Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:13, реферат
Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.
Введение 3
1. Классическая школа управления. 5
1.1.Научный подход в управлении (1885 – 1920). 5
1.2.Административный подход в управлении (1920 – 1950). 7
2. Теория человеческих отношений (1930 – 1950) 10
2.1. Поведенческие науки (1950 – по настоящее время). 10
Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. 11
Психологические закономерности управленческой деятельности. 14
Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности 17
Возможности интеллекта управленцев и других работников 21
3. Наука управления 23
(1950 – по настоящее время). 23
3.1. Процессный подход. 25
3.2. Системный подход. 28
3.3.Ситуационный подход. 29
Заключение. 38
Список использованных источников: 39
Норма-образец
— это модельное представление
идеала деятельности или поведения
членов коллектива; норма-образец с
качественно-количественными
Управленческая
эмпатия — это способность
руководителя проникать в духовный
мир подчиненных и адекватно
определять свою позицию в конкретных
ситуациях общения. Управленческая
рефлексия—это способность
Мотивация — это побуждение людей к активной деятельности, обусловленное обращением к мотивационной сфере. Мотивационную сферу личности составляют потребности, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценка, ожидаемая оценка личностью группы.
Мотивационным
управлением называется целенаправленное
воздействие руководителя на мотивационную
сферу членов коллектива преимущественно
не посредством приказов и санкций,
а посредством нормы-образца
Оптимальный мотивационный комплекс — это совокупность побуждений к деятельности в следующем соотношении: ВМ > ВПМ > ВОМ, где ВМ — внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности, ВПМ — внешняя положительная мотивация (через поощрение, “пряник”), ВОМ — внешняя отрицательная мотивация (через наказание, “кнут”).
Создание
ситуации критической самооценки (СКС)
— это генерирование такой
совокупности социально-психологических
обстоятельств, при которой члены
коллектива видят себя как бы со
стороны с обнаженными
Создание ситуации делегирования инициативы (СДИ) — это проектирование и осуществление таких управленческих процедур, при которых управленческая идея превращается в конкретную форму инициативы членов коллектива.
Создание
ситуации установки (СУ) — это проектирование
и осуществление таких
Создание организационно-деятельностной ситуации (ОДС) — это проектирование и осуществление совокупности управленческих процедур “погружения” коллектива в процесс “выращивания” нового опыта или перестройки позиции по своеобразному сценарию: — ненавязчивое приглашение коллектива к размышлению по актуальной проблеме теории и практики (такую роль пускового механизма может сыграть задача захватывающего содержания, мини-ОДИ, какая-то форма “мозговой атаки” и т. д. ); — непринужденное, очень мягкое предъявление нормы-образца деятельности для столкновения наличной позиции участников ситуации с запрограммированной в норме-образце; — перевод участников ситуации из состоянии неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности, интериоризация нормы-образца и формирование внутренней мотивации ее осуществления; — организация практической деятельности в соответствии с нормой-образцом.
Осуществление
перевода социально значимой цели в
мотив деятельности членов коллектива
(интериоризации управленческой цели)
посредством методов
Опережающая
реализация руководителем социально-
Программно-целевая
психология управления (ПЦПУ) — это
теория и практика решения традиционных
задач психологии управления на основе:
а) мотивационного программно-целевого
управления как воплощение мотивации
в структуре программно-
б)
формирования и реализации общих
и специфических качеств
Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие. Закон неопределенности отклика.
Другая его формулировка - закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия.
Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат - к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.
Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.
Это
объясняется сверхсложностью
Имеет значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя достаточно полно.
Таким образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и т.п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.
Тем
не менее любой человек как
частный представитель объектов
социальной реальности может быть познан.
И в настоящее время успешно
разрабатываются научные
Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов - осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально- чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.
Закон
расщепления смысла управленческой
информации. Любая управленческая информация
(директивы, постановления, приказы, распоряжения,
инструкции, указания) имеет объективную
тенденцию к изменению смысла
в процессе движения по иерархической
лестнице управления. Это обусловлено,
с одной стороны, иносказательными
возможностями используемого
Закон
самосохранения. Его смысл состоит
в том, что ведущим мотивом
социального поведения субъекта
управленческой деятельности является
сохранение его личного социального
статуса, его личностной состоятельности,
чувства собственного достоинства.
Характер и направленность моделей
поведения в системе
Закон
компенсации. При высоком уровне
стимулов к данной работе или высоких
требованиях среды к человеку
нехватка каких-либо способностей для
успешной конкретной деятельности возмещается
другими способностями или
Наука управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и другие.5
Управленческая
деятельность включает важнейший психологический
аспект, основы которого разработаны
академиком Петром Анохиным в теории
функциональных систем. Психическая
деятельность управленца включает стадии
анализа, принятия решения, корректировки
и оценки результатов действия.•
Уровень интеллекта управленца зависит
от качества обучаемости и степени
системной организации
Для современной управленческой и всей производственной деятельности большое значение имеют присущие человеку психические ресурсы и возможности. Раскрытию их в огромной степени способствовала теория функциональных систем, созданная академиком П.К.Анохиным, эффективное использование которой помогает активизировать поведенческую деятельность людей и целых коллективов в целях получения оптимальных для управления, производства и государства полезных результатов.
В 1935 г. выдающийся физиолог, ученик И.П.Павлова, Петр Кузьмич Анохин сформулировал новую теорию жизнедеятельности человека – теорию функциональных систем. Она оказалась универсальной не только для объяснения процессов, происходящих в живых организмах, но и в общественной среде, человеческом обществе. Она открыла новые возможности для оптимизации управленческой деятельности.
Функциональные
системы живых организмов – это
самоорганизующиеся, саморегулирующиеся
динамические организации, все компоненты
которых взаимодействуют и