Участники исполнения федерального бюджета, их функции и взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - дать целостную картину взаимодействия участников казначейского исполнения федерального бюджета при выполнении ими своих полномочий.
Для достижения данной цели перед нами поставлены следующие задачи:
- изучить особенности казначейской системы исполнения федерального бюджета;
- выяснить правовые основы казначейского исполнения федерального бюджета;
- рассмотреть основные функции участников исполнения федерального бюджета по доходам;
- проанализировать взаимодействие участников при исполнении федерального бюджета по доходам;
- выявить основные функции участников исполнения федерального бюджета по расходам;
- изучить процесс взаимодействия участников исполнения федерального бюджета по расходам.

Оглавление

Введение 3
1. Организационно - правовые основы казначейского исполнения федерального бюджета
2. Участники исполнения федерального бюджета по доходам, их функции и взаимодействие
3. Участники исполнения федерального бюджета по расходам, их функции и взаимодействие 22
Заключение 30
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ на защиту.docx

— 60.09 Кб (Скачать)

- осуществление краткосрочного  прогнозирования объемов государственных  финансовых ресурсов, а также  оперативное управление этими  ресурсами в пределах установленных  на соответствующий период государственных  расходов;

- сбор, обработка и анализ информации  о состоянии государственных  финансов, представление высшим  законодательным и исполнительным  органам государственной власти  и управления РФ отчетности  о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

- управление и обслуживание  совместно с Центральным банком  РФ и другими уполномоченными  банками государственного внутреннего  и внешнего долга РФ;

- разработка методических и  инструктивных материалов, порядка  ведения учетных операций по  вопросам, относящимся к компетенции  казначейства, обязательных для  органов государственной власти  и управления, предприятий учреждений  и организаций, включая организации,  распоряжающиеся средствами государственных  (федеральных) внебюджетных фондов;

- ведение операций по учету  государственной казны.

Основным принципом казначейского  исполнения бюджета является принцип  единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета  на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов с  единого счета. Этот принцип - важное условие, характеризующее казначейское исполнение бюджета.

По нашему мнению, сущность казначейского исполнения бюджетов раскрывается в основном через следующие присущие такому их исполнению особенности:

- функционирование единого счета  соответствующего бюджета;

- осуществление операций по  распределению поступлений в  бюджетную систему РФ по ее  уровням через органы Федерального  казначейства на счета соответствующих  бюджетов;

- применение системы лицевых  счетов, отражающих движение бюджетных  средств на счетах бюджетных  организаций, открытых в кредитных  учреждениях;

- доведение финансирования непосредственно  (без посредников) до конечных  бюджетополучателей;

- повышение оперативности и  качества предварительного и  текущего контроля за расходованием  бюджетных средств;

- широкое внедрение автоматизированных  систем в расчетах и обеспечении  информационных потоков;

- обязательность осуществления  и учета кассовых операций  органами Федерального казначейства.

Все эти составляющие «казначейского исполнения бюджетов» включают использование  казначейских методов и технологий, в том числе по проведению и  учету кассовых операций (поступлениям и выплатам)[12, с.187].

С точки зрения казначейского метода, главное в нем то, что бюджетные  средства не только концентрируются  для управления ими у финансового  органа соответствующего исполнительного  органа власти на едином счете (или  счетах) данного бюджета, находящихся  в учреждении банка, а также с  отражением на едином казначейском счете  в органе федерального казначейства, но и распределяются до конечных получателей  бюджетных средств. Это позволяет  иметь также возможность управлять  остатками бюджетных средств  и устанавливать контроль за обоснованностью  цен, тарифов на оплату товаров и  услуг.

С целью установления правил организации деятельности по реализации полномочий приказом Федерального казначейства от 10 апреля 2006 г. № 5н утвержден Регламент  Федерального казначейства. В общих  положениях Регламента предусмотрена  разработка Федеральным казначейством  