Последующее распространение монашества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

«Рыцарь» представляется нам человеком чести и принципов или всадником в доспехах, с копьем и щитом. Рыцарь - это конкретная категория средневекового общества, а именно: владелец земного надела, низший подчиненный феодальной касты. Историки представляют рыцарей более обширно, скорее как представителей военного и земледельческого сословия Средневековой Европы, не разделяя их по знатности или достатку. Понятие «рыцарство» затрагивает многие институты Европы XI-XIV веков, включая нравы и обычаи этой эпохи, идеи и историю, литературу.

Оглавление

Рыцарство………………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………………...2
Воспитание рыцарей. Пажи и оруженосцы……………………………………..2
Обряд посвящения в рыцари……………………………………………………..5
Книга рыцарских законов………………………………………………………...7
Последующая жизнь рыцаря……………………………………………………..9
Военная служба рыцаря…………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Монашество……………………………………………………………………..17
Введение………………………………………………………………………….17
Причины появления монашества……………………………………………….17
Последующее распространение монашества…………………………………..18
Образ жизни монаха……………………………………………………………..20
Аскетизм………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………24
Список ипользуемой литературы………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Рыцарство и монашество.docx

— 58.65 Кб (Скачать)

    Следует также отметить, что эти законы не были пустыми словами, за их нарушение  рыцарь строго карался. Так, например, за тяжкие проступки существовал  целый обряд разжалования рыцаря: бывшего рыцаря выводили принародно на площадь, герольд спрашивал присутствующих: «Кто этот рыцарь?» Ему отвечали: «Это не рыцарь, а подлец, мерзавец, негодяй», затем с «рыцаря» снимали  шлем, доспехи, щит и т.д., герольды приговаривали: «Этот щит, этот шлем, эти наручи и т.д. подлеца, мерзавца, негодяя». Раздев полностью «рыцаря», его обливали теплой водой, полукафтанье его разрывали, меч ломали, и щит  его раздробляли. Затем виновного  клали на носилки и несли в  церковь, в церкви над ним пели поминальные молитвы.

    Последующая жизнь рыцаря

    Странствующие рыцари. В мирное время после посвящения молодые рыцари, как правило, не оставались без дела: верные клятве вспомоществовать утесненным и уничтожать вредные обычаи, они странствовали по долам и горам, отыскивая приключения и везде справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи. Таким образом, первые годы их рыцарского звания посвящены были путешествиям в дальние страны, к чужеземным дворам, чтоб сделаться совершенными рыцарями. У разных народов и у отличнейших рыцарей перенимали они разные способы переламывания копья. Чтобы испытать себя и поучиться, они пробовали померяться  этим с мастерами своего дела.

    Но  полезнейшие для них уроки  были на войне, где служили они  добровольно, стараясь, стать на сторону  правого. Они изучали также церемониальные обычаи и этикеты каждого двора. Желание отличиться храбростью, талантами  и знанием приличий побуждало  их знакомиться со знаменитейшими принцами и принцессами, рыцарями и дамами; они старались узнать их историю и заучивали их лучшие деяния, чтоб по возвращении на родину передать все в поучительных, занимательных и приятных рассказах.

    Кроме частых случаев участвовать на турнирах и в войне, странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать злодеев, обуздывать насилие и быть полезными; таким образом, осуществляли они те чувства справедливости и великодушия, которые им были внушены. Герои, переходя из страны в страну, проезжая леса, не имели при себе ничего, кроме необходимого для собственной защиты оружия; они кормились охотой.

    Во  время таких благодетельных странствий рыцарь отдыхал в замках, где встречал его радушный прием. Таков был обычай, и пока существовало рыцарство, все дворяне и благородные дамы выставляли шлемы на высоких местах своих замков, чтобы странствующий рыцарь мог войти в чужой замок также смело, как в собственный. Год и один день - обычный срок для окончания предприятия. По данной ими клятве они обязаны были, вернувшись, домой или в сборное место, откровенно рассказать о своих похождениях, промахах и бедствиях.

    Часто бывало так, что в своих странствиях  рыцари не находили достаточно приключений, и поэтому по возвращении из странствий да и во время странствий они придумывали  их сами: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием, а его исполнение – военным подвигом, поединком, потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади.

    После того, как вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив свое знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками, и девизами на деревьях или на специально поставленных для этого столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не вызывать зависть, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться.

    Этот вызов скоро доходил в дальние края, а потому рыцари, желавшие сразиться с защитниками прохода, и дамы, жаждавшие подобных зрелищ, предлагавшихся обыкновенно в их честь, быстро съезжались со всех концов. В назначенный день поединки начинались с утра и захватывали часть дня. Бились или острым оружием, или тупыми копьями, согласно условиям вызова или разрешению, полученному от государей, на земле которых происходил поединок. Чаще всего побежденный обязан был дать победителю в залог победы или золотой перстень, или печать, или мех, или какой-нибудь драгоценный камень. Эти поединки в мирное время были повсеместны.

    По  окончании странствий рыцарь возвращался в замок.

    Жизнь рыцаря в замке. Жили рыцари в замках. Замок был главным оплотом рыцаря и его владений. Это был и дом, и крепость, и военный опорный пункт от вражеских посягательств. Население замка — очень большое, так как дети вассалов воспитывались в доме сюзерена. Замки состояли обыкновенно из широких круглых или четырехугольных башен с зубчатыми платформами; иногда к башням приставлялись огромные камни, поддерживавшие бельведеры. Эти башни были особенным уделом дворянства, так что, желая выставить величие какого-нибудь дворянина, говорили: у него есть башня. Первые замки обносились только тыном, а посередине строили главную башню на возвышении. Иногда замок представлял собой укрепленный лагерь. Затем эти постройки усовершенствовались. Замки воздвигали на трудном географическом месте. Сначала строили главную башню, обносили ее высокой стеной, по углам которой строили другие башни. Среди башен замка была одна главная – донжон, в ней жил владелец замка и его семья, донжон также играл важное оборонительное значение – это была самая большая и прочная из башен. На первом этаже донжона, как правило, хранили припасы, на втором обычно размещался гарнизон, в зале, который находился этажом выше, принимали пищу, а иногда и спали. Семья сеньора занимала самый верхний этаж. Из башен замка одна меньшая по объему, возвышалась значительно над другими; слуховые окна были у нее на всех четырех сторонах. Эта башня, называвшаяся сторожевой, служила местом наблюдений. Здесь на двух брусьях висели набатные колокола, в которые били тревогу, завидев неприятеля в окрестностях, чтобы предупредить жителей о его приближении. Двор замка разделялся надвое внутренней стеной. С одной стороны находились хозяйственные постройки, а во время осады там располагались лагерем вассалы. С другой стороны — донжон, где жил сеньор, который мог отгородиться и от врагов, и от собственных вассалов. В замке были погреба с провиантом, поэтому люди могли выдерживать длительную осаду. В замке помимо стен, оборонительных башен и донжона были также  часовня, оружейная мастерская, кузница, конюшня, псарня, загоны для скота и кладовые с запасами съестного. Очень важным элементом замка был колодец. Именно он снабжал жителей замка водой во время осады.

    Жизнь рыцаря в замке протекала довольно скучно, рыцарь как можно чаще стремился покинуть его – будь это приглашение на турнир, выезд на охоту, либо просто в поле. Основными занятиями рыцарей в мирное время были: воспитание пажей и оруженосцев, пиры, устраиваемые в честь какого-то события, охота, турниры, игра в шахматы и триктрак.

    Рыцари  любили закатывать пиры. Делалось это  либо в честь какого-нибудь праздника, либо когда замок посещал какой-нибудь гость: будь это странствующий рыцарь, паломник, жонглер, менестрель, рассказывающий о подвигах короля Артура.

    Одно  из любимых занятий рыцаря – охота. Уже юные рыцари привлекались к участию в охоте. Она устраивалась во всякое время года. У многих аристократов охота была безумной страстью. Преследование крупной дичи в лесах, кроликов и зайцев в заповедниках — исключительная привилегия феодалов. Крестьяне могли лишь расставлять сети на опушке леса. Иногда речь шла о том, чтобы уничтожить свирепых диких животных (волков, медведей), угрожающих птичникам, или даже самим крестьянам.

    Огромной  была роль соколиной охоты, введенной  в Западной Европе в XI в. Это трудное  дело, которому рыцарь посвящал долгие часы. Нужно было уметь поймать  птицу, вскормить ее, научить слушаться жестам и свисткам, узнавать добычу. В средние века было написано много трактатов о соколиной охоте. Эти трактаты происходят главным образом из Сицилии. В них обучают, как нужно приручить молодого сокола. Сокол был любимым развлечением рыцаря. Это очень благородная птица. Купить сокола можно было за большие деньги, поэтому подарок в виде сокола — большая роскошь. Смерть сокола было большой потерей для хозяина.

    Рыцари  также любили игру в шахматы. Шахматы были огромных размеров, делались из дерева или металла. Вначале они были монохромными, чаще всего белыми. Свой современный вид шахматы приобрели лишь во времена Филиппа II Августа (1180 — 1223 г.г.). В шахматы часто разыгрывали судьбу армии, пленника. Это был любимый спорт средневековых рыцарей.

    Для рыцарей истинным развлечение были турниры. Многие рыцарские романы повествуют о турнирах. Для рыцаря турнир — предлог покинуть свой замок, сменить однообразное течение жизни. Несмотря на запреты церкви, мода на турниры была велика. Турниры устраивались для возбуждения у рыцарей воинственного духа и уважения к даме. Специальные глашатаи — герольды — выкрикивали день и место турнира. Готовились трибуны, палатки, конюшни. В город приезжало множество знати, устраивались балы. Место боя окружала высокая стена, внутрь которой допускалась лишь избранная публика. Там была арена, отделенная перилами от зрителей. Турнир состоял из трех частей: вначале конные ристания, цель которых — выбить противника из седла, затем — битва мечами, затем метание копий и стрел. Победителем считался тот, кто, сломив три копья, наносил противнику опасный удар. Затем следовала осада деревянных замков. Необходимо было соблюдать правила турнира: нельзя сражаться вне очереди, бить врага иначе, чем в лицо и грудь, продолжать бой после того, как противник открыл забрало. Приговор произносили коронованные особы — старейшины и особо избранные судьи. Нередко вопрос о том, кто достоин высшей награды, поручался дамам. Для вручения награды тоже выбирали даму. Очень часто победителю вручали вознаграждение в виде... щуки. Эта рыба считалась талисманом. В идее турниров содержалось высокое этическое начало. Лишь рыцари с незапятнанной репутацией могли участвовать в турнире. Рыцарь на турнире выступал со значком, полученным из рук своей дамы, если значок падал или доставался противнику, то дама бросала новый. Последний удар наносился в честь дамы.

    Военная служба рыцаря

    Страшнейшим обвинением для рыцаря было обвинение  в недостатке храбрости, поэтому  можно себе представить с каким  рвением и нетерпением они  яростно бросались в бой, бились бесстрашно. Воевали рыцари очень мужественно, отважно, рвались в бой сломя голову, бились всегда до последнего, предпочитали умереть на поле боя, но не отступить перед врагом, иногда, порой, показывая просто чудеса храбрости: Ричард Львиное Сердце, кстати прозванный так за свою храбрость, в одном из боев «так порывисто один устремляется за сарацинами, что никто не успевает за ним. И король исчезает из виду. Крестоносцы считали своего короля уже погибшим, когда он возвратился к ним. Конь был в крови и пыли, а сам Ричард пронизан стрелами. Очевидец сказал, что король походил на подушечку, со всех сторон утыканную иголками».

    Они почти никогда в бою не отступали, а если и отступали, то для этого были очень серьезные причины. Так, Ричард Львиное Сердце в битве при Арсуфе (третий крестовый поход) отразив 2 атаки сарацин, и не отступив, в третий раз бросился в бой в сопровождении всего 15 рыцарей. В бою рыцари старались вести себя достойно, как предписывала им рыцарская мораль, но так получалось не всегда особенно в пылу битвы. Так, рыцари и нападали сзади, и убивали безоружного противника, и добивали раненного.

    Устав тамплиеров, например, разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и слева - везде, где можно нанести ему урон. Но если противнику удавалось заставить отступить, хоть нескольких рыцарей, их соратники, заметив это, как правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить, ни один полководец.

    Помимо рыцарей участвовала также и пехота – каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в. исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные, же слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем. Рыцари их в расчет  не принимали. Да и что могла сделать толпа необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с рыцарем, они топтали конями мешающих им своих же пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врага - рыцарей. Это было отнюдь не изящное фехтование: удары были редкими, но страшными. Об их силе говорят останки воинов, погибших в сражениях средневековья, - разрубленные черепа, перерубленные берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая  приказы командующих. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всем, - и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли, запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое количество поединков, когда противники гонялись друг за другом. 

    Заключение

   Начался закат рыцарской идеологии и рыцарства во второй половине XV в. Тогда же стали активно применять порох. Сначала он применялся лишь для того, чтобы взрывать стены крепостей. В результате могучие рыцарские замки перестали быть неуязвимыми. Затем применение пороха привело и к изменению методов войны и к снижению роли конницы. Рыцарство перестает играть важную роль в жизни общества. Тогда же приходит в упадок и рыцарская идеология.

    Но в течение многих столетий рыцарство было важным жизненным идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества, обеспечивая стабильность социальной структуры, в которой «воюющие» были так же важны, как и «молящиеся» или «работающие».

    МОНАШЕСТВО

Вступление
 

      В средние века именно в  духовенстве видели самое главное  сословие, так же как в церкви  — самый важный институт. Церковь  и духовенство считались посредники между Богом и человеком. Монашество считалось идеальной формой жизни, а монахи пользовались привилегированным положением. Главный герой средневековья — монах или святой. В ту эпоху монашество было повседневным и необходимым для функционирования общества явлением. И это, наверное, удивительно для эпохи, стоявшей перед столь серьезными проблемами пропитания и материального обеспечения населения. Тем не менее монахи были глубоко интегрированы в средневековое общество, которое позволяло себе содержать много монахов, считая, что они молятся за других.

Причины появления монашества

    Во  время общего упадка религиозно-нравственной жизни в IV веке, монашество явилось той средой, которая сохраняла неповрежденным учение Христово. В пустынной Фиваиде, на севере Египта, появились первые монахи.

    Тогда официальная церковь уже не казалась верующим якорем спасения: с одной стороны, без разветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, с другой же, такая структура казалась очень далекой от Царства Божия. Верующий христианин в рамках официозной церкви неизбежно испытывал чувство болезненной раздвоенности между Землей и небом, чувство неудовлетворенности своим бытием. У многих христиан, особенно остро ощущавших греховность и безумие общества, которое называло себя христианским, появилось желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию, души их вновь запросили "хлеба жизни", а не мирских благ. Немаловажную роль играл и сам ход исторического и экономического развития.

Информация о работе Последующее распространение монашества