсам и коммерческих банков, которое представляет собой  деятельность, связанную с аккумуляцией денежных средств, определением размера  и соответствующей структуры  источников этих средств в непосредственной увязке с размещением.

 

Важнейшей задачей при  использовании банками собственных  и привлеченных ресурсов является одновременное  обеспечение максимальной доходности банковских активов и приемлемого  уровня ликвидности. Основной объем  доходов обеспечивают банкам кредитные  вложения, вложения в ценные бумаги и инвестиции; общая ликвидность  банка поддерживается за счет размещения ресурсов в высоколиквидные активы: средства в кассе на корреспондентских  счетах в центральном банке и  в других коммерческих банках. Определенная часть ресурсов используется банками  для приобретения основных средств  и нематериальных активов. Подобные активы характеризуются как не ликвидные и не приносящие доход, но они необходимы для обеспечения нормального функционирования банка, как и любого другого субъекта хозяйствования.

 

Значительная роль в управлении банковскими ресурсами принадлежит  коммерческим банкам, но поскольку  изменение размеров и структуры  банковских ресурсов оказывает воздействие  на динамику показателей денежной массы, должно осуществляться и централизованное регулирование ресурсной базы коммерческих банков.

 

Регулирование ресурсной  базы коммерческих банков не является непосредственной задачей центрального банка, однако в рамках проведения денежно-кредитной  политики Национальный банк Республики Беларусь путем реализации различных  методов денежно-кредитного регулирования  может оказывать прямое или косвенное  воздействие на размер ресурсов коммерческих банков.

 

В целом необходимость  регулирующего воздействия Национального  банка Республики Беларусь на ресурсную  базу коммерческих банков вызвана требованиями обеспечения безопасности и ликвидности всей банковской системы.

 

Основными целями управления ресурсами, проводимого коммерческими  банками, являются:

 

- поддержание банком собственной  ликвидности;

 

- удовлетворение спроса  клиентов на кредитные вложения;

 

- получение прибыли, достаточной  для выплаты дивидендов в размерах, удовлетворяющих акционеров, и для  развития банка[28].

 

Важным элементом управления ресурсами коммерческого банка  является управление его пассивами. Оно, как правило, заключается в  определении оптимальной структуры  источников банковских ресурсов для  конкретного банка.

 

Одной из задач, решаемых в  процессе управления ресурсами коммерческого  банка, является их эффективное размещение, которое возмещало бы затраты  по их привлечению и обеспечивало банку прибыль при одновременном  выполнении требований ликвидности  со стороны Национального банка  Республики Беларусь. Это достигается  благодаря тесной взаимоувязке пассивных операций с активами. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие размеров и характера, имеющихся в его распоряжении ресурсов направлениям и срокам кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

 

Коммерческие банки осуществляют ресурсное регулирование в основном в оперативном порядке. Ежедневно  происходит сопоставление ожидаемых  поступлений и обязательств, подлежащих погашению на конкретную дату. Свободные ресурсы могут быть использованы для увеличения кредитных вложений и для реализации на межбанковском рынке. Наряду с оперативным регулированием коммерческие банки составляют перспективные планы и прогнозы на месяц, квартал, год и другие периоды.

 

Управление банковскими  ресурсами является достаточно сложным  процессом, и от его качества во многом зависят ликвидность, доходность, рентабельность и общее финансовое состояние  коммерческого банка[29].

 

1.4 Управление финансовыми  результатами деятельности Ощадного банка Украины

 

 

Основной целью функционирования Ощадного банка является получение финансового результата в виде максимальной прибыли.

 

Прибыль, как известно, представляет собой разницу между доходами и расходами коммерческого банка, а модель ее формирования непосредственно  связана с системой учета и  отчетности. На уровень прибыли влияет структура активов банка: чем  больше уровень прибыльности. Увеличение размера прибыли может быть обеспечено за счет рисковых операций, по которым  банк получает более высокое вознаграждение. По этому оценка уровня прибыли банка тесно связана с анализом степени защиты банка от риска[10].

