Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:13, реферат
Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.
Введение 3
1. Классическая школа управления. 5
1.1.Научный подход в управлении (1885 – 1920). 5
1.2.Административный подход в управлении (1920 – 1950). 7
2. Теория человеческих отношений (1930 – 1950) 10
2.1. Поведенческие науки (1950 – по настоящее время). 10
Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. 11
Психологические закономерности управленческой деятельности. 14
Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности 17
Возможности интеллекта управленцев и других работников 21
3. Наука управления 23
(1950 – по настоящее время). 23
3.1. Процессный подход. 25
3.2. Системный подход. 28
3.3.Ситуационный подход. 29
Заключение. 38
Список использованных источников: 39
Функциональные
системы представляют объективную
реальность. Их становление и
Функциональные
системы, определяющие своей саморегулирующейся
деятельностью устойчивость различных
полезных для организма
П.К.Анохиным
раскрыта центральная системная
архитектоника, определяющая поведенческую
и психическую деятельность живых
существ, в том числе и человека.
Психическая деятельность согласно
теории функциональных систем строится
системной центральной
Динамика поведенческой и психической деятельности строится дискретными “системоквантами” – от потребности к ее удовлетворению. Каждый “системоквант” психической деятельности включает формирование потребности, мотивацию, программирование деятельности, поведение, направленное на достижение этапных и конечных результатов и постоянную оценку полученных результатов с помощью обратных связей. Системная архитектоника определяет внутреннюю сущность “системоквантов”.
При
достижении потребных результатов
поступающая в мозг обратная афферентация
формирует на его структурах информационные
отпечатки параметров результатов.
Эти следы памяти – энграммы –
при последующем очередном
Общие принципы построения функциональных систем могут быть использованы для оптимальной организации отдельных видов управленческой и производственной деятельности. При этом ведущая ориентация коллектива производства должна быть прежде всего направлена на получение оптимального для производства и государства в целом полезного результата. Из этого следует ведущий принцип системной организации производства – четкая параметризация результата. Она включает его физические, химические и информационные свойства, его цену, значение для производства и общества в целом, его товарный вид, эстетические и другие качества. В зависимости от свойств и реализации результата деятельности обеспечивается устойчивость и развитие производства.
Динамика работы производства строится “системоквантами” – от потребности к ее удовлетворению.
Для получения оптимального результата производственной деятельности необходима системная организация самого производства и входящих в него подразделений. В нем должны быть отделы, оценивающие потребность производства, действие окружающей среды и постоянно учитывающие исторический, общественный и индивидуальный опыт данного производства, опыт других аналогичных производств, т.е. аналоги афферентного синтеза по П.К.Анохину. Особо важным является подразделение, специалисты которого принимают ответственные решения, касающиеся развития и деятельности производства.
Решение
есть неизбежное следствие афферентного
синтеза. Это выбор из многих возможностей
той одной, которая способна обеспечить
наилучший эффект и результат
для производства. Процесс принятия
решения является результатом тонкой
и высококвалифицированной
При
принятии решения важная роль принадлежит
мотивации. Она определяет и устанавливает
форму принятия решения, тип решения,
его общие очертания, иными словами,
генеральную линию
Особо значимы отделы планирования и оценки достигнутых результатов – аналоги аппарата акцептора результата действия в функциональных системах. Эти отделы формируют план работы производства, учитывающий его материальные и духовные возможности, связи с другими предприятиями, возможных соисполнителей и конкурентов.
На
основе плана и перспективных
программ работают отделы, определяющие
конкретную деятельность предприятия
– аналоги “эфферентного
В
случае затруднений в достижении
требуемых результатов
Системноорганизованное производство обладает, таким образом, жестким и динамичным программированием своей деятельности.6
Не
менее значимым является вопрос о
том, как правильно оценить
Системная
архитектоника психических
Модель выполняет следующие функции.
Самостоятельно
на основе заданных потребностей ставит
задачи по их удовлетворению, определяет
способы и пути достижения испытуемыми
требуемых результатов в жестко
детерминированной и
Обучается на основе многократного запечатления параметров потребных результатов на структурах аналога акцептора результата действия и формирования энграмм памяти.
Программирует свойства требуемых результатов в соответствии с заданной конструктором программой и при самостоятельном обучении.
Оценивает
интуитивную и сознательную деятельность
испытуемых на различных стадиях
системной архитектоники
Модель
“детектор интеллекта”
Поведение испытуемых оценивали путем сопоставления их выбора действий с поведением модели, реализованной в виде алгоритма для ЭВМ.
При
сопоставлении поведения
Модель
позволила динамически
С помощью модели оказалось возможным определять “индивидуальный почерк” работы каждого испытуемого при их результативной деятельности.
Как показали исследования, небольшой процент испытуемых показал низкую обучаемость. Одним из нарушений стадии афферентного синтеза и принятия решения для таких испытуемых был стереотипный выбор действий, следовавших друг за другом в одном и том же порядке.
У
другой группы испытуемых наблюдалась
низкая обучаемость, объясняемая не
стереотипным выбором действий, а
случайным их выбором. В модели такой
выбор действий воспроизводился
при нарушении стадии принятия решения
и предвидения потребного результата
– акцептора результатов
Наилучшей обучаемостью отличалась группа испытуемых, которая успешно воспроизводила все стадии системной организации психической деятельности.
Полученные
при исследовании испытуемых-учащихся
показатели были сопоставлены с их
успеваемостью и оценкой
Получаемые
с помощью модели “детектор интеллекта”
данные позволяют выявлять лиц со
специальными способностями к принятию
решений, построению целей деятельности
и оценкой результатов
С помощью предварительного тестирования на модели “детектор интеллекта” в каждый производственный отдел, таким образом, подбираются люди с соответствующими системными способностями.
Кроме
того, в процессе результативной производственной
деятельности необходимо оценивать, какой
ценой в плане изменения
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления.
Ключевой
характеристикой науки
Влияние
науки управления или количественного
подхода было значительно меньше,
чем влияние поведенческого направления,
отчасти потому, что гораздо большее
число руководителей ежедневно
сталкивается с проблемами человеческих
отношений, человеческого поведения,
чем с проблемами, которые являются
предметом исследования операций. Однако,
в настоящее время положение
быстро меняется, так как все больше
школ бизнеса предлагает курсы количественных
методов и применения компьютеров.8
Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое – то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.
Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций : планирования, организации, мотивации и контроля.
1.Планирование.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По своей сути, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса :