Преимущества казначейской системы над банковской системой исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Банковская система исполнения бюджетов в России действовала с 1918г. Эта система посредством Государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

Файлы: 1 файл

Казначейская система исполнения бюджета.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Все чаще органы казначейства выходят на рынки капиталов, где являются заемщиками и кредиторами, используя свои кассовые остатки  на счетах, включая временно свободные  бюджетные средства в депозиты и ценные бумаги, тем самым, обеспечивая дополнительный доход бюджетной сфере.

Используя институт казначейства, государства все активнее начинают оказывать влияние на те сферы финансов и экономики, в  которых изначально основную роль играли частные компании.

Использование свободных денежных бюджетных ресурсов в финансово-кредитной сфере в  России уже давно обсуждается  на различных уровнях власти.

Такое становится возможным благодаря существующему  бюджетному порядку казначейского  исполнения бюджета по расходам.

Это связано  с тем, что обязательства бюджетополучателей перед своими контрагентами и  бюджетные права, выделяемые главными распорядителями бюджетных средств  на оплату этих обязательств, исходя из лимитов бюджетных обязательств, могут не совпадать по времени, из-за особенностей заключаемых бюджетополучателями соглашений, контрактов со своими контрагентами.

Однако, как только главные распорядители получают информацию о возникших обязательствах бюджетополучателя, они, реализуя предоставленные им Минфином свои бюджетные права, отправляют расходные расписания на оплату в территориальные органы Федерального казначейства, которые на основе предоставленной информации учитывают бюджетные права на лицевых счетах, открытых бюджетным организациям, и соответствующего им остатка денежных средств на едином казначейском счете 40105.

Таким образом, у органов казначейства есть возможность  оперировать свободными денежными  ресурсами, извлекая из этого дополнительные преимущества для государства.

Используя временно свободные бюджетные ресурсы казначейство, при соответствующем изменении Бюджетного кодекса, может:

- во-первых, размещать  временно свободные денежные  средства на межбанковском кредитном  рынке срок от 1-2 дней до нескольких  месяцев.

- во-вторых, казначейство может самостоятельной выпускать собственные ценные бумаги - казначейские обязательства с предполагаемым сроком погашения до З-5 лет.

Занимаясь размещением  казначейских обязательств казначейство сможет обеспечить приток денежных средств, которые по стоимости будут дешевле, чем иностранные заимствования или кредиты коммерческих банков, обеспечивая дополнительный доход бюджетной сфере.

Кроме того, опыт функционирования и развития казначейств  других стран показывает, что и  в России необходимо создание государственной финансовой информационной системы, которая предоставит органам власти и управления оперативную и достоверную информацию о состоянии государственных финансов, позволив тем самым обеспечить эффективное управление ими.

 

 

Список  литературы

1.  Акперов И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 123 с.

2.  Бюджетная система России: учеб./ под ред. Г.Б. Поляка; - М-во образования РФ; УМЦ «Проф. учебник».- Изд.2-е, перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-703 с.

3.  Бюджетное право : учеб. пособие для вузов / Д.А. Ремиханова и др. под ред. Г.А. Поляка, П.И. Кононова ; М-во образования РФ, Учеб.-метод. центр « Проф. учебник» Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2009.- 239 с.

4.  Бюджетная система РФ: учеб. пособие для вузов / под. ред. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. - М.: Феникс, 2006.-с.234 с.

5.  Бюджетная система РФ: учебник / Максимова Н.С., Подпорина И.В. - М.: Дашков и Ко, 2008.- 423 с.

6.  Общая теория финансов: Учеб. / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

7.  Финансы. Учебник/под ред. Проф. В.В. Ковалёва. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захарова, 2001

8.  Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2008.

9.  Юденков Ю.Н. Концептуально-правовые основы формирования бюджета. Бюджетная система Российской Федерации. – М.,2007.

10.  Яковлев А.С. Банковская система // Эксперт. 2009. № 6

11.  Ягудина Е.Р. Организация исполнения бюджета в РФ // Деньги и кредит. 2009. № 2

 

 

 

2 Принципы функционирования казначейства Франции

 

    Основополагающими  законодательными актами, регулирующими  в последнее десятилетие процесс  казначейского исполнения бюджета Франции, является Органический (Конституционный) закон «О законах о государственном бюджете» от 02.01.1959 г. (далее - Органический закон 1959 г.) и ряд подзаконных актов, конкретизирующих локальные вопросы кассового исполнения бюджета - например, Декрет президента Франции № 62-1587 от 29.12.1962 г. «Об общих положениях по учету государственных финансовых операций» (с изменениями и дополнениями на 30.12.1992 г.), инструкции Минфина «Об организации службы государственных бухгалтеров» (1966 г.), и «Система национальных счетов» (1999 г.) и т.д.

    Ядром, организующим  процессы формирования и исполнения  госбюджета во Франции, является  Министерство экономики, финансов  и промышленности (далее - Министерство), в структуре которого выделены: Управление бюджета (орган, отвечающий за процедуру подготовки, утверждения и методологию исполнения бюджета); Главное управление по учету государственных финансов (ГУ УГФ) - собственно государственное казначейство Франции; Дирекция казначейства - агентство «Франс-трезор» (АФТ).

    Вышеуказанные  подразделения (кроме АФТ) в  совокупности с фискальными органами  Министерства, администрирующими соответствующие  виды бюджетных доходов (Главное  управление по налогам, Главное  управление таможенных и косвенных  налогов, Пенсионная служба), подчинены Государственному секретарю по делам бюджета, являющемуся по статусу заместителем министра экономики, финансов и промышленности.

    Таким образом,  во Франции реализована двухуровневая  модель казначейского исполнения  бюджета с четким распределением функций и полномочий:

    • подразделения  Государственного казначейства - как  в аппарате Министерства, так  и на территориях, задачами  которых являются: сбор, учет налоговых  и неналоговых платежей, расходование  государственных средств после  необходимых контрольных мероприятий, учет операций государственного долга, бухгалтерская регламентация доходных и расходных операций (включая подготовку изменений в план счетов и бюджетную классификацию), оказание консалтинговых услуг, ведение контрольной работы в отношении государственных учреждений и т.п.;

    • агентство  «Франс-трезор», организованное  как отдельный департамент Министерства  и подчиненный непосредственно  министру, основными функциями агентства  являются: эффективное управление  средствами единого казначейского счета (ЕКС), открытого в Банке Франции, и организация работы по обслуживанию государственного долга.

    Государственное  казначейство - как единый общенациональный  орган исполнения бюджетов всех  уровней, в котором занято более  58 тыс. государственных служащих, состоит из Главного управления (1100 чел.) и территориальных органов (свыше 57 тыс. занятых), организованных в соответствии с административно-территориальным делением страны в 26-ти регионах, 100 департаментах и нескольких тысячах коммун.

    Всего во  Франции насчитывается более  4 тыс. территориальных органов  Государственного казначейства (в  том числе расположенных в  заморских территориях и при  посольствах Франции в ряде  зарубежных стран).

    Возглавляет  Государственное казначейство Франции генеральный директор, являющийся одновременно начальником ГУ УГФ, которому подчинены генеральные казначеи регионов, одновременно возглавляющие, как правило, подразделения казначейства в «главном» департаменте региона.

    Например, генеральный казначей региона Бургундия, в который входят четыре департамента, возглавляет также территориальный орган «столичного» департамента Кот д'0р. Руководители казначейских территориальных органов остальных департаментов и коммун, расположенных на всей территории региона, подчинены соответствующему генеральному казначею.

    Помимо так  называемой «территориальной компетенции»  ответственных сотрудников Государственного  казначейства во Франции существует  понятие «отраслевой компетенции», означающее физическое присутствие отдельных категорий казначеев (государственных бухгалтеров), и их активную роль при осуществлении расходных операций непосредственно в учреждениях, являющихся главными распорядителями, младшими распорядителями и в ряде случаев - получателями средств госбюджета.

    Принцип разделения  функций и полномочий субъектов  казначейской системы исполнения  бюджета на распорядителей кредитов  и бухгалтеров в той или  иной мере используется практически  во всех странах, где существует  казначейство. Особенностью французской модели организации казначейской системы исполнения бюджетов является то, что здесь государственный бухгалтер несет как личную, так и материальную ответственность за ущерб, причиненный государству. По состоянию на 1995 г. во Франции было 143 государственных бухгалтера (включая главного бухгалтера государственного казначейства), которым предоставлялось исключительное право осуществления как приходных, так и расходных операций по счетам общего бюджета - т.е. бюджета, объединяющего все доходы и расходы государства, а также 6 государственных бухгалтеров, проводящих операции по счетам так называемых «присоединенных бюджетов» т.е. по доходам и расходам государственных учреждений, деятельность которых направлена преимущественно на производство материальных благ или оказание платных услуг (например, в сфере гражданской авиации).

    Таким образом,  вертикально интегрированная сеть  Государственного казначейства  в рамках принципа единства  кассы осуществляет консолидацию  всех средств бюджетов государства  и его административно-территориальных единиц, казенных предприятий, а также средств по учету внебюджетной деятельности (в системе «присоединенных бюджетов») на едином доходно-расходном казначейском счете, на котором отражаются все движения денежных средств государства и его корреспондентов. Непосредственно в Банке Франции открыт один центральный казначейский счет (центральный ЕКС) и в его территориальных подразделениях - более 10 тыс. операционных счетов с обязательным режимом ежедневного сальдирования, самостоятельно осуществляемого Банком.

    Для целей  анализа, учета и контроля каждому  виду входящего и исходящего  платежа присваивается код потока, а через компьютерную систему  предварительного оповещения о  движении денежных средств (SAT) информация обо всех операциях  на центральном ЕКС ежедневно поступает в агентство «Франс-Трезор», являющееся администратором данного счета.

    Государственные  бухгалтеры казначейской системы  в соответствии с бюджетной  росписью после априорного (предварительного) и текущего контроля платежных, а также подтверждающих документов, представленных распорядителями и получателями бюджетных ассигнований, принимая положительное решение об оплате, дебетуют операционные счета. В случае, когда поступления доходов в бюджет соответствующего уровня превышают совокупную массу расходов, операция проводится немедленно. При этом сальдо превышения перечисляется на центральный ЕКС. В обратном случае («красное» или условно-дебетовое сальдо), недостающая разница в тот же рабочий день направляется через АФТ на подкрепление соответствующего операционного счета.

    Следовательно,  важнейшая роль в вопросе обеспечения  способности Франции как государства  выполнить свои бюджетные обязательства  в любое время и при любых  обстоятельствах принадлежит АФТ.

    Агентство  «Франс-Трезор» - одно из самых молодых и динамично развивающихся подразделений Министерства экономики, финансов и промышленности создано в 2001 г. и насчитывает 30 штатных сотрудников. В части управления средствами ЕКС сотрудники АФТ обязаны руководствоваться следующими требованиями:

    • обеспечение  постоянного кредитового сальдо  центрального ЕКС;

    • финансирование  потребностей для проведения  кассовых операций с наименьшими  бюджетными издержками;

    • размещение  излишков денежных средств на  наиболее выгодных условиях;

    • эффективное  управление государственным долгом  Франции. 

    Для соответствия  указанным требованиям в АФТ  широко применяются современные  методы анализа и прогнозирования  бюджетных потоков с множественностью  мультипликаторов, деятельность на первичном и вторичном рынках казначейских ценных бумаг, а также на рынках банковских кредитов и депозитов не только во Франции, но и в других государствах зоны евро.

    О бюджетной  эффективности создания АФТ свидетельствует  тот факт, что за неполный первый год работы в бюджет Франции поступило около 500 млн. евро (главным образом в виде доходов от размещения временно свободных бюджетных средств).

    Казначейская  система исполнения бюджета во  Франции находится в процессе  глубоких институциональных преобразований. На смену Органическому закону 1959 г. пришел утвержденный 1 августа 2001 г. новый Органический закон «О законах о государственном бюджете» № 2001-692, который вводится с 1 января 2006 г. Столь долгий период времени от принятия до введения закона объясняется необходимостью тщательной подготовки к проведению самой глубокой реформы бюджетного процесса за весь послевоенный период.

Информация о работе Преимущества казначейской системы над банковской системой исполнения бюджета