 

Эти исходные положения определяют составные элементы управления прибылью Ощадбанка Украины:

 

управление доходами банка;

 

контроль за формированием прибыли банка;

 

оценка уровня доходности и прибыли банка с количественных и качественных позиций;

 

оценка рентабельности подразделений  банка;

 

оценка рентабельности "центров  прибыли" или основных направлений  деятельности банка;

 

анализ рентабельности банковского  продукта или услуг.

 

Доходы банка делятся  на процентные и беспроцентные. За счет процентного дохода от кредитных и депозитных операций, вложения средств в ценные бумаги, другие предприятия, факторинговые и лизинговые операции формируются большая часть прибыли банка. Управление процентным доходом включает формирование договорного процента, определение достаточной процентной маржи, выбор способа начисления и взыскания процента[18].

 

Формирование договорного  процента предполагает определение  его средней величины на предстоящий  период на базе реальной стоимости  кредитных ресурсов и достаточной  процентной маржи, разработку шкалы  дифференциации процентных ставок. Различаются  рыночная и реальная стоимость кредитных  ресурсов. Средняя рыночная или номинальная  стоимость ресурсов определяется как  отношение процентов уплаченных за период к средней величине кредитных  ресурсов (платных и бесплатных). Удорожание рыночной стоимости ресурсов происходит под влиянием нормы обязательных резервов и действующей системы  налогообложения [15].

 

Преальная = Прыночная * 100 / 100 - норма обязательных резервов

 

где : Преальпая - реальная стоимость кредитных ресурсов,

 

Прыночная - рыночная стоимость кредитных ресурсов.

 

Норма обязательных резервов определяет, какая часть привлеченных ресурсов (вкла дов до востребования и срочных депозитов) депонируется на отдельном счете в НБУ. Поскольку в распоряжении коммерческого банка остается только часть привлеченных ресурсов они реально обходятся дороже, чем номинальный процент по пассивным операциям.

 

Другим фактором удорожания ресурсов, расхождения между рыночной и реальной ценой в современных  условиях является действующая система  налогообложения. Например, на себестоимость  операций (расходы банка) относятся  проценты за межбанковский кредит только в пределах учетной ставки Центрального банка, увеличенной на три пункта.

 

Достаточная процентная маржа (Мд) рассчитывается на основе величины общебанковских расходов и активов, приносящих доход, т. к. основное назначение процентной маржи - покрыть издержки банка.

 

Мд= операционные расходы - проценты уплаченные - ( + ) расходы на содержание управления - доходы прочие / активы, приносящие доход

 

К доходам прочим относятся  комиссии за банковские услуги (расчетно-кассовое обслуживание, трастовые, информационные, консультационные и др.). Активы, приносящие доход, - это кредиты, вложения средств в другие предприятия, ценные бумаги, факторинговые и лизинговые операции.

 

На основе реальной цены ресурсов и достаточной маржи  определяется средняя необходимая  процентная ставка по банковским операциям. Ее дифференциация зависит от срока ссуды, кредитоспособности клиента, вида кредита, качества залога и гарантии, ожидаемых темпов инфляции и т. д.

 

Способ начисления и взыскания  процента связан с использованием простых  или сложных процентов, обыкновенных или точных процентов с приближенным или точным числом дней, дисконтированием процента и т. д. Выбор способа  зависит от его влияния на мо мент получения банком реального дохода, ресурсной базы банка, срока ссуды, финансо вого положения клиента.

 

Задачей банковского менеджера  является организация работы по определению  средней процентной ставки для активов, приносящих доход; разработке шкалы  дифференциации процента; положения  о способе начисления и взыскания  процента [15].

 

Управление беспроцентным  доходом предполагает выбор и  определение содержания банковских некредитных услуг, принятие решения о методе определения банковской комиссии (тарифе) по отдельным услугам, их себестоимости, контроль за фактической себестоимостью банковского продукта (услуг), создание соответствующего методического обеспечения для банка, разработку такой системы оплаты труда, которая заинтересовывала бы работника банка в оказании наибольшего количества услуг[29].

 

Контроль за формированием прибыли является второй составной частью управления прибылью Ощадбанка.

