Анализ цены и структуры капитала ОАО «Московский резервуарный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
определить роль финансовой устойчивости в общей системе финансов предприятия, сформулировать комплексное понятие финансовой устойчивости, подходы к ее классификации, выявить факторы, влияющие на финансовую устойчивость;
проанализировать существующие способы оценки финансовой устойчивости;
на основе анализа финансовой устойчивости предприятия гражданской авиации разработать механизмы управления финансовой устойчивостью и рассмотреть возможные направления ее повышения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие финансовой устойчивости, значение и задачи ее анализа 6
1.2 Методы анализа финансовой устойчивости и факторы, ее определяющие 11
1.3. Показатели финансовой устойчивости предприятия 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК «Трансаэро» 28
2.2. Особенности и тенденции развития в сфере основной деятельности авиакомпании 33
2.3. Анализ производственных результатов деятельности авиакомпании 39
2.4. Анализ и оценка финансовой устойчивости авиакомпании 42
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 55
3.1. Основы планирования финансовой устойчивости авиапредприятия 55
3.2. Текущее и оперативное управление финансовой устойчивостью 58
3.3. Разработка направлений повышения финансовой устойчивости авиапредприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

Диплом (1).doc

— 738.50 Кб (Скачать)

 

За счет эффективной системы управления, активной маркетинговой политики и увеличения парка воздушных судов Трансаэро демонстрирует ежегодный рост выручки и улучшение финансовых показателей. Темп роста выручки за последние шесть лет значительно превышает среднеотраслевой уровень.

Выручка за 2008г. выросла на 82% по сравнению с аналогичным периодом 2007г. и составила 37 405 млн. руб. (рис. 3). Основным факторами такого повышения послужили: пополнение парка воздушных судов, рост пассажирооборота и расширение маршрутной сети. Несмотря на снижение пассажирооборота, связанного с мировым финансово-экономическим кризисом 2009 года, выручка за этот отчетный год увеличилась на 3%.

 

Рис. 3. Динамика роста выручки Трансаэро, млн. руб.

 

Ежегодный рост выручки Трансаэро достигается за счет роста объема авиаперевозок и привязки стоимости билетов к росту стоимости ГСМ и росту курса валют.

Чистая прибыль за 2009 г. выросла до 393 млн. руб. по сравнению с 109 млн. руб. в 2008 г. Существенному росту прибыли способствовали следующие факторы:

    • уменьшение расходов на авиаГСМ благодаря снижению закупочных цен и модернизации транспортного парка (введение в эксплуатацию более топливно-эффективных 777-200 и замена 747-300) и стабилизации цен на авиатопливо;
    • оптимизация маршрутной сети: сокращение количества убыточных рейсов и увеличение частот на прибыльных маршрутах.

В то же время расходы компании в 2008 г., прежде всего на авиатопливо и вложения в программу развития парка самолетов, также возросли. За 2008 г. Затраты по эксплуатационной деятельности Трансаэро выросли на 78%.

Рост расходов обусловлен увеличением объемов перевозок, ростом цен на топливо и другие ТМЦ и услуги, используемые для обеспечения деятельности.

Учитывая, что темпы роста расходов были ниже темпов роста выручки, валовая прибыль за 2008 г. выросла в 2,2 раза. Незначительное сокращение затрат по эксплуатационной деятельности в 2009 г. и увеличение выручки от продаж повлияло на небольшой рост валовой прибыли.

Рост эксплуатационных издержек, в том числе в части топливных затрат, компенсировался преимущественно ростом загрузки воздушных судов и введением дополнительных топливных сборов.

После введения ФАС контроля за необоснованным ростом отпускных цен на авиатопливо и снижением цен на нефть цены на топливо стали снижаться. В связи с этим Трансаэро первой отменила все топливные сборы на всех своих рейсах.

Коммерческие расходы в 2008 г. по сравнению с 2007 г. выросли на 24%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 12%.

