Анализ цены и структуры капитала ОАО «Московский резервуарный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
определить роль финансовой устойчивости в общей системе финансов предприятия, сформулировать комплексное понятие финансовой устойчивости, подходы к ее классификации, выявить факторы, влияющие на финансовую устойчивость;
проанализировать существующие способы оценки финансовой устойчивости;
на основе анализа финансовой устойчивости предприятия гражданской авиации разработать механизмы управления финансовой устойчивостью и рассмотреть возможные направления ее повышения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие финансовой устойчивости, значение и задачи ее анализа 6
1.2 Методы анализа финансовой устойчивости и факторы, ее определяющие 11
1.3. Показатели финансовой устойчивости предприятия 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК «Трансаэро» 28
2.2. Особенности и тенденции развития в сфере основной деятельности авиакомпании 33
2.3. Анализ производственных результатов деятельности авиакомпании 39
2.4. Анализ и оценка финансовой устойчивости авиакомпании 42
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 55
3.1. Основы планирования финансовой устойчивости авиапредприятия 55
3.2. Текущее и оперативное управление финансовой устойчивостью 58
3.3. Разработка направлений повышения финансовой устойчивости авиапредприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

Диплом (1).doc

— 738.50 Кб (Скачать)

 

Рисунок 6. Динамика показателя текущей ликвидности

 

Коэффициент критической ликвидности (учитывая высокие значения данного показателя)  незначительно снизился в 2008 году по сравнению с 2007 годом, но уже в 2009 году вырос и также превзошел уровень данного показателя в 2007 году (рис. 7).

 

Рисунок 7. Динамика показателя критической ликвидности

 

Значение показателя абсолютной ликвидности значительно ниже нормы (от 0,2 до 0,4), несмотря на его положительную динамику в 2009 году. Возможно, свободные денежные средства были направлены на пополнение запасов, другой причиной может быть плохая собираемость дебиторской задолженности (рис. 8).

 

Рисунок 8. Динамика показателя абсолютной ликвидности.

 

В целом, необходимо отметить положительную динамику изменения показателей ликвидности, которая свидетельствует о постепенном повышении платежеспособности авиакомпании. Наметилась тенденция увеличения скорости оборачиваемости оборотных активов. Прежде всего, необходимо учесть быстрый рост доходов авиакомпании.

Следующим этапом анализа финансовой устойчивости авиакомпании будет являться расчет финансовых коэффициентов, характеризующих структуру баланса ОАО «АК «Трансаэро» за 2007-2009 гг. (табл. 11).

Таблица 11

Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость ОАО «АК «Трансаэро» за 2007-2008 гг.

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

А

1

2

3

  1. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

0,199

0,218

0,225

  1. Коэффициент финансового рычага (финансовый леверидж)

5,032

4,582

4,454

  1. Коэффициент маневренности собственного капитала

-0,316

-0,395

0,181

  1. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

0,305

0,220

0,336

  1. Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами

-0,398

-0,627

0,293


 

Коэффициент автономии собственных средств по причине активного использования перевозчиком заемных источников финансирования, находится на невысоком уровне (<1).

На протяжении всего анализируемого периода уменьшался коэффициент финансового рычага и достиг уровня 4,454. Высокое значение данного показателя свидетельствует о значительной доли заемных средств, используемых для финансирования деятельности компании. Но снижение данного показателя говорит о снижении зависимости авиакомпании от кредиторов и повышении финансовой устойчивости перевозчика.

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение данного показателя существенно меняется в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия. Каких-либо устоявшихся в практике нормативных значений коэффициента маневренности не существует. Можно лишь отметить, что чем больше значение данного показателя, тем более маневренно, а значит и более устойчиво предприятие с точки зрения возможности его переориентирования в случае изменения рыночных условий.

На протяжении всего рассматриваемого временного отрезка авиакомпания характеризовалась достаточно низким значением коэффициента маневренности, но в целом наблюдается положительная динамика данного показателя.

Что касается коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами, то из таблицы видно, что значение данного показателя снизилось в 2008 году, но уже в 2009 году коэффициент вырос, превысив уровень 2007 года. Такую динамику данного показателя в целом следует считать позитивной. Следовательно, можно сказать, изменение анализируемого показателя свидетельствует о повышении финансовой устойчивости авиакомпании.

Аналогичный вывод можно сделать на основе оценки коэффициента обеспеченности запасов собственными средствами.

Таким образом, учитывая особенности отрасли, высокую социально-экономическую значимость авиакомпании, положительную динамику улучшения показателей, быстрый рост доходов, приведенные показатели демонстрируют хороший уровень ликвидности компании, несмотря на последствия кризиса ликвидности.

Глава 3. Механизм управления финансовой устойчивостью предприятия гражданской авиации и пути ее повышения

3.1. Основы планирования финансовой устойчивости авиапредприятия

Планирование финансовой устойчивости необходимо, прежде всего, для того, чтобы увязать источники поступления и направления использования собственных денежных средств.

Еще на стадии планирования целесообразно составлять платежный календарь, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств по суммам и срокам. При этом структура оттоков (кредиторская задолженность и внутренний долг) не должна выходить за рамки структуры сводной калькуляции. Это означает, что общая сумма оплаты, скажем, за сырье и материалы не должна превышать общей суммы, вытекающей из сводной калькуляции. В противном случае может не хватить собственных источников для оплаты по другим статьям сводной калькуляции. Таким же образом следует поступать и с другими статьями сводной калькуляции.

Чтобы вырученные средства за реализованную продукцию (работы, услуги) использовались по целевому назначению, необходимо составлять плановую калькуляцию затрат на весь планируемый портфель заказов. В результате в сводной плановой калькуляции каждая статья получает не только стоимостную, а в отдельных случаях и натурально-вещественную оценку (по статьям сырья, материалов, топлива, энергии), но и свой удельный вес по отношению к общей величине выручки.