 

Достоверность величины балансовой прибыли подтверждается на основе:

 

проверки законности формирования доходов банка на счетах аналитического учета ;

 

анализа содержания и правомерности  операций, связанных с расходами  банка;

 

контроля за операциями по закрытию доходных и расходных счетов с отнесением их остатков на счет прибылей и убытков отчетного года ;

 

анализа содержания прочих операций ;

 

проверки закрытия счетов, на которых отражаются поступления  и платежи, связанные со штрафами и пенями;

 

оценки правильности отражения  расходов и списания этих расходов на счет прибылей и убытков отчетного  года[28].

 

1.5 Налогообложение Ощадного банка в современных условиях

 

 

В современных условиях проблема совершенствования налогообложения  банков приобретает особо важное значение. Её обостряет кризисное положение банков и дефицит ресурсов для кредитования реального сектора экономики[33]. Механизм реанимирования финансовой системы, в числе прочих мер, предполагает и меры по снижению налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. Однако снижение налогового бремени для предприятий не сможет в полной мере обеспечить их финансирование. В этой связи налоговые льготы для банков будут более эффективными по сравнению с льготами для предприятий.

 

Возможность отнесения резервов на валовые расходы банка в  целях налогообложения прибыли  является важным фактором, значительно  влияющим на принятие решений об их формировании. Действующий порядок  налогообложения банков представляет собой многовариантный подход к решению данной проблемы. Одни виды резервов относятся на валовые расходы, уменьшая сумму налогооблагаемой прибыли, другие - финансируются непосредственно за счет чистой прибыли банка. Неоднозначностью отличается и сама нормативная база резервирования. В Украине нет специального законодательства по налогообложению банков. Принципиальный подход к их налогообложению аналогичен подходу, применяемому к другим субъектам хозяйственной деятельности, т.е. не в полной мере учитывает специфические особенности банков как финансовых посредников. В частности, это касается особенностей налогового учета резервов[17].

 

Рис.1.3.Система налогообложения  прибыли Ощадбанка Украины

 

На данной схеме проблема учета резервов в валовых расходах имеет место при расчете показателей  чистой прибыли и ликвидности.

 

Для НБУ механизм резервирования является эффективным и гибким инструментом макроэкономического денежно-кредитного регулирования. Однако, с позиций  отдельно взятых банков формирование таких резервов (принимая во внимание необходимость выполнения нормативных  требований, приводящих к отвлечению оборотных средств в нерабочие  активы) приводит к существенному  сужению поля бизнеса и препятствует формированию долгосрочной стратегии  развития банка[24].

 

Ощадбанк имеет ряд характерных особенностей, связанных с налогообложением прибыли. Разработанная схема, приведенная на рисунке , отражающая механизм расчета налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с нормами действующего законодательства.

 

Рис.1.4.Механизм расчета налогооблагаемой прибыли Ощадбанка

 

Особую статью валовых  расходов Ощадбанка, с точки зрения налогообложения прибыли составляют страховые резервы, которые включают часть затрат, связанных с формированием страхового резерва для покрытия рисков невозвращения основного долга по кредитам, приобретенным ценным бумагам и другим видам задолженности. Их нормативы устанавливаются в соответствии со специальной методикой НБУ[17].

 

К основным резервам Ощадбанка согласно Положениям НБУ относят:

 

резерв для возмещения возможных потерь по кредитным операциям;

 

резерв для возмещения возможных потерь от снижения рыночной стоимости ценных бумаг;

 

резерв для возмещения возможных потерь от дебиторской  задолженности.

 

В настоящее время Ощадбанк имеет право списывать на валовые расходы всю сумму перечисленных резервов.

 

Таким образом, создание страхового резерва в налоговом учете  является своего рода налоговой льготой , поэтому её предоставление не должно зависеть от классификации кредитного портфеля в финансовом учете банка, поскольку такую классификацию Закон о налогообложении прибыли не предусматривает.

 

По отдельным группам  кредитам (под контролем, субстандартным, сомнительными и безнадежными) создается специальный резерв, отчисления в который относятся к валовым расходам банка. Однако в налоговой практике по группе стандартных кредитов формируется общий резерв за счет прибыли прошлых лет.

 

Введение указанной льготы является одним из инструментов налоговой  политики государства, который учитывает  повышенный риск в сфере деятельности банков как финансовых посредников[17].

 

Информация о работе Анализ доходов, расходов и прибыли