Бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 14:39, реферат

Краткое описание

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.

Оглавление

Введение.................................................................................................3
1. Содержание, значение и задачи бюджетного планирования...........5
2. Участники бюджетного процесса......................................................7
3. Составление проектов бюджетов......................................................9
4. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета…………………….16
5. Исполнение бюджетов..........................................................................27

6. Основные направления совершенствования бюджета.....................35
Список использованной литературы…………………………………..37

Файлы: 1 файл

Прогнозирование и планирование.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.

1) На первой  стадии формирования проекта  бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и среднесрочную перспективу.

2) На второй  стадии разработки федерального  бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство Российской Федерации.

Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы имеют право на получение информации не только от территориальных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из Министерства финансов РФ следующие материалы:

  • предполагаемые изменения налогообложения;
  • расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств;
  • порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств;
  • субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.

Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов субъектов Российской Федерации следующие материалы:

  • предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам;
  • порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;
  • субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.

Порядок организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ.

В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим представительным органом власти.

Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы:

  • прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;
  • прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;
  • прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год;
  • адресную инвестиционную программу на очередной год;
  • программу приватизации государственных предприятий на очередной год.

 

Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов Российской Федерации подготавливают:

 

  • структуру внутреннего долга субъекта Российской Федерации и программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;
  • программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на планируемый год;
  • оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за текущий год.

 

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ.

 

Консолидированный бюджет — объединенный бюджет территориальных единиц, регионов, образующих единую административно - территориальную совокупность (автономию, республику, государство). В отличие от государственного бюджета консолидированный бюджет не утверждается ни на законодательном, ни на каком то другом уровне, а выступает в качестве обычного свода статистических показателей.

При установлении проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации и сумм дотаций в эти бюджеты за основу берется отнюдь не каждый территориальный бюджет, а консолидированный бюджет национально - государственного и административно - территориального образования.

В первые шесть месяцев 1997 г. дефицит консолидированного бюджета был равен 4,9 % ВВП.  Доходная и расходная части консолидированного бюджета составили соответственно 20,9 % и 25,8 % ВВП. Примерно четверть всех доходов консолидированного бюджета составили в 1997 г. поступления от НДС. Вторым крупнейшим источником пополнения консолидированного бюджета остается налог на прибыль.

Крупнейшими расходными статьями консолидированного бюджета продолжают оставаться национальная экономика, образование и национальная оборона. Наибольшие расходы по статье «Национальная экономика» приходятся на жилищно-коммунальное хозяйство, которые в первой половине 1997 г. составили 3,7 % ВВП

Дня консолидированного бюджета недоимка по НДС составляет 45,7 %, по акцизам - 7,1%, по налогу на прибыль - 17,7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА

 

Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят поправки и дополнения.

Правительство Российской Федерации до 15 августа года,   предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты   сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.

1. После изучения этих документов и работы с ними Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год. Вместе с этим документом в Государственную Думу направляются:

  • предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на планируемый год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики на планируемый год;
  • прогноз сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на планируемый год;
  • прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации на планируемый год;
  • основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета субъектов Российской федерации в планируемом году;
  • порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы на планируемый год;
  • федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на планируемый год;
  • федеральная адресная инвестиционная программа на планируемый год;
  • расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на планируемый год;
  • международные договора Российской Федерации, вступившие в силу для Российской Федерации и содержащие ее финансовые обязательства на планируемый год, включая нератифицированные международные договоры Российской Федерации о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
  • программа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на планируемый год, структура внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в планируемом году;
  • структура государственного внутреннего долга Российской Федерации и программа внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита федерального бюджета;
  • программа предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на планируемый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего года;
  • программа развития государственных казенных предприятий и государственных унитарных предприятий.

Информация о работе Бюджетное планирование