В структуре коммерческих расходов 97% составляет комиссионное вознаграждение агентов по продаже авиабилетов. Рост коммерческих расходов связан в первую очередь с ростом выручки, т.к. комиссионные агентов рассчитываются как процент от выручки, полученной от проданных ими билетов.

Управленческие расходы в 2009 г. выросли на 11% по сравнению с 2008 г. На их рост повлияло увеличение заработной платы сотрудникам авиакомпании в первом полугодии 2009 г.

В связи с ростом бизнеса стоимость имущества и арендованных основных средств Трансаэро ежегодно растет (преимущественно за счет приобретения воздушных судов) (рис. 4).

Относительно небольшая стоимость и доля основных средств в структуре активов обусловлена тем, что воздушные судна приобретаются в лизинг и расчеты по большей части договоров еще не завершены. А также остаточная стоимость выкупленных по лизингу самолетов незначительна ввиду использования лизинговыми компаниями коэффициентов ускоренной амортизации, и стоимость судов, находящихся в лизинге, отражается на забалансовых счетах.

Рост размера оборотных активов обусловлен ростом дебиторской задолженности покупателей – крупных туристических операторов и ростом запасов.

Необходимо учесть, что значительный удельный вес дебиторской задолженности покупателей в структуре активов авиакомпаний объясняется особенностями формирования выручки предприятия.

Фактически вся продукция авиакомпаний, выполняющих регулярные авиаперевозки, продается в долг. Это связано с тем, что выручка формируется путем продажи авиабилетов на рейсы авиакомпании на весьма обширной территории — зачастую не только российской, но и других стран.

Продажа авиаперевозок не может осуществляться непосредственно в авиакомпании: для этого ей потребовалось бы содержать свои филиалы во всех городах, где существуют потенциальные потребители продукции авиакомпании. Поэтому продажа авиаперевозок ведется через посредников — агентов, которые представляют собой самостоятельные предприятия, продающие услуги посредством доступа в автоматизированную систему бронирования и получающие доход в виде определенного процента от выручки. Таким образом, выручка авиакомпании на момент выполнения рейса рассредоточена между сотнями агентов.

Учет выручки и формирование дебиторской задолженности производятся на основании так называемого «полетного купона» — одной из составляющих авиабилета, который изымается в момент регистрации и передается авиакомпании-перевозчику.

 

Рис. 4. Динамика роста активов Трансаэро, млн. руб.

 

Важно отметить, что положительным фактором, влияющим на финансовую устойчивость организации, является отсутствие просроченной дебиторской задолженности.

В структуре пассивов наибольший удельный вес занимают кредиты и займы, кредиторская задолженность (как основной источник финансирования затрат) и доходы будущих периодов (обязательства контрагентов по программам туристических перевозок).

Динамика роста долгосрочных и краткосрочных обязательств отражена на рис. 5.

Рис. 5. Динамика роста долгосрочных и краткосрочных обязательств

 

Краткосрочные и долгосрочные займы и кредиты выросли в 2008 г., по сравнению с 2007 г. более чем в 2 раза, а в 2009 г., по сравнению с 2008 г. – на 6%. Резкий рост данного показателя в 2008 г. связан с размещением авиакомпанией Трансаэро облигационного займа. На протяжении всего рассматриваемого периода прослеживается также значительный рост кредиторской задолженности. В 2008 по сравнению с 2007 г. она выросла на 42%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. данный показатель вырос на 55% и составил 8 101 млн. рублей.

Особенности материальных затрат авиапредприятий заставляют предположить, что следствием будет неминуемое возрастание уровня кредиторской задолженности перед поставщиками. Прежде всего, их количество многократно превышает аналогичный показатель для предприятий производственной сферы. Только в одном аэропорту к числу поставщиков можно отнести непосредственно аэропорт, топливную компанию, предприятие, оказывающие услуги по радионавигационному обеспечению в зоне аэродрома, метеослужбу, предприятие, предоставляющее услуги по обеспечению питанием, и др. (гостиницы, штурманское и медицинское обслуживание). Кроме того, приобретение воздушного парка зачастую осуществляется за счет привлечения банковских кредитов. При этом степень срочности выплаты им кредиторской задолженности не ниже, а иногда и выше, чем у других предприятий: даже незначительный сбой в графике платежей может привести к отказу от обслуживания.

Отрицательное значение собственного капитала на протяжении всего рассматриваемого периода связано с наличием накопленного непокрытого убытка. Причиной убытка является экономический кризис, который резко снизил платежеспособность населения, что привело к сокращению спроса на авиаперевозки.

Чистые активы – это стоимостная оценка имущества организации, сформированного за счет собственных источников средств. Чистые активы отражают реальный собственный капитал.

Начиная с 2005 г., у авиакомпании наблюдается рост стоимости чистых активов за счет увеличения чистой прибыли (табл. 9).

Таблица 9

Расчет стоимости чистых активов ОАО «АК «Трансаэро», млн. руб.

№ п/п

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1

Внеоборотные активы

3 198

4 918

4 293

2

Оборотные активы

8 028

16 814

22 119

3

Долгосрочные обязательства по займам и кредитам

3 258

3 676

5 688

4

Прочие долгосрочные обязательства

5

0

0

5

Краткосрочные обязательства по займам и кредитам

1 879

7 887

6 571

6

Кредиторская задолженность

3 693

5 226

8 101

7

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

7

8

8

8

Чистые активы

2 384

4 935

6 044


Так в 2008 г. стоимость чистых активов перевозчика выросла по сравнению с 2007 г. на 107%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 22% и составила 6 043 830 тыс. руб.

Рост чистых активов свидетельствует о наращении собственного капитала в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Положительная динамика величины чистых активов означает рост инвестиционной привлекательности компании, повышении ее финансовой устойчивости.

Платежеспособность фирмы, ее возможность производить необходимые платежи и расчеты в определенные сроки, зависящая как от притока денежных средств дебиторов, покупателей и заказчиков фирмы, так и от оттока средств для выполнения платежей в бюджет, расчетам с поставщиками и другими кредиторами фирмы - ключевой фактор ее финансовой стабильности.

В западной практике для оценки ликвидности предприятия используется сравнительный метод, при котором расчетные значения коэффициентов сравниваются со среднеотраслевыми.

В России для определения оптимальных значений показателей ликвидности предприятий различных сфер деятельности не существует соответствующей статистической базы. Поэтому в российской практике следует обращать внимание, прежде всего, на динамику изменения коэффициентов.

В табл. 10 представлены результаты расчетов коэффициентов ликвидности ОАО «АК «Трансаэро» за 2007-2009 гг.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует потенциальную способность компании выполнять краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов  и дает общую оценку ликвидности оборотных активов.

Таблица 10

Показатели ликвидности ОАО «АК «Трансаэро» за 2007-2009 гг.

Показатель

Порядок расчета

2007г.

2008г.

2009г.

1. Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы - Долгосрочная дебиторская задолженность/Краткосрочные обязательства (не включая доходы будущих периодов)

1,425

1,280

1,505

2. Коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия)

Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность + Прочие оборотные активы/Краткосрочные обязательства (не включая доходы будущих периодов)

1,078

1,039

1,249

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Прочие оборотные активы/ Краткосрочные обязательства (не включая доходы будущих периодов)

0,055

0,025

0,081


 

Значение показателя текущей ликвидности на протяжении всего анализируемого периода соответствует оптимальному значению данного коэффициента (от 1 до 2). В 2008 году рассматриваемый показатель снизился, но в 2009 году коэффициент вырос и превысил значение показателя в 2007 году (рис. 6).

Информация о работе Анализ цены и структуры капитала ОАО «Московский резервуарный завод»