Руководствуясь этими удельными весами, выручка и авансы полученные распределяются по отдельным «полочкам», каждая из которых имеет свое целевое назначение — отдельную статью сводной калькуляции. В силу этого каждая статья сводной калькуляции получает свой источник финансирования. Становится понятным, сколько заработанных средств может быть направлено на оплату сырья и материалов, выплату заработной платы, перечисление налогов и неналоговых платежей, процентов по кредиту и возврат самого кредита. Прибыль, заложенная в плановую калькуляцию, также получает денежное наполнение.

Распределение денежных средств в соответствии со структурой плановой калькуляции должно распространяться на все поступающие суммы со стороны, пока не будет получена вся выручка (по методу оплаты) или закрыта вся дебиторская задолженность денежными средствами (по методу отгрузки).

Такое представление механизма образования и использования сначала заемных, а затем собственных денежных средств делает «прозрачным» процесс движения денежных средств, а каждая статья затрат получает конкретное содержание. При этом по каждой статье устанавливается верхний предел, выход за который может привести к перерасходу предусмотренного источника и, следовательно, уменьшению прибыли и собственного капитала в денежной форме.

Целевое распределение денежных средств возможно только в случае, если:

  1. калькуляции на отдельные виды продукции (работ, услуг) составлены верно и экономически обоснованы;
  2. сводная калькуляция на весь планируемый выпуск продукции учитывает все затраты, что подтверждается анализом отчетных данных и фактического расхода на плановый объем производства;
  3. сводная калькуляция на стадии составления планового портфеля заказов позволяет определить точку безубыточности, учесть отпускные цены, а в случае необходимости — скорректировать отдельные калькуляции и статьи затрат;
  4. фактические затраты находятся в соответствии с плановой калькуляцией и строго контролируются;
  5. оплата постатейных затрат производится в рамках имеющегося источника, необходимость в установлении очередности платежей отпадает, а работа предприятия становится ритмичной.

При таком подходе на основе сводной калькуляции создается и сводный баланс движения денежных средств. Поступления и расходования этих денежных средств в увязке с временным графиком и установленными ограничениями способствуют тому, что денежные потоки систематизируются и находятся в соответствии с принятыми договорными обязательствами перед сторонними организациями, рабочими и служащими, бюджетом и фондами, банками и акционерами как по сумме обязательств, так и по срокам их исполнения.

В результате в одном и том же балансе движения денежных средств одновременно сочетаются:

  • поступления денежных средств от покупателей продукции (работ, услуг) как по суммам, так и по срокам;
  • расходования денежных средств по оплате продукции (работ, услуг) сторонних организаций в соответствии с установленными сроками и суммами;
  • платежный график по расчетам с рабочими и служащим;
  • платежный график по расчетам с бюджетом и фондами;
  • платежный график по оплате процентов за кредит и возврату самого кредита.

Следовательно, из такого баланса непосредственно вытекают дни или периоды, когда необходимо осуществлять платежи, а собственных средств для этого нет. Отсюда возникает потребность в кредите, которая получает экономическое обоснование. И наоборот, если имеется избыток собственных средств, то может быть поставлен вопрос об их выгодном вложении.

Таким образом, работа с плановой калькуляцией и составление баланса движения денежных средств дают все основания для организации и осуществления оперативного управления финансовой устойчивостью предприятия. Результативность этого управления прослеживается через внутренние формы отчетности, анализа и аудита [16, c. 139].

 

3.2. Текущее и оперативное управление финансовой устойчивостью

 

Для принятия решения по управлению финансовой устойчивостью требуется постоянная деловая осведомленность, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации информации, а также необходимо глубокое осмысленное прочтение исходных данных, исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно и находиться в единстве с индуктивным методом. В ходе такого анализа воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов, направленность и сила их влияния на состояние и финансовую устойчивость организации.

Организация текущего управления финансовой устойчивостью предполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результате получаются очень нужные выходные документы — внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Эти формы представляют собой стандартные типовые документы для служебного пользования, формируются на базе бухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованию пользователя — за год, квартал, месяц и день.

Основная задача сводных рапортов заключается в информационном обеспечении руководителей разных уровней в целях принятия ими управленческих решений в оперативном режиме. В этой связи актуальность этих таблиц полностью зависит от своевременности внесения и обработки исходных данных в бухгалтерии предприятия.

Простота, доступность и читабельность предлагаемых аналитических документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета.

Сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита имеют свои стандартные формы, на основе которых представляется возможность анализировать работу не только отдельного участка, но и группы участков, ряда предприятий и подразделений, сводить полученные данные в таблицы и строить графики с разбивкой по видам товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, материально ответственных и подотчетных лиц.

Необходимо отметить, что для получения отчетности:

• доступ конкретного пользователя к базе бухгалтерских данных изначально ограничивается пределами его компетенции;

• в каждой таблице указывается необходимый уровень аналитики — укрупненные группы, подгруппы и учетные единицы;

• определяется занятость, финансовый результат и ритмичность работы того или иного участка, объекта, подразделения и предприятия в целом;

• обеспечивается прозрачный контроль за своевременностью внесения исходных данных, упрощается поиск ошибок и нестыковок, а также проведение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей;

• эти формы позволяют видеть движение материальных, финансовых и документарных потоков.

Таким образом, разработка, апробирование и последующее внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.

В то же время укрепление финансово-экономического состояния предприятия полностью зависит от организации работы финансово-экономической службы. Особая роль при этом отводится руководителю данной службы — финансовому директору, которому понятен язык бухгалтеров, экономистов и финансистов.

Информация о работе Анализ цены и структуры капитала ОАО «Московский резервуарный завод»