Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:34, реферат
Каждая страна с учётом своей специфики формирует собственную модель социальной политики. Прежде чем вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с развитой системой рыночных отношений, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.
Огромное влияние на систему социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система функционирует. Социальная политика как бы зеркало отражающее глубоко укоренившиеся социальные ожидания населения в целом. Эти, формирующиеся вне формальной структуры социальной политики ожидания, зачастую определяют её общий характер и потенциал.
1. Модели социальной политики за рубежом.
1.1. Характеристика и принципы построения моделей социальной политики.
- Социал-демократическая модель.
- Корпоративная модель.
- Либеральная модель.
- Рудиментарная модель В. Ханеша
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина»
Институт управления и сервиса
Кафедра «Государственного и муниципального управления»
Реферат по бюджетному обеспечению социальной сферы на тему:
«Формирование и реализация социальной политики за рубежом».
Выполнила:
студентка III курса 33 группы
дневного отделения
специальности:
Государственное и муниципальное управление
Саблина Дарья.
Тамбов 2014
Содержание.
1. Модели социальной политики за рубежом.
1.1. Характеристика и принципы построения моделей социальной политики.
- Социал-демократическая модель.
- Корпоративная модель.
- Либеральная модель.
- Рудиментарная модель В. Ханеша
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии.
1. Модели социальной политики за рубежом.
1.1. Характеристика и принципы построения моделей социальной политики.
Каждая страна с учётом своей специфики формирует собственную модель социальной политики. Прежде чем вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с развитой системой рыночных отношений, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.
Огромное влияние на систему социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система функционирует. Социальная политика как бы зеркало отражающее глубоко укоренившиеся социальные ожидания населения в целом. Эти, формирующиеся вне формальной структуры социальной политики ожидания, зачастую определяют её общий характер и потенциал.
Ключевым показателем нормативных ценностей общества является сам характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше остаются все граждане. Другая ценность аналогичного характера –принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается с пожилых, бедных и больных людей на молодых, богатых и здоровых, чтобы обеспечить предоставление необходимой социальной помощи всем членам общества.
Однако в других обществах сильное влияние оказали радикальные и ориентированные на рынок концепции 80-х гг., когда результат деятельности отраслей социальной сферы во всё возрастающей степени рассматривается как товар, который можно покупать и продавать на рынке. Эта концепция делает акцент на эффективность, которую рыночные стимулы могут привнести в систему предоставление социальных услуг, а также на тот вклад, который, как считается, эти стимулы вносят в содержание будущего роста расходов на отрасли социальной сферы. Тем не менее, концепция, в соответствии с которой социальные услуги рассматриваются как рыночный товар, хотя и обсуждалась в некоторых, определяющих политику кругах, не была принята ни в одной европейской стране.
Вторым, не менее мощным фактором, способствующим проведению реформ в социальной политике, является структура и состояние национальной экономики в целом. В Западной Европе макроэкономическая политика во всё большей степени отражает глубокую озабоченность относительно конкурентоспособности каждой отдельной страны в период регионализации и глобализации промышленного производства и торговли. На макроэкономическую политику государств – членов Европейского союза критерии для вхождения в европейский монетарный союз, принятые в Маастрихте, также оказывали огромное влияние. Оба этих фактора привели к тому, что лица, определяющие экономическую политику, стали призывать к резкому снижению расходов на социальный сектор, особенно на службы социального обеспечения.
Обсуждение этих проблем в научной и общественно-политической литературе сводится к изучению перспектив европейских стран, проводимой в них социальной политики на фоне глобализации и интеграции внутреннего рынка.
Итак, социальная политика в странах европейского сообщества реализуется по трём направлениям.
Социал-демократическая модель.
Типична для скандинавских стран. Направления и пути реализации социальной политики в этих странах определяется политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров и нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. В. Ханеш определяет эту модель как «скандинавскую» (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причём все граждане имеют право на равное, финансируемое за счёт налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высоки; финансируется в основном за счёт налогов.
Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса).
Предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. В. Ханеш называет данную модель «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счёт взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Либеральная модель.
Данная модель определяется как предполагающая минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Эта модель нашла своё применение в англосаксонских странах. В. Ханеш называет данную модель «англосаксонской». Эта модель получила распространение в Великобритании и Ирландии и включает в себя социальное страхование, находящиеся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль. Внутри англосаксонской модели есть некоторые различия. В то время как в Великобритании государственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, в Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоваться только низкооплачиваемые граждане. Рассматриваемая модель в том или ином виде нашла распространение и за пределами европейского континента –в США, Австрии и Новой Зеландии.
В. Ханеш выделяет ещё одну модель социальной политики –рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все ещё исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.
Любые модели социальной политики не будут действенны без финансового обеспечения. Финансирование социальных программ, всей социальной политики находится в прямой зависимости от доли расходов во внутреннем валовом продукте (ВВП).
В 1995 году расходы на реализацию социальной политики в странах ЕС составляли в среднем 28,4% ВВП, причём доля социальных расходов колебалась от 35,6% в ВВП Швеции до 19,9% в ВВП Ирландии. В Германии эта доля составляла 29,4%. При сравнении этих цифр с ВВП на душу населения очевидна следующая тенденция –по мере увеличения уровня доходов населения увеличивается и относительная величина расходов на социальное обеспечение.
