Управленческая мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:13, реферат

Краткое описание

Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.

Оглавление

Введение 3

1. Классическая школа управления. 5

1.1.Научный подход в управлении (1885 – 1920). 5

1.2.Административный подход в управлении (1920 – 1950). 7

2. Теория человеческих отношений (1930 – 1950) 10

2.1. Поведенческие науки (1950 – по настоящее время). 10

Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. 11

Психологические закономерности управленческой деятельности. 14

Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности 17

Возможности интеллекта управленцев и других работников 21

3. Наука управления 23

(1950 – по настоящее время). 23

3.1. Процессный подход. 25

3.2. Системный подход. 28

3.3.Ситуационный подход. 29

Заключение. 38

Список использованных источников: 39

Файлы: 1 файл

курсач!!!!.docx

— 69.52 Кб (Скачать)

      Во-первых, Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые  доказали свою эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного анализа, методов планирования и  контроля  и количественного методов  принятия решений.

      Во-вторых, каждая из управленческих концепций  и методик имеет свои сильные  и слабые стороны, и сравнительные  характеристики в случаи, когда они  применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные,- от применения данной методики и концепции. Приведу  простой пример. Предложение удвоить  заработную плату всем служащим в  ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение  их мотивации на какое–то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными  выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации. В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

      В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать  конкретные приемы, которые вызвали  бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем  самым обеспечивая достижение целей  организации самым эффективным  путем в условиях существующих обстоятельств.

      Ситуационные  теории, давая описание того, как  подстроить организацию к конкретным требованиям, как производить изменения  и перестановки наиболее рационально  и безболезненно, как создавать  и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных  подходов к управлению. Наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство  менеджеров понять ситуацию, вскрыть  ее характеристики и выбрать соответствующее  управление, а уж потом следовать  научным рекомендациям в области  управления, носящих универсальный  и обобщающий характер.

Ситуационные  модели

      Ситуационный  подход - предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.10

      Разработаны четыре ситуационных модели, которые  помогли разобраться в сложностях процесса руководства. Ситуационная модель руководства Фидлера явилась  важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила  внимание на ситуации и выявила три  фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

      Отношение между руководителями и членами  коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие  своему руководителю и привлекательность  личности руководителя для исполнителей.

Структура задачи. Подразумевает привычность  задачи, чёткость и формулировки и  структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

      Должностные полномочия. Это – объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а так же уровень  поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

      Фидлер  считал, что хотя каждой ситуации соответствует  свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.

      Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения наиболее эффективны в  умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. Преимущества стиля, ориентированного на человеческие отношения – это  увеличение возможности руководителя влиять на подчинённых, забота о подчинённых  улучшает отношения между руководителем  и подчинёнными, стимулируется личная заинтересованность исполнителей, уменьшается  необходимость в строгом надзоре, минимизирован риск потери контроля.

      Подход  “путь-цель” Митчела и Хауса   - согласно этой модели, руководитель, организуя подчинённых на осуществление  поставленных целей, воздействует на пути достижения этих целей. Он изыскивает возможности к тому, чтобы сделать  пути достижения своих целей лёгкими, выгодными, стремится показать личную выгоду подчинённых от достигнутого результата. Способы влияния руководителя на подчинённых для достижения цели - это:

Разъяснение того, что ожидается от подчинённого:

  1. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
  2. Направление усилий подчинённых на достижение цели.
  3. Формирование у подчинённых таких потребностей, которые могут быть удовлетворены.
  4. Удовлетворение потребностей подчинённых, когда цель достигнута.

   В модели “путь-цель” рассматриваются  ряд стилей руководства:

   Стиль поддержки – аналогичен стилю, ориентированному на человека и человеческие отношения. Руководитель заботится о статусе, благополучии и потребностях подчинённых. Общение руководителя с подчинёнными “на равных” просто и дружелюбно.

   Инструментальный  стиль – аналогичен стилю, ориентированному на работу и на задачу. Подчинённые  получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и процедуры, требуя их чёткого  исполнения.

   Стиль, поощряющий участие – руководитель делится информацией с подчинёнными и использует их идеи и предложения  для принятия решений группой. Акцентирует  внимание на консультации. 

   Стиль, ориентированный на достижения –  характеризуется поставкой перед  подчинёнными напряженной цели и  ожиданием того, что они будут  работать в меру всех своих возможностей. Руководитель требует от подчинённых  работать в полную меру их возможностей и одновременно убеждает их, что  это им по силам.

   Стиль руководства, способы и методы управления, наиболее соответствующие ситуации, предпочитаемой подчинёнными, зависят  от их личных качеств и от условий  среды. Если у подчинённых имеется  большая потребность в самоуважении и высоко чувство принадлежности к фирме – предпочтительнее поддержка. Однако если у сотрудников существует сильная потребность  в самовыражении  и автономии, то предпочтительнее инструментальный способ управления.

   Теория  жизненного цикла  (модель ситуационного  лидерства) Поля Херси и Кена Бланшара – согласно ей, наиболее эффективные  стили лидерства зависят от зрелости исполнителей, их способности нести  ответственность за свое поведение, желания осуществить поставленную цель, а так же от образования  и опыта в решении конкретных задач. Причем зрелость исполнителей зависит  от конкретной задачи и определяется руководителем.

   Модель  принятия решений руководителем, разработанная  В.Вурмом и Ф.Йеттоном. По их мнению, имеется пять стилей или методов  руководства, которые может использовать лидер в зависимости от того, какова степень участия подчинённых  в принятии решения. Это:

  1. Руководитель сам принимает решения, используя имеющуюся информацию.
  2. Руководитель принимает решение на основе информации, предоставленной подчинёнными, сообщая им или нет о сути проблемы.
  3. Руководитель излагает проблему подчинённым, выслушивает все их мнения, а потом сам принимает решение.
  4. Руководитель представляет проблему группе подчинённых, которая и обсуждает, а затем сам принимает решение.
  5. Руководитель излагает проблему группе подчинённых, ищет совместно с ней решение и принимает наиболее приемлемое из всех.

   При этом для оценки ситуации используется ряд критериев, на основе которых  составляется древо целей. В числе  критериев такие, как:

  1. Значения качества решения.
  2. Наличие достаточной информации и опыта у руководителей для принятия качественного решения.
  3. Степень структурированности проблемы.
  4. Согласие подчинённых с целями фирмы и их желанием участвовать в выполнении решения.
  5. Уверенность, что автократическое решение лидера получит поддержку у подчинённых.
  6. Заинтересованность сотрудников в достижении цели.

   Степень вероятности конфликта между  подчинёнными при выборе альтернативы.

   Хотя  ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно  ситуации, не вызывает сомнений. Все  вышеописанные модели ситуационного  стиля руководства, обращая главное  внимание на воздействие внешних  факторов, дополняют друг друга в  понимании феномена лидерства.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

      Таким образом, все перечисленные выше школы внесли важный и ощутимый вклад  в управление, но поскольку они  выступали  в защиту                    “ единственного лучшего способа”, рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

      Школа науки управления использует количественные методики. Ее влияние растет, поскольку  она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой  концептуальной основе процессуального, системного и ситуационного подходов.

      В данной работе подробно описывается  каждый из подходов и можно сделать  вывод, что :

   1.процессный  подход применение ко всем  типам организации. Основные функции  являются планирование, организация,  мотивация и контроль. Коммуникации  и принятие решения считаются  связующими процессами, поскольку  они требуются для реализации  всех основных четырех функций.

   2.Системный  подход рассматривает организацию  как открытую систему, состоящую  из нескольких взаимосвязанных  подсистем. Теория систем помогает  руководителям понять взаимозависимость  между отдельными частями организации  и между организацией и средой, окружающей ее.

   3.Ситуационный  подход расширил практическое  применение теории систем, определив  основные переменные, которые влияют  на организацию.

Ситуационный  подход часто называют “ситуационным  мышлением”. С точки зрения ситуации “лучшего способа” управления не существует.

 

Список  использованных источников:

    1. Алексеев  А.А., Государство и право –  Изд. Проспект ,2010-152с.
    2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 138 с.
    3. Основополагающие идеи в менеджменте”. М; “Дело” 2001 г.     
    4. Плахова Л.В., Анурина Т.М., Легостаева С.А Основы менеджмента –М.:Изд. КноРус ,2010,-488с.
    5. Под ред. О.И. Чистякова, История отечественного государства и права. В 2 ч. Ч. 2. 5-е изд., стер,2009,-511с.
    6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высш. школа , 2000.

Информация о работе Управленческая мысль