Формирование и реализация социальной политики за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:34, реферат

Краткое описание

Каждая страна с учётом своей специфики формирует собственную модель социальной политики. Прежде чем вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с развитой системой рыночных отношений, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.
Огромное влияние на систему социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система функционирует. Социальная политика как бы зеркало отражающее глубоко укоренившиеся социальные ожидания населения в целом. Эти, формирующиеся вне формальной структуры социальной политики ожидания, зачастую определяют её общий характер и потенциал.

Оглавление

1. Модели социальной политики за рубежом.

1.1. Характеристика и принципы построения моделей социальной политики.
- Социал-демократическая модель.
- Корпоративная модель.
- Либеральная модель.
- Рудиментарная модель В. Ханеша

2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии.

Файлы: 1 файл

Бюдж. обеспеч. соц. сферы_реферат1.docx

— 76.22 Кб (Скачать)

Примером реализации социальных реформ  по заданному образцу может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода, реализована классическая модель медицинского страхования. Это происходило на рубеже 1991-1992г.

Стратегия социальных реформ, выбранная в Казахстане, имеет средне срочный характер и направлена на создание перспектив устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения, активизации социальной политики с учётом интересов различных групп и слоёв населения. Главная цель социальной политики в Казахстане –стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищённые слои населения.

В этой связи разработан и поэтапно осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающий совершенствование системы защиты малоимущих слоёв населения, усиление адресности соответствующих действий, рост реальной заработной платы, реформу системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.

В Казахстане создаётся система поддержки доходов путём реформирования платы труда, разрабатываются меры и создаются механизмы для получения более высоких заработков за счёт личного трудового вклада, экономической предприимчивости и инициативы вне зависимости от форм собственности, обеспечения минимальной занятости населения за счёт использования общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы. Осуществляется работа по совершенствованию системы социального страхования за счёт его персонификации. Предусматривается создание трёх ярусной системы пенсионного обеспечения:

·        первый ярус –гарантированные государством минимальные пенсии;

·        второй ярус –пенсии, предоставляемые по обязательному пенсионному страхованию;

·        третий –пенсии, предоставляемые за счёт добровольного пенсионного страхования.

В социальной сфере принимаются меры по поддержке и сохранению сложившейся системы учреждений социально-культурного и бытового назначения, осуществляются реформы здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется жилищной реформе.

Разработан и реализуется «Комплекс мероприятий по реализации социальной доктрины Республики Казахстан на 1996-1998 и на период до 2000 года», создаётся правовая база для осуществления социальной политики. Экономическая стратегия органов государственной власти Республики строится с непременным учётом стратегии социального развития.

Как и во многих бывших республиках СССР, социальные проблемы в Кыргызстане сдерживают переход к рынку. Это связано с тем, что без должным образом обеспечиваемых прав личности, граждане ощущают угрозу со стороны либеральной экономики, особо проявляющуюся в росте безработицы и падении уровня жизни. Реализация адекватной социальной политики имеет и политическое значение –властям необходима поддержка проводимых реформ.

В 1995г. на фоне продолжающегося падения производства доля расходов государственного бюджета Кыргызстана на образование, здравоохранение и социальное обеспечение составила 54% всех расходов или около 15% ВВП (в 1993г.-39% или 8% ВВП, в 1994г.-45% или 14% ВВП). Наибольший удельный вес в социальной сфере занимали образование (21,1%), социальное обеспечение и социальная помощь (16,2%), здравоохранение (12,4%). В местных бюджетах, бюджетах областей, городов и районов удельный вес расходов социальной сферы составляет ещё больший процент –71,1 до 94,5%. Вместе с тем, реальные расходы на социальные нужды из года в год сокращаются.

Разработка и реализация социальной политики в Кыргызстане строится исходя из учёта двух значимых аспектов: финансового и социально-политического.

Финансовый аспект. В республике признаётся безусловная важность макроэкономической стабилизации и эффективности, а также необходимость сдерживания расходов на социальные нужды и пособия пропорционально национальному доходу. Существует необходимость тщательного изучения расходов на социальные нужды как основы для чёткого планирования их в бюджетах всех уровней. Социальная помощь (имеется в виду выплата пособий и компенсаций) должна носить исключительно адресный, а не всеобщий характер.

Социально-политический аспект. Функционирование экономики в рамках рыночных отношений практически исключает сакрально-патерналистскую модель социальной защиты. Люди должны выражать не только свои интересы, но и нести большую ответственность за обеспечение собственного достатка и благополучия. Это не означает, что государство устраняется от решения социальных задач. Но в то же время роль государства должна измениться и быть более ограниченной и чётко обозначенной. Изменение парадигмы социальной политики –одна из труднейших для решения задач, стоящих не только в Кыргызстане, но и во всех других странах СНГ. Население должно иметь возможность оградить себя от различных факторов риска, связанных с утратой дохода. Для этого необходимы чёткие механизмы сберегательной системы и социального страхования. Очевидна для республики и проблема сохранения доступности социальных услуг, жёстко проявляющихся в условиях бюджетного дефицита.

Реализация социальной политики в Кыргызстане:

·        углубление адресности оказываемой социальной помощи с чётким определением уровней и надёжных источников финансирования;

·        реформирование системы социального страхования, в том числе и пенсионного обеспечения;

·        обеспечение максимально возможной занятости, предотвращение массовой безработицы;

·        реформирование систем здравоохранения и образования;

·        обеспечение работникам бесплатных условий труда и социальных гарантий в обеспечении его уровня.

В Кыргызстане предполагалась реализация социальной политики в два этапа:

Первый этап (1996-1998гг.)-создание основ для перехода к новым отношениям государства и личности, смягчение социальных последствий переходного периода, минимизация снижения жизненного уровня и укрепление системы минимальных социальных гарантий.

В качестве механизма реализации предполагается широкое развитие самозанятости, малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, формирование нового поколения независимых предпринимателей.

Второй этап. (1998-2005гг.) –разделение системы социального обеспечения на две организованно самостоятельные и с разными источниками финансирования системы:

·        социальную помощь и социальное страхование;

·        персонофикация пенсионного страхования;

·        организация сети государственных страховых компаний по добровольному страхования граждан с учётом видов социальных рисков;

·        развитие негосударственных фондов страхования;

·        упорядочение льгот, связанных с ранним выходом на пенсию;

·        повышение уровня пенсий как итог реализации пенсионных льгот по условиям труда за счёт работодателей.

Предусматриваются определённые мероприятия в реализации семейной политики, политики в области занятости населения и реформы оплаты труда.

Возможности реализации социальной политики в Украине обусловлены негативными экономическими факторами, сложившимися в прошедшее десятилетие. За период 1990-1995гг. объём ВВП в Украине сократился на 48%. Это связано с сокращением промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления. Общий спад производства, причина которого его структурная несбалансированность, существенно повлиял на формирование доходов населения. Наблюдается изменение структуры доходов –при снижении доли оплаты труда в ВВП на 22% за период 1991-1995гг, увеличивается доля доходов от личного подсобного хозяйства, которые возросли в совокупных доходах семей с 10,2% в 1990г. до 32% в 1995г. Номинальные доходы населения Украины в 1995г. увеличились по сравнению с 1994 в 4,4 раза. За 1995г. наблюдался рост заработной платы и в долларовом эквиваленте с 34,5 до 75,6 долл. Подобная динамика может быть объяснена тем, что в 1995г. увеличение темпа роста доходов по сравнению с инфляцией имело опережающие показатели. Подобные тенденции проявляются на фоне нестабильности платежей,  несвоевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, других социальных платежей. Всё это свидетельствует о нестабильном экономическом состоянии, на фоне которого в течении ряда лет сохраняется высокая степень социальной напряжённости, что мало способствует общественной поддержке рыночных реформ. В этих условиях, до создания рыночных регуляторов экономики, государство вынуждено создавать и реализовывать механизмы ограничения неоправданного роста доходов работников производственной сфере (особенно тех её отраслей, где наблюдается избыточная численность работников) и бюджетной сферы  (из-за уменьшения поступлений в бюджет и сохраняющимися тенденциями сохранения в полном объёме существовавших прежде институтов социальной сферы, несмотря на отсутствие необходимых финансовых ресурсов). Кроме того, преодоление социальной напряжённости из-за несвоевременной выплаты заработной платы, других социальных платежей потребовало разработки комплекса мер, по реформированию организации оплаты труда, пенсионного обеспечения и социального страхования.

В Украине сложилась разветвлённая система социальной защиты населения. Однако это не свидетельствует о её эффективности. Только в 1995г. около 80% семей были получателями различных видов социальных выплат, помощи и компенсаций из бюджетов всех уровней, социальных фондов и за счёт средств предприятий и организаций. Около 29,5 млн. жителей Украины (при общей численности населения 52 млн.) составляли в 1995г. контингенты получателей различных социальных выплат.

Неотложными мерами по реформирование систем социальной помощи населению являются внедрение механизмов адресной помощи наиболее уязвимым группам населения с одновременной и постепенной ликвидацией практики предоставления её через возможные дотации и льготы всех категориям населения независимо от уровня их доходов. Основные пути реализации этих мер:

·        установление и финансовое обеспечение на государственном уровне минимальных социальных гарантий (пенсий, стипендий, помощи малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, безработным), нормализация соотношений между средними и минимальными уровнями заработной платы и пенсий, пособиями по безработице;

·        осуществление этих гарантий, исходя из динамики потребительских цен, упреждающих мер социальной защиты и адресного оказания социальной помощи и предоставления субсидий;

·        защита покупательской способности малообеспеченных нетрудоспособных граждан и семей через периодический пересмотр среднедушевого совокупного дохода, который даёт право на помощь.


Информация о работе Формирование и реализация социальной политики за рубежом