Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:13, реферат
Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.
Введение 3
1. Классическая школа управления. 5
1.1.Научный подход в управлении (1885 – 1920). 5
1.2.Административный подход в управлении (1920 – 1950). 7
2. Теория человеческих отношений (1930 – 1950) 10
2.1. Поведенческие науки (1950 – по настоящее время). 10
Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. 11
Психологические закономерности управленческой деятельности. 14
Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности 17
Возможности интеллекта управленцев и других работников 21
3. Наука управления 23
(1950 – по настоящее время). 23
3.1. Процессный подход. 25
3.2. Системный подход. 28
3.3.Ситуационный подход. 29
Заключение. 38
Список использованных источников: 39
1.Где
мы находимся в настоящее
2.Куда
мы хотим двигаться? Оценивая
возможности и угрозы в
3.Как
мы собираемся сделать это?
Руководители должны решить
Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Планирование в организации не представляет собой отдельного события в силу двух существенных причин. Во - первых хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели.
Вторая
причина, по которой планирование должно
осуществляться непрерывно - это
постоянная неопределенность будущего.
В силу изменений в окружающей
среде или ошибок в суждениях,
события могут разворачиваться
не так, как это предвидело руководство
при выработке планов. Поэтому
планы необходимо пересматривать, чтобы
они согласовывались с
2.Организация.
Организовывать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.
Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению.
3.Мотивация.
Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая современная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
Руководители
узнали, что мотивация, т.е. создание
внутреннего побуждения к действиям,
является результатом сложной
4.Контроль.
Контроль
– это процесс обеспечения
того, что организация действительно
достигает своих целей. Существует
три аспекта управленческого
контроля. Установление стандартов –
это точное определение целей, которые
должны быть достигнуты в обозначенный
отрезок времени. Оно основывается
на планах, разработанных в процессе
планирования. Второй аспект – это
измерение того, что было в действительности
достигнуто за определенный период, и
сравнение достигнутого с ожидаемыми
результатами. Третья фаза, где предпринимательские
действия, если это необходимо, подвергаются
коррекции серьезных отклонений
от первоначального плана.
Применение теории систем облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.
Система
– это некоторая целостность,
состоящая из взаимозависящих частей,
каждая из которых вносит свой вклад
в характеристики целого.
1.Открытие и закрытие системы.
Существует два основных типа систем : закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая
система характеризуется
Руководители
в основном занимаются системами
открытыми, потому что все организации
являются открытыми системами. Выживание
любой организации зависит от
внешнего мира.
2.Подсистемы.
Понятие
подсистемы – это важное понятие
в управлении. Подсистемы в свою
очередь могут состоять из более
мелких подсистем. Поскольку все
они взаимосвязаны, неправильное функционирование
даже самой маленькой подсистемы
может повлиять на систему в целом.
Работа каждого отдела и каждого
работника в организации очень
важна для успеха организации
в целом.
3.Переменные и системный подход.
Теория
систем сама по себе еще не говорит
руководителям, какие же именно элементы
организации как системы
Основные положения
Согласно
ситуационной теории, менеджерам необходимо
определить подход, который будет
легче всего служить им в данной
ситуации и поможет достигнуть их
управленческих целей. Например, столкнувшись
с задачей увеличения выпуска
продукции обувной фабрики, менеджеры,
которые привержены случайному подходу,
анализируют как научное
Следующее,
что они могут сделать –
изучить время операций на производственной
обувной линии в классическом
стиле Тейлора или Гилбреттов,
подбирая техническое решение проблемы
путем разделения труда. Но что, если
необходимость в увеличении производства
является временной? В этом случае менеджеры
могут подыскивать
На
примере обувной фабрики
Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию.
Внутренняя среда является средой внутри организации.
Согласно ситуационному подходу, менеджеры должны знать о взаимодействии между этими двумя средами. Завод, производящий автомобили имеет внутреннюю среду, состоящую из всех подразделений, вовлеченных в сборку автомобиля. Но менеджер может быть также связан с внешней средой, которая влияет на производство автомобилей. Например, потребность общества в охране окружающей среды потребовала изобретения безопасных и эффективных топливных выхлопных систем. Внешняя среда, конечно, не ограничивается “окружающими представлениями “? Она включает все факторы (исключая вовлеченные во внутреннюю деятельность компании), которые могут воздействовать на фирму, в том числе многообразные правительственные воздействия.
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторов, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.
Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.
Технология
во многом определяет и степень взаимозависимости
среди различных сегментов
Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.
Человеческие ограничения отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных факторов здесь состоит в определении мотивации групп рабочих. Интересуются ли они заработной платы и гарантией работы? Или работники больше заинтересованны в продвижении, личном развитии и в отношении к их личности?
Системный
подход придает особое значение объединению
связей между различными организациями.
Заостряя свое внимание на характере
этих связей, ситуационный подход актуализировал
эту проблему. В результате ситуационный
подход сегодня является передовым
подходом в управленческой мысли. Однако
и этот подход подвергается критики.
Некоторые считают, что у него
недостаточно теоретическое обоснование,
которое проявляется в
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации: