Анализ цены и структуры капитала ОАО «Московский резервуарный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
определить роль финансовой устойчивости в общей системе финансов предприятия, сформулировать комплексное понятие финансовой устойчивости, подходы к ее классификации, выявить факторы, влияющие на финансовую устойчивость;
проанализировать существующие способы оценки финансовой устойчивости;
на основе анализа финансовой устойчивости предприятия гражданской авиации разработать механизмы управления финансовой устойчивостью и рассмотреть возможные направления ее повышения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие финансовой устойчивости, значение и задачи ее анализа 6
1.2 Методы анализа финансовой устойчивости и факторы, ее определяющие 11
1.3. Показатели финансовой устойчивости предприятия 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АК «Трансаэро» 28
2.2. Особенности и тенденции развития в сфере основной деятельности авиакомпании 33
2.3. Анализ производственных результатов деятельности авиакомпании 39
2.4. Анализ и оценка финансовой устойчивости авиакомпании 42
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 55
3.1. Основы планирования финансовой устойчивости авиапредприятия 55
3.2. Текущее и оперативное управление финансовой устойчивостью 58
3.3. Разработка направлений повышения финансовой устойчивости авиапредприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

Диплом (1).doc

— 738.50 Кб (Скачать)

В ряде регионов, таких как европейский Север, значительная часть Сибири, северо-восточная и островная часть Дальневосточного региона, воздушный транспорт является единственным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь этих регионов с остальной территорией России.

Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики стран мира.

На долю воздушного транспорта приходится более 20% от общего пассажирооборота в междугороднем сообщении, еще более значим вклад воздушного транспорта в обеспечение международных связей Российской Федерации  –  им перевозится более 80% пассажиров в международном сообщении (рис. 2).

 

Рис. 2. Структура российского пассажирооборота, псж., %

 

Средние за последние 6 лет темпы роста российского рынка авиаперевозок составляли около 10% в год, что вдвое выше мирового уровня. Объем пассажирских авиаперевозок с 2003 по 2008 гг. вырос более чем на 73%. В 2008 году авиакомпании России достигли рекордных показателей, увеличив число перевезенных пассажиров до 49,8  млн.  человек. По итогам 2008 г.  объем пассажирских авиаперевозок в России  вырос  на 10,4%  по сравнению с 2007 г.  по пассажирообороту и числу перевезенных пассажиров. Наиболее высокие темпы роста демонстрировал международный сегмент. Пассажирооборот на международных линиях вырос за 2008 г.  на 13%, на внутренних  –  на 7%. В результате, доля международных перевозок в общей структуре пассажирооборота увеличилась и составила 57%.

Рост российского рынка авиаперевозок происходил в результате увеличения реальных доходов населения, модернизации парка воздушных судов, повышения конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок, а также развитием процессов консолидации и интеграции авиаперевозчиков.

Значительное влияние на рынок авиаперевозок оказывает стоимость авиатоплива, которое составляет около 40% себестоимости  авиакомпаний. В результате роста стоимости авиакеросина в первой половине 2008 года  авиакомпании были вынуждены увеличивать стоимость билетов, что привело к снижению спроса.

2009 год эксперты оценивают  как самый сложный в истории  отечественной гражданской авиации. Воздушным транспортом перевезено на 4,7 млн. пасс. меньше, чем в предыдущем году. Под воздействием кризиса по объемам пассажирских и грузовых перевозок авиакомпании вышли лишь на уровень 2007 года.

Не лучше обстоит дело и с финансовым результатом эксплуатационной деятельности. Отсутствие отчетных данных об итогах года позволяет сделать предположение о том, что снижение тарифов при падении объемов перевозок неизбежно повлекло ухудшение эффективности работы авиакомпаний. Судя по всему, сделана ставка на удержание доли рынка (объемов перевозок) в ущерб сохранению доходности. Положение авиаперевозчиков обострилось в связи с нарушением системы кредитования.

Вместе с тем со стороны эксплуатантов и государственных органов управления принимались определенные меры по смягчению отрицательного влияния кризиса. Серьезное внимание уделялось оптимизации маршрутной сети. Несмотря на ограниченные возможности, продолжалась работа по модернизации парка воздушных судов, за год приобретено 119 самолетов, в том числе 100 магистральных. В большинстве авиакомпаний установлен строгий режим экономии. Органы антимонопольного регулирования усилили надзор за ценообразованием в сфере услуг, предоставляемых авиационным перевозчикам. Правительством РФ принято специальное постановление «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам в аэропортах». Увеличены объемы и расширена география субсидий пассажирских перевозок между аэропортами Крайнего Севера и Дальнего Востока и аэропортами европейской части страны. Продлено действие решений о компенсации авиакомпаниям части расходов по кредитам на приобретение новой отечественной авиатехники. Принятые меры способствовали возобновлению доверия банков к авиаперевозчикам.

Однако в нынешних условиях этого оказалось недостаточно. В истекшем году прекратили существование несколько авиакомпаний из лидирующей группы авиаперевозчиков. По оценке Научно-консалтингового центра «Аэропрогресс», около половины авиакомпаний находились в финансово неустойчивом, кризисном положении, около четверти, при наличии «интересантов», могли быть объявлены банкротами.

В целом отрасль лишь в IV квартале 2009 года обозначила некоторое оживление экономики. Однако ситуация продолжает оставаться нестабильной. Отмечается, что скорость реакции на кризисные явления неадекватна ситуации на рынке авиаперевозок. Многолетние проблемы остаются нерешенными, к ним прибавляются новые, рожденные временем.

Проблемы таможенной политики и администрирования практически остаются в прежнем состоянии. Барьеры на ввоз наиболее востребованной авиационной техники тормозят модернизацию парка воздушных судов, повышение эффективности работы авиакомпаний. Громоздкость таможенных формальностей на ввоз-вывоз запасных частей приводит к простоям эксплуатируемых самолетов.

Развитию конкурентных механизмов, как на внутренних, так и на международных перевозках препятствует стремление госорганов к увеличению объемов государственного регулирования, усилению давления на авиакомпании.

Таким образом, можно сделать вывод, что  российская гражданская авиация из кризиса не вышла. Реально проявились лишь предпосылки оздоровления экономики отрасли.

2.3. Анализ производственных  результатов деятельности авиакомпании

 

Российский рынок авиаперевозок характеризуется высокой концентрацией. По итогам 2009 г. пять крупнейших авиакомпаний контролируют около 60% рынка пассажирских авиаперевозок. Трансаэро занимает второе место по объему авиаперевозок после Аэрофлота (табл. 5).

Хорошие результаты, показанные компанией в более чем сложных условиях, сложившихся на рынке в 2008 году, были достигнуты благодаря быстрой адаптации стратегии к кризисным ситуациям и максимальному использованию имеющихся конкурентных преимуществ. Рост цен на авиатопливо сделал необходимым принятие срочных мер по контролю операционных расходов для сохранения привлекательных цен на билеты и пассажиропотока.

Таблица 5

Рейтинг российских авиакомпаний по пассажирским перевозкам по итогам 2009 г.

№ п/п

Авиапредприятие

Пассажирооборот, тыс. пас. км

Перевезено пассажиров, чел.

1

Аэрофлот – российские авиалинии

25 986 194,4

8 755 471

2

Трансаэро

18 732 964,9

5 025 862

3

Сибирь

10 458 690,0

4 576 769

4

ГТК «Россия»

6 149 637,9

2 971 759

5

ЮТэйр

5 827 925,9

3 526 469

 

Итого по 5 авиакомпаниям

67 155 413,2

24 856 330

 

Уд. вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА, %

59,7

55,1


 

С началом мирового финансового кризиса, спрос на авиаперевозки заметно снизился. Между ведущими авиакомпаниями развернулась ожесточенная конкурентная борьба за пассажиров, приведшая к сокращению объемов перевозок и даже к уходу с рынка некоторых игроков. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию пассажирооборот Трансаэро продолжает расти (табл. 6).

Таблица 6

Структура и динамика пассажирооборота ОАО «АК «Трансаэро», тыс. пасс. км

Вид перевозки

2007 г.

2008 г.

2009 г.

внутр.

междунар.

внутр.

междунар.

внутр.

междунар.

Регулярные перевозки

1 992 210

6 863 517

2 886 616

9 404 452

4 801 588

10 295 914

Нерегулярные перевозки

310

2 905 974

520

5 257 320

450

3 635 012

Всего:

1 992 520

9 769 491

2 887 136

14 661 772

4 802 038

13 930 926


 

Из табл. 6 видно, что значительный рост пассажирооборота на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается как на международных регулярных рейсах, так и на регулярных рейсах внутренней воздушной линии. Так, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. показатель пассажирооборота на регулярных рейсах международной воздушной линии вырос на 37%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 9,5%. На внутренних воздушных рейсах пассажирооборот в 2008 г. вырос на 45% по сравнению с 2007 г., а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 66%.

Показатели пассажирооборота на нерегулярных рейсах увеличились в 2008 г. по сравнению с 2007 г., но в 2009 г. их уровень снизился. Одной из причин, оказавших влияние на снижение пассажирооборота в 2009 г. на нерегулярных рейсах по сравнению с 2008 г. на 31%, стал финансово-экономический кризис 2008 г., в силу сокращения сегмента туристических перевозок.

В целом же, по итогам 2009 г. общий пассажирооборот авиакомпании составил 18 732 965 тыс. пкм., что на 6,7% выше, чем в 2008 г. Увеличение данного показателя в 2009 г. было достигнуто преимущественно за счет того, что маршрутная сеть авиакомпании сочетает элементы сетевого и туристического перевозчика. Это позволяет диверсифицировать риски, связанные с колебанием спроса и сосредоточиться на наиболее прибыльных направлениях.

Такая структура и динамика пассажирооборота объясняется тем, что авиакомпания последовательно развивает ключевые направления, постепенно изменяя структуру рейсов с акцентом на выполнение дальнемагистральных и международных рейсов на регулярной основе, а с середины 2008 года авиакомпания начала программу по расширению маршрутной сети внутри России. Компания последовательно сокращала количество чартерных международных маршрутов, ввела новые международные регулярные маршруты и увеличила среднюю частоту рейсов по регулярным маршрутам, что позволило повысить удобство расписания и стыкуемости рейсов.

Стратегия компании в области чартерных перевозок предусматривает выполнение нерегулярных рейсов только на тех направлениях, где нет возможности получить статус регулярного перевозчика в силу действующих межправительственных соглашений о воздушном сообщении, на туристических направлениях с ярко выраженной сезонной составляющей, а также из аэропортов, не являющихся для авиакомпании базовыми, но с возможностью стать таковыми в будущем.

Авиакомпания Трансаэро на протяжении всего рассматриваемого периода демонстрирует рост грузовых перевозок (табл. 7).

Таблица 7

Структура и динамика грузовых перевозок ОАО «АК «Трансаэро», тонн

Вид перевозки

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Регулярные международные перевозки

5 728

6 570

4 813

Регулярные внутренние перевозки

11 194

15 100

23 910

Нерегулярные перевозки

1 017

1 429

631

Всего:

17 940

23 099

29 354


В целом показатель грузовых перевозок в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 29%. За 2009 г. авиакомпания перевезла 29 354 тонны груза, что на 27% больше, чем в 2008 г.

Как видно из табл. 7 наибольший удельный вес в структуре грузооборота занимают регулярные внутренние перевозки. В 2009 г. их доля составила 81%.

Регулярные международные грузовые перевозки в 2008 г. по сравнению с 2007 г. выросли на 15%, но вследствие финансово-экономического кризиса и стратегии перевозчика, направленной на расширение маршрутной сети в России, в 2009 г. наблюдается их снижение (на 27% по сравнению с 2008 г.).

Высокими темпами растут регулярные внутренние грузовые перевозки. Так в 2008 г. авиакомпания перевезла на 35% тонн больше, чем в 2007 г., а в 2009 г. на 58% больше, чем в 2008 г.

Основными направлениями грузоперевозок на протяжении анализируемого периода является Дальний Восток и Юго-Восточная Азия.

Трансаэро  –  наиболее динамично развивающаяся авиакомпания России. Благодаря высоким показателям динамики роста пассажирооборота  Трансаэро ежегодно увеличивает свою долю в общем пассажирообороте отрасли и вносит наиболее значимый вклад в увеличение темпов роста российских авиакомпаний.

2.4. Анализ и оценка финансовой  устойчивости авиакомпании

 

Чтение отчетности является начальным этапом, в ходе которого пользователь предварительно знакомится с организацией. Исходя из данных, пользователь судит об имущественном положении организации, характере ее деятельности, соотношении средств в составе активов, величине собственных и заемных средств и т.д.

Начнем анализ с поверхностного сопоставления данных отчета о прибылях и убытках (форма 2) и бухгалтерского баланса (форма 1) для того чтобы выявить динамику изменения основных статей, т.е. проведем горизонтальный и вертикальный анализ для составления общей картины о финансовом положении предприятия (табл. 8).

Таблица 8

Динамика показателей отчета о прибылях и убытках 
за 2007-2009 гг.

№ п/п

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

20 507

37 405

38 654

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ

18 399

32 745

31 972

3

Коммерческие расходы

722

896

1 000

4

Управленческие расходы

1 066

1 932

2 148

5

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

102

109

393

Информация о работе Анализ цены и структуры капитала ОАО «Московский резервуарный завод»