Последующее распространение монашества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

«Рыцарь» представляется нам человеком чести и принципов или всадником в доспехах, с копьем и щитом. Рыцарь - это конкретная категория средневекового общества, а именно: владелец земного надела, низший подчиненный феодальной касты. Историки представляют рыцарей более обширно, скорее как представителей военного и земледельческого сословия Средневековой Европы, не разделяя их по знатности или достатку. Понятие «рыцарство» затрагивает многие институты Европы XI-XIV веков, включая нравы и обычаи этой эпохи, идеи и историю, литературу.

Оглавление

Рыцарство………………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………………...2
Воспитание рыцарей. Пажи и оруженосцы……………………………………..2
Обряд посвящения в рыцари……………………………………………………..5
Книга рыцарских законов………………………………………………………...7
Последующая жизнь рыцаря……………………………………………………..9
Военная служба рыцаря…………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Монашество……………………………………………………………………..17
Введение………………………………………………………………………….17
Причины появления монашества……………………………………………….17
Последующее распространение монашества…………………………………..18
Образ жизни монаха……………………………………………………………..20
Аскетизм………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………24
Список ипользуемой литературы………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Рыцарство и монашество.docx

— 58.65 Кб (Скачать)

    Христианские  церкви все больше стали заполняться  варварами, принесшими с собой полуязыческие  обряды, которые были невыносимы для  особо благочестивых христиан. Возрастающая роскошь жизни на Востоке вызывала обратную тягу к простоте, к аскетизму. Повсеместно усиливалось стремление оставить мирские дела и, подражая Христу, отправиться в путь с легким сердцем, не связанным никакими узами. Приводило людей в пустыню и глубокое раскаяние, чему можно найти множество примеров в агиографической литературе (житиях святых). Например, знаменитый пустынник Моисей Мурин (Мавр) был когда-то невольником, затем бежал от своего хозяина и стал предводителем разбойничьей шайки. После того как его кровавая слава уже гремела по окрестностям, Моисей внезапно уверовал в Господа, удалился в монастырь и посвятил остаток своей жизни подвигам аскетизма и покаяния. Та горячность, которая когда-то сделала Моисея грозой караванов, теперь превратилась в неутолимую жажду духовного очищения.

    Отшельнической  жизни, погруженности в молитву  способствовали и климатические  условия ближнего Востока. Сухой  теплый воздух, большое количество пещер в горах, богатые рыбой  воды Нила и плодовые деревья позволяли  отшельникам без труда добывать себе пищу и целиком отдаваться молитвенному созерцанию. Основателем монашества считается св. Антоний Египетский, которого церковная традиция именует также Антонием Великим.

Последующее распространение  монашества

    Возникновение монашества произошло  на Востоке, в Палестине, Сирии, Малой Азии и прежде всего в Египте, причем появилось в двух формах — в виде отшельничества и монашеского общежития. Первым монахом, проповедовавшим жизнь в уединении и аскетические идеалы, был Антоний Великий (251 — 356 г.г.). Он удалился в пустыню в Египте, где проводил время в уединенных размышлениях. Там же он создал и первую лавру, а затем основал монастырь в Фивах — знаменитую Фиваиду, которая сразу же стала местом оживленного паломничества. Современник св. Антония, Аммоний основал общину в Нитрийских горах, в нескольких десятках километров от Александрии.

    Среди Нитрийских монахов особенно знаменитым стал Макарий Египетский; как и  св . Антония, его прозвали Великим. В прошлом простой пастух, он обрел  высочайшую мудрость, и первый теоретически обосновал духовные преимущества монашеского  образа жизни. Идеи Макария стали  фундаментом христианского понимания  аскетизма. Произведения Макария, чуждые старомодной риторике и усложненным  философским конструкциям, представляют собой изумительный образец ясного и прозрачного стиля. Его молитвы в полной мере отражают святость этого великого подвижника.

    Любимый ученик св. Антония, Иларион в первой половине IV века перенес монашество на свою родину, в Палестину, где  основал первый монастырь около  Газы. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Как  известно, Василий Великий, ознакомившись с жизнью местных монахов, написал монашеский устав, получивший всеобщее распространение. В V веке монашество было распространено по всему востоку.

    Наивысшего  расцвета помимо Египта монашество достигло в Сирии. Известно, что уже во времена  Златоуста отшельники останавливали  карательные отряды Феодосия на подступах  к Антиохии. Школа учеников Иоанна Златоуста насаждала монастыри  по всему сирийскому побережью. У  отрогов Синая зазвучали гимны  отшельников. На том месте, где по преданию Моисей беседовал с Богом, небо казалось ближе. Зеленые оазисы с финиковыми пальмами давали приют  не только отдельным поселенцам, но и большим общинам.

Образ жизни монаха

    Обычно  монахи селились в пещерах, пустынях, других труднодоступных местах, питались дикими плодами, корешками трав, съедобными насекомыми. Этих отшельников почитали как святых праведников – ведь они отказались от жизни в грешном мире рядом с грешными людьми и выбрали самый прямой путь к спасению. Многие из восточных монахов придумывали для себя дополнительные испытания на стойкость: они годами не выходили из специально вырытых ям или же не сходили с особых возвышений, называвшихся "столпами". Некоторые брали на себя обязательство молчать всю жизнь, не менять одежду и не мыться. Таких монахов называли подвижниками (по подвигу веры, который они совершали); они чаще всего и селились в горах и пустынях.

    Монахи избегали людское соседство и жили каждый поодиночке. На западе Европы такое монашество прививалось с трудом - климат здесь был более суровым, да и привычка к общественной жизни была сильна еще с римских времен. Поэтому в западной части распространилась другая разновидность восточного монашества: монашеские общежития, монастыри. Основателем западного монашества стал Бенедикт Нурсийский.  Он принялся за составление «Правил жизни монашеской». Подобно восточным подвижникам, Бенедикт предписывал всем монашествующим заниматься физическим трудом. "Праздность есть враг души, - говорил он, - и вследствие этого братья должны заниматься разною работою, а в известные часы — чтением священных книг". Бенедикт определил два основных занятия монахов – помимо физического труда они должны были заниматься просвещением и духовным образованием и, конечно, строго соблюдать часы молитвы. Устав св. Бенедикта был достаточно суров, что соответствовало задачам монашества того времени. Многие его положения, кажущиеся ныне несколько странными, вытекали из условий жизни того времени: так, монахи должны были спать одетые и с ножами за поясом, чтобы быть готовыми отразить внезапное нападение разбойников. Они должны были носить самую простую одежду, ограничиваться минимальным количеством еды. На сон отводилось только несколько часов: ночью монахи служили длинные службы. Однако устав св. Бенедикта никак нельзя назвать жестоким и бесчеловечным. Он не содержит сверхтребований, характерных для раннехристианских аскетов, предписывает проявлять снисходительность к слабым братьям и чередовать труд с кратковременным отдыхом. Бенедикт первым вводит монашеский обет, который, подобно воинской присяге, должен придать большую ответственность вступающему на путь служения и отречения от мира.

    Монашество  понималось как следование Христу. В монастыре монахи вели аскетический образ жизни, посвящая свое время  труду и переписке книг. Все  это проделывалось в полном молчании, так как монахи не должны были предаваться  празднословию. Молчание прерывалось  лишь звуками колокола и благочестивым  пением. Заповеди монаха, как они  изложены в «Правиле» Бенедикта  Нурсийского, были такими:

    • любить Бога,
    • любить ближнего своего как самого себя,
    • умерщвлять плоть,
    • утешать несчастных,
    • не платить злом за зло,
    • любить врагов своих,
    • не быть гордым,
    • много не разговаривать,
    • все хорошее в себе приписывать Богу,
    • оплакивать прежние свои грехи,
    • слушаться аббата и т. д.

   День  монаха проходил в молитвах, чтении и в ручном труде. Служба осуществлялась строго в соответствующее время, поэтому по монастырю люди сверяли время, ориентируясь по звуку колокола. День начинался между полуночью и двумя часами: утренняя служба, затем службы — в шесть, девять, двенадцать, три часа дня, вечерня в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера. Монахи были обязаны посещать церковную службу и все время службы внимательно слушать. Время между молитвами было заполнено трудом. Иногда это был пахотный труд, иногда ручной, переписывание книг или специальные поручения. Остаток дня монахи проводили в чтении. Иногда монахов занимали приемом гостей или заботой о больных и бедных — церковь всегда занималась благотворительной деятельностью. Ели средневековые монахи обычно один-два раза в день. Хлеб — главный продукт питания, также ели яйца, сыр, рыбу, пили вино. За столом было принято хранить глубокое молчание, а изъясняться жестами. Часто мыться монахам не позволялось, лишь в Рождество и на Пасху полагалась баня, а в субботу — омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке — тонзура — признак монашеского состояния.

   Монахи, вступая в монастырь, давали обет бедности, поэтому они не имели  никакого имущества, ничего личного  у монаха не было. При вступлении в монастырь новицию давали лишь матрац, покрывало, подушку. Одеяние  монаха состояло из туники и одеваемого сверху кукуля. Кроме того монах  получал рабочую одежду. Правила  монашеской жизни строго соблюдались в монастыре. За их нарушение полагались наказания. Монах посвящал себя Богу. В мыслях о Боге, о деяниях Христа проходила вся жизнь монаха. Средневековые монахи часто плакали — «дар слез» считался их главным даром.

   Жизнь монаха — борьба со злом, борьба с грехами и демонами, борьба с плотью, с миром, с дьяволом. Монастырь с его суровой дисциплиной должен был воспитать монаха настоящим «воином Христовым». Но монастырь был открыт миру, поэтому в монашество стали вливаться светские элементы, в связи с чем правила смягчались и происходило обмирщение — начиналась новая волна реформ.

Аскетизм

   Восточные монахи, удалившись от греховного мира, стремились очистить душу перед Богом, принести покаяние за себя и за всех людей. Они вели аскетическую жизнь, наполненную трудом и молитвой, а  свободное время уделяли чтению Священного Писания. Но многим из них  этого казалось мало: в надежде  обрести духовное прозрение и  прощение у Господа, получить блаженство на небесах, они по собственной воле подвергали себя "подвижничеству во славу Божию" - самым суровым лишениям и истязаниям. Некоторые монахи практиковали такие формы подвижничества, как почти полный отказ от пищи, ношение тяжелых цепей - вериг, отдание себя на съедение гнусу и комару и т. д. Часто такие самоистязания переходили все разумные пределы. Известный святой, аскет Симеон Столпник несколько месяцев жил закопанный по шею в Землю, а потом провел более 35 лет на верхушке восемнадцатиметровой колонны - столпа. Отшельник Аммон был известен тем, что с начала отшельничества ни разу не раздевался и не мылся. И хотя чувства и стремления этих подвижников можно понять, вряд ли подобное самоумерщвление плоти есть путь к Божественной гармонии в человеке - гармонии, предполагающей единство души и тела. Следует признать, что, хотя многие из учителей церкви, даже самых выдающихся, приветствовали такого рода крайний аскетизм, в целом он был церковью отвергнут. Жизнь духа и плоти должна подвергаться строгому контролю воли и разума и не выходить за разумные пределы. В противном случае чрезмерный аскетизм может привести и приводил не только к высотам духовного прозрения, но зачастую и к крайне негативным результатам. Основная цель аскетизма - очищение сердца, и подвижники только временно отгораживались от жизни, чтобы достичь ее. Извращение идей аскетизма, их абсолютизация возводили этот уход от жизни в постоянный принцип. Проклятия огульно обрушивались на все, что было ценного в наследии прошлого и в мирской жизни настоящего. Не случайно крайний аскетизм часто практиковался христианами - фанатиками, которые порой не останавливались ни перед чем, даже перед убийством людей, в которых им виделись враги Христа. Такая нетерпимость и фанатизм совершенно чужды духу церкви.

    Существовало  также западное монашество, которое значительно отличалось от восточного, хотя поначалу его организация на Западе строилась по египетскому и палестинскому образцам (в частности, огромное влияние оказала на Запад жизнь св. Антония). Холодный климат вынуждал монахов в гораздо большей степени заботиться о жилище и запасах еды на зиму. В итоге западное монашество стало развиваться по более практичному пути, без крайностей аскетизма, присущего Востоку. Характерной для западного монашества чертой стало принятие монашеского пострига священством различных поместных церквей, в связи с чем литургическая жизнь, церковное служение, стали главным стержнем и основой жизни в монастырях.

Заключение
    Человек должен сам довершить дело своего спасения, и монашеское подвижничество осуществляло великую и благородную  задачу, направляя этот процесс. Оно  способствовало воплощению идеи, которая  была средоточием церкви – идеи Царства Божия. Достигая порой сверхчеловеческими усилиями истинного Богопознания, монахи несли свою миссию в мир. Это был  величайший подвиг на пути к обновлению человека - подвиг, который требовал больших жертв и отречения  от многих мирских благ. Такое отречение  было необходимо монашеству как служителю  человечества и провозвестнику  Св. Духа. Порой оно принимало  неоправданно крайние формы, приводившие  к тяжким и не имеющим ничего общего с христианством последствиям. Но по духу своему и историческому значению монашество стало великой преобразующей  силой.
 
 

Список  используемой литературы

  1. «Рыцари» энциклопедия, Москва, «Росмэн», 2000
  2. «Рыцари», Кристофер Граветт, «Дорлинг киндерсли», Лондон, Нью-Йорк, Штутгарт, Москва
  3. «Крестоносцы», Москва, «Росмэн», 2000
  4. «Повседневная жизнь Англии и Франции во времена рыцарей круглого стола», Мишель Пастуро, «Молодая гвардия», «Классик», Москва 2001
  5. «История ордена тамплиеров», Марион Мельвиль, «Евразия», Санкт-Петербург 2000
  6. «История рыцарства», Ж.Ж. Руа, «сочинение», С.-Петербург, 1858 г. перевод с французского Г. Веселкова.
  7. «История религии. Учебник. Том 2» Александр Мень, М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997.
  8. «Культура и общество западноевропейского средневековья» Лучицкая С.И. «Интерпракс», Моква 1994

Информация о работе Последующее распространение монашества