Структура расходов на социальные программы в странах ЕС выглядела следующим образом:
· в 1995 году почти во всех странах-членах ЕС больше всего средств расходовалось на пенсионное обеспечение –в среднем 42,4% всех социальных расходов ЕС; доля этих расходов в странах ЕС составила около 12,1% ВВП и варьировалась от 5% ВВП в Ирландии до 15,4% в Италии;
· вторая по величине статья расходов –здравоохранение. Это 26,2% всех социальных расходов ЕС и соответственно 7,5% ВВП; в отдельных государствах доля расходов на здравоохранение колебалась от 5% ВВП в Италии до 8,7% ВВП в Германии;
· средними можно назвать расходы на следующие сферы: социальное обеспечение безработных (8,1% общих социальных расходов ЕС; 2,3% ВВП ЕС), социальное обеспечение по нетрудоспособности и инвалидности (соответственно 8 и 2,3%) и помощь семьям и детям (7,3 и 2,1%) доля расходов на помощь безработным в отдельных странах колебалась от 0,5% ВВП в Италии до 4,9% в Дании, на помощь нетрудоспособным и инвалидам –от 0,9% в Нидерландах до 4,7% в Финляндии, на помощь семьям и детям –от 0,4% в Испании до 4,2% в Финляндии;
· сравнительно невелики пособия для покрытия расходов на квартирную плату (1,9% общих расходов на социальные нужды и 0,6% ВВП ЕС).
Для финансирования системы социальной политики во всех странах-членах ЕС привлекаются взносы, вносимые как работодателями, так и самими работниками, а также налоговые средства. В некоторых странах –Бельгия, Франция и Люксембурге –дополнительно взимаются социальные налоги, размер которых пока незначителен. В целом расходы на социальное обеспечение в ЕС в 1995 году финансировались на 40% за счёт взносов работодателей и на 24% из взносов работающих, в то время как доля общих налогов в финансировании социальной сферы составляла в среднем 30%, а социальных налогов –2%.
В принципе эта структура финансирования социальной сферы характерна для всех стран –членов ЕС, хотя в каждой из них есть свои специфические особенности. Так, в странах, реализующих континентальную модель, социальная сфера в 1995г. финансировалась на две трети и больше (до 71,5% во Франции) за счёт взносов работодателей и работающих. В целом, начиная с 1998г., происходит постепенное переструктурирование видов финансирования социальных услуг. Во всех странах-членах ЕС доля взносов на социальное страхование, выплачиваемых работодателями, сокращается; для финансирования социальной сферы в большей степени стали привлекаться взносы работающих, а также налоговые поступления.
Для всех стран-членов ЕС общим является то, что в финансировании сферы социального обеспечения (социальной политики) участвует как государство, так и предприятия и частные организации. Почти везде государство (правительство и местные органы власти) финансируют социальные программы; источниками финансирования являются налоговые поступления и взносы. Доля государства выше всего в странах, представляющих англосаксонскую и скандинавскую модели (в Дании 74,2%). Доля государства в странах с континентальной (корпоративной) моделью сравнительно низка (в Голландии –27,5%, в Германии –37%), зато доля частных организаций в этих странах значительна (Голландия –46,9%, Бельгия –35,2%, Германия –29,3%).
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии.
Распад Советского Союза в начале 90-х гг. привёл к образованию пятнадцати самостоятельных государств, перед которыми встали беспрецедентные проблемы в социальной сфере, требующие коренных перемен в формировании и реализации социальной политики.
Экономика стран, расположенных на пространстве бывшего СССР, расценивается международным сообществом как переходная. Такой характер экономики вызывает необходимость перемен и в осуществлении социальной политики. Основная причина в переменах –противоречие между объективным расширением потребностей в социальной защите всё большей части населения стран и одновременным сужением экономических возможностей их удовлетворение через государственные бюджеты.
Существуют конкретные механизмы и фирмы трансформации системы социальной политики в странах с переходной экономикой. Формами социальной защиты населения в странах с переходной экономикой становятся:
1. Переход от тотально-государственной системы социальной защиты преимущественно на страховые основы.
2. Создание традиционной для рыночной экономики системы социальной защиты и её структуры, в том числе:
· пенсионного страхования;
· страхования по болезни;
· страхования по безработице;
· медицинского страхования;
· страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· пособий для семей;
· пособий малообеспеченным.
3. Ускоренное развитие социальных услуг, особенно таких их видов, которые приобретают особую актуальность и общественную значимость в условиях смешанной экономики:
· услуги, связанные с активной политикой на рынке труда, проводимые службой занятости;
· услуги по социальному обслуживанию населения, осуществляемому территориальными социальными службами. Решение последней группы задач потребовало от органов власти всех стран СНГ значительной организованной работы по созданию как структур служб занятости, так и территориальных структур социальных служб.
Реализация социальной политики осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики откровенно копируют западные модели социальной политики, то Казахстан и Кыргызстан находятся в поиске собственных стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики.
Информация о работе Формирование и реализация социальной политики за рубежом