Преимущества казначейской системы над банковской системой исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Банковская система исполнения бюджетов в России действовала с 1918г. Эта система посредством Государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

Файлы: 1 файл

Казначейская система исполнения бюджета.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

    Предполагается  осуществить решение триединой  задачи:

    • переориентировать  бюджетный процесс на достижение  конкретных результатов посредством реализации общенациональных целевых программ;

    • кардинально  улучшить степень транспарентности  бюджета и усилить степень  парламентского контроля за процессом  его исполнения;

    • повысить  роль и место бюджета в экономической жизни страны.

    В частности,  до 2006 г. предполагается разработать  средне- и долгосрочную программу  бюджетной стабильности; подготовить  около 30 общенациональных программ, выполняемых по строго отраслевому  принципу; существенно сократить  права и ответственность распорядителей бюджетных средств в части их перераспределения (с одновременным агрегированием статей бюджетной классификации); внедрить ряд новых форм и методов содействия общественному и парламентскому контролю; создать ряд принципиально новых бухгалтерских счетов (в том числе счета запасов, пенсионные счета, долговые счета); перейти от системы использования парафискальных и закрепленных налогов к взиманию общенациональных регулирующих налогов; осуществить переход на новую систему бухгалтерского учета, основанную на методе начисления.

    Следует заметить, что система организации казначейского  исполнения бюджетов, принятая во  Франции, является моделью, характерной  для унитарного государства. Поэтому  полное механическое перенесение  опыта Франции (равно как и любой другой страны) на российскую действительность и невозможно, и нецелесообразно в силу целого ряда политических, социально-экономических, организационных, психологических и иных причин.

    В то же  время изучение опыта Франции  в таких важнейших вопросах, как функционирование ЕКС, управление денежными потоками на казначейских счетах, обеспечение ликвидности бюджетной системы и т.п., полагаем, может быть полезным для дальнейшего развития казначейской системы исполнения бюджетов в России.

 

Прокофьев С.Е. Журнал «Бюджет»; 2003, № 6

3.1. Казначейство Франции

 
 
 
 
Главное управление по учету государственных  финансов (далее - Казначейство Франции) – государственная служба, подчиненная  Министерству экономики, финансов и  промышленности Франции (далее – Министерство), которая централизует потоки государственных финансовых средств. 
 
Казначейство Франции выполняет следующие основные функции: 
 
- обеспечивает получение средств в государственную казну (в частности, подоходного налога, налогов с недвижимого имущества (поземельный налог), налога с жилища, профессионального налога (сбор за получение патента на право заниматься профессиональной деятельностью), штрафов и др.); 
 
- контролирует осуществление государственных расходов (правильность проведения платежей); 
 
- ведет учет поступлений и выплат из государственной казны; 
 
- осуществляет выплату зарплаты и пенсий государственным служащим; 
 
- с 2006 года управляет государственным имуществом; 
 
- обслуживает местные бюджеты (1200 клиентов); 
 
- принимает на управление средства от представителей «свободных» профессий (например, нотариусов). 
 
Так же как и налоговая и таможенная службы, Казначейство Франции имеет территориальные органы. Организационная структура Казначейства Франции включает в себя: 
 
- Главное управление; 
 
- Уравления в территориях; 
 
- Финансовые отделы, подчиненные Управлениям в территориях («умирающая» структурная единица); 
 
- Отделения (всего около 3 000); 
 
- Специализированные отделения 
 
- Представительства Казначейства за рубежом (19); 
 
- Информационные центры (33). 
 
 
По численности сотрудников Казначейство Франции занимает 2-ое место в Министерстве после Главного управления по налогам (более 56 тыс. человек, из них около 2 000 специалистов работают в области информационных технологий). 
 
Общий бюджет Казначейства Франции - 3,4 млрд. Евро, из них 80% составляет заработная плата служащих. По функциональным направлениям деятельности бюджет Казначейства делится в следующей пропорции: 
 
- 53% - обслуживание 110 тыс. местных бюджетов и бюджетных организаций в этих органах власти; 
 
- 26% - сбор налогов; 
 
- 18% - обслуживание государственного бюджета (расходы, учет); 
 
- 3% - другие расходы. 
 
Бюджет IT Казначейства Франции составляет 154 млн. Евро в год. 
 
В автоматизированной системе Казначейства Франции используется около 200 прикладных программных продуктов, в том числе 2 управляющих программных продукта (построены, соответственно, на архитектурах SAS и ORACLE). 
 
В 3-ем подуправлении Казначейства Франции есть подразделение из 7 человек, которое управляет процессами автоматизации. Это подразделение создано в 1989 году. Сегодня это подразделение администрирует 30 проектов. 

 
Франция. Система организации казначейского  исполнения бюджетов, принятая во Франции, является моделью, характерной для  унитарного государства.

Организация процессов формирования и исполнения госбюджета во Франции  возложена на Министерство экономики, финансов и промышленности, в структуре  которого выделены:

•    Управление бюджета (орган, отвечающий за процедуру подготовки, утверждения и методологию исполнения бюджета);

•    Главное управление по учету государственных финансов -собственно государственное казначейство Франции;

•    Дирекция казначейства - агентство «Франс-трезор» (АФТ).

Основными задачами подразделений  Государственного казначейства

являются сбор, учет налоговых  и неналоговых платежей, расходование государственных средств после  необходимых контрольных мероприятий, учет операций государственного долга, бухгалтерская регламентация доходных и расходных операций, оказание консалтинговых услуг, ведение контрольной работы в отношении государственных учреждений и другие задачи.

Основными функциями агентства  АТФ являются эффективное управление средствами единого казначейского  счета, открытого в Банке Франции, и организация работы по обслуживанию государственного долга. Таким образом, во Франции реализована двухуровневая модель казначейского исполнения бюджета с четким распределением функций и полномочий.

Государственное казначейство в рамках принципа единства кассы  осуществляет консолидацию всех средств бюджетов государства и его административно-территориальных единиц, казенных предприятий, а также средств по учету внебюджетной деятельности на едином доходно-расходном казначейском счете, на котором отражаются все движения денежных средств государства и его корреспондентов. Непосредственно в Банке Франции открыт один центральный казначейский счет (центральный единый казначейский счет) и в его территориальных подразделениях — операционные счета (с обязательным режимом ежедневного сальдирования, самостоятельно осуществляемого Банком).

Информация обо всех операциях  на центральном едином казначейском счете ежедневно поступает в  агентство АТФ, являющееся администратором  данного счета. Государственные  бухгалтеры казначейской системы в  соответствии с бюджетной росписью после предварительного и текущего контроля платежных, а также подтверждающих документов, представленных распорядителями и получателями бюджетных ассигнований, принимая положительное решение об оплате, дебетуют операционные счета. В случае, когда поступления доходов в бюджет соответствующего уровня превышают совокупную массу расходов, операция проводится немедленно. При этом сальдо превышения перечисляется на единый казначейский счет. В противном случае недостающая разница в тот же рабочий день направляется через агентство АТФ на подкрепление соответствующего операционного счета. Следовательно, важнейшая роль в вопросе обеспечения способности Франции как государства выполнить свои бюджетные обязательства в любое время и при любых обстоятельствах принадлежит агентству АТФ.

 

Франция.

Во  Франции  Казначейство  было  создано  в  1806  году,  первоначально  под  названием  «касса  обслуживания»,  с  1914  года – Управление  движения  фондов,  а  с  1940  года – Управление  Казначейства.

Исполнение государственного бюджета во Франции относится к полномочиям Министерства бюджета государственных счетов и государственной службы Франции, в состав которого входит Главное управление по учету государственных финансов – Казначейство Франции.

Во Франции принята двухуровневая бюджетная система:

  • Государственный бюджет.
  • Бюджеты местных органов власти.

Сбор налогов осуществляют органы Казначейства Франции, все доходы местных органов власти зачисляются  на единый счёт Казначейства Франции. Расходы по сбору налогов местные органы власти Франции не несут. Доходы от платных услуг сразу зачисляются на лицевые счета коммуны.

Контроль за исполнением расходов осуществляет государство. Местные органы власти являются распорядителями средств. Утверждённый бюджет местных органов власти Франции является основанием для осуществления расходов.

Для осуществления расходов распорядители бюджетных средств  представляют в орган казначейства платежные поручения.

Органы казначейства Франции осуществляют контроль представленных платежных поручений:

- на соответствие правилам  заполнения;

- на наличие в бюджете  предусмотренных ассигнований по  данному виду расходов;

- на соответствие назначения  платежа коду бюджетной классификации.

Кроме того, для осуществления  расходов по выплате заработной платы распорядители бюджетных средств представляют в органы казначейства списки получателей с указанием денежного содержания, премий и социальных взносов. К спискам прилагаются платежные ведомости.

Сплошной контроль большого количества платежных поручений осуществить невозможно, в первую очередь органы казначейства проверяют, учтены ли обязательные отчисления из заработной платы.

В конце финансового  года все оправдательные документы  вместе с платежными поручениями  передаются в Счетный суд Франции, который выносит заключение о легитимности произведенных операций. Руководители территориальных органов казначейства являются лично и материально ответственными за все расходы, осуществленные органом казначейства.

Бухгалтерский учёт исполнения бюджета Франции ведёт Казначейство и отчитывается об исполнении бюджета перед законодательными органами.

Казначейство Франции  признано эффективно действующей структурой.

собенности системы органов, регулирующих банковскую деятельность

 

 

 

 

 

Великобритании в сфере обеспечения финансовой стабильности. В качестве основных принципов в Меморандуме упоминаются:

 

а) принцип четкого определения  обязанностей Казначейства, Банка Англии и FSA и их ответственности за свои действия;

 

б) принцип прозрачности регулирующей деятельности Казначейства, Банка Англии и FSA в финансовой сфере. Суть этого принципа состоит в том, что Парламент, участники соответствующих рынков и общество в целом должны знать компетенцию и сферу ответственности в денежной, кредитной, финансовой политике каждого из упомянутых государственных институтов;

 

в) принцип отсутствия дублирования и надлежащей ответственности регулирующих органов. Суть этого принципа состоит  в том, что каждое из подписавших  соглашение учреждений должно иметь  строго определенную роль, задачи и функции и в своей деятельности избегать даже временной неэффективности, обусловленной дублированием полномочий другого органа;

 

г) принцип регулярного информационного  обмена.

 

Для решения стоящих перед Казначейством, Банком Англии и FSA задач ими сформирована постоянная комиссия из своих представителей.

 

В отличие от Банка Англии и FSA, Казначейство отвечает за создание единой системы  регулирования финансово-банковской сферы, включающее законодательное  регулирование соответствующих  экономических отношений. При этом Казначейство не вмешивается по общему правилу в реализацию Банком Англии и FSA возложенных на них функций и не несет ответственности за их действия. Но существуют некоторые обстоятельства, по поводу которых Банк Англии и FSA должны информировать Казначейство и обеспечить его готовность к решению соответствующих проблем. Речь, в частности, идет о возникновении серьезных проблем, способных повлечь экономические кризисные явления; о ситуациях требующих или требовавших помощи, поддержки; о возможности возникновения дипломатических или иных проблем, связанных с международными отношениями; о возникновении проблем, требующих законодательной инициативы, в том числе изменения законодательства; о проблемах, которые могут породить в Парламенте вопросы к Министрам и т.п.

 

В целях исключения дублирования в  трехстороннем соглашении FSA и Банк Англии договорились работать сообща, чтобы снизить трудности для  фирм, в части касающейся получения  одних и тех же сведений и информации. В частности, они согласились  договориться, что соответствующую информацию будет получать один из упомянутых органов и передавать ее в другой орган.

 

Начиная с 1997 года, в Правительстве  Великобритании задумались, о необходимости  реформирования системы государственного регулирования банковской деятельности. Результатом стало принятие в 1998 года нового Акта «О Банке Англии», который существенно ограничивал административно-правовые, регулирующие и надзорные полномочия Банка Англии. Они были переданы в полном объеме FSA (дополнение 5, ст. 12, 23 Акта). В результате из Банка Англии в FSA перешли около 700 сотрудников, а в самом Банке Англии работают 2500 человек.

 

Вышеуказанный порядок действует  до настоящего времени. Но необходимо заметить, что процесс совершенствования  механизма регулирования банковской деятельности продолжается. В настоящее время система регулирования банковской деятельности в Великобритании находится в состоянии переходного периода. Принят новый Акт “О финансовых услугах и рынках”, который в полном объеме еще не действует. Вопрос о вступлении в силу законодательства вводящего новый механизм регулирования финансового рынка и услуг в Великобритании будет решен не ранее июля 2001 года. В связи с этим, более ранние законодательные акты и подзаконные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу.

 

 

 

Казначейство во Франции управляет

  • Все финансовые ресурсы Франции сосредотачиваются на едином счете Казначейства. Оно контролирует поступления и выплаты по этому счету, который находится в Центральном банке.
  • Казначейство готовит скользящий финансовый план с разбивкой по месяцам.
  • Казначейство во Франции управляет внутренним и внешним государственным долгом. Оно контролирует выпуск ценных бумаг, решает вопросы объема выпуска,

 

Во Франции разработана  и успешно действует -

 

 

  • государственная финансовая информационная система. В данной системе осуществляется подготовка бюджета, публикация бюджетных документов и исполнение бюджета.
  • Получение сводной информации на основе проводок по единому счету занимает один день, детальная информация поступает ежедневно.

 

 

Функции казначейства в  Великобритании

  • В Великобритании бюджет готовится Казначейством.
  • Казначейство контролирует общие поступления в консолидированный фонд, который выступает как единый счет Казначейства.
  • В целях сбалансированности поступлений и расходов Казначейство ежемесячно разрабатывает финансовый план. Он используется при определении потребностей в краткосрочном финансировании.

 

  • Выплаты, производимые с консолидированного фонда, находятся под контролем Казначейства.
  • Контроль над финансовыми активами государства также осуществляется Казначейством.
  • Управление государственным долгом также является функцией Казначейства. Казначейство определяет объем, сроки и структуру выпуска государственных ценных бумаг.

Информация о работе Преимущества казначейской системы над банковской системой исполнения бюджета