Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:13, реферат
Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.
Введение 3
1. Классическая школа управления. 5
1.1.Научный подход в управлении (1885 – 1920). 5
1.2.Административный подход в управлении (1920 – 1950). 7
2. Теория человеческих отношений (1930 – 1950) 10
2.1. Поведенческие науки (1950 – по настоящее время). 10
Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. 11
Психологические закономерности управленческой деятельности. 14
Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности 17
Возможности интеллекта управленцев и других работников 21
3. Наука управления 23
(1950 – по настоящее время). 23
3.1. Процессный подход. 25
3.2. Системный подход. 28
3.3.Ситуационный подход. 29
Заключение. 38
Список использованных источников: 39
Во-первых, Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений.
Во-вторых,
каждая из управленческих концепций
и методик имеет свои сильные
и слабые стороны, и сравнительные
характеристики в случаи, когда они
применяются к конкретной ситуации.
Руководитель должен уметь предвидеть
вероятные последствия, - как положительные,
так и отрицательные,- от применения
данной методики и концепции. Приведу
простой пример. Предложение удвоить
заработную плату всем служащим в
ответ на дополнительную работу, вероятно,
вызовет значительное повышение
их мотивации на какое–то время. Но,
сравнивая прирост затрат с полученными
выгодами, мы видим, что такой путь
может привести к разорению организации. В-
В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Ситуационные
теории, давая описание того, как
подстроить организацию к конкретным
требованиям, как производить изменения
и перестановки наиболее рационально
и безболезненно, как создавать
и развивать адаптационный
Ситуационный подход - предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.10
Разработаны
четыре ситуационных модели, которые
помогли разобраться в
Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
Должностные
полномочия. Это – объём законной
власти, связанной с должностью руководителя,
которая позволяет ему
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.
Стили
руководства, ориентированные на человеческие
отношения наиболее эффективны в
умеренно благоприятных для руководителя
ситуациях. Преимущества стиля, ориентированного
на человеческие отношения – это
увеличение возможности руководителя
влиять на подчинённых, забота о подчинённых
улучшает отношения между руководителем
и подчинёнными, стимулируется личная
заинтересованность исполнителей, уменьшается
необходимость в строгом
Подход “путь-цель” Митчела и Хауса - согласно этой модели, руководитель, организуя подчинённых на осуществление поставленных целей, воздействует на пути достижения этих целей. Он изыскивает возможности к тому, чтобы сделать пути достижения своих целей лёгкими, выгодными, стремится показать личную выгоду подчинённых от достигнутого результата. Способы влияния руководителя на подчинённых для достижения цели - это:
Разъяснение того, что ожидается от подчинённого:
В модели “путь-цель” рассматриваются ряд стилей руководства:
Стиль поддержки – аналогичен стилю, ориентированному на человека и человеческие отношения. Руководитель заботится о статусе, благополучии и потребностях подчинённых. Общение руководителя с подчинёнными “на равных” просто и дружелюбно.
Инструментальный стиль – аналогичен стилю, ориентированному на работу и на задачу. Подчинённые получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и процедуры, требуя их чёткого исполнения.
Стиль,
поощряющий участие – руководитель
делится информацией с
Стиль,
ориентированный на достижения –
характеризуется поставкой
Стиль
руководства, способы и методы управления,
наиболее соответствующие ситуации,
предпочитаемой подчинёнными, зависят
от их личных качеств и от условий
среды. Если у подчинённых имеется
большая потребность в
Теория
жизненного цикла (модель ситуационного
лидерства) Поля Херси и Кена Бланшара
– согласно ей, наиболее эффективные
стили лидерства зависят от зрелости
исполнителей, их способности нести
ответственность за свое поведение,
желания осуществить
Модель принятия решений руководителем, разработанная В.Вурмом и Ф.Йеттоном. По их мнению, имеется пять стилей или методов руководства, которые может использовать лидер в зависимости от того, какова степень участия подчинённых в принятии решения. Это:
При этом для оценки ситуации используется ряд критериев, на основе которых составляется древо целей. В числе критериев такие, как:
Степень вероятности конфликта между подчинёнными при выборе альтернативы.
Хотя
ни одна из ситуационных теорий не получила
полного подтверждения в
Таким
образом, все перечисленные выше
школы внесли важный и ощутимый вклад
в управление, но поскольку они
выступали в защиту
“ единственного лучшего
Школа
науки управления использует количественные
методики. Ее влияние растет, поскольку
она рассматривается как
В данной работе подробно описывается каждый из подходов и можно сделать вывод, что :
1.процессный
подход применение ко всем
типам организации. Основные
2.Системный
подход рассматривает
3.Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные переменные, которые влияют на организацию.
Ситуационный подход часто называют “ситуационным мышлением”. С точки зрения ситуации “лучшего способа” управления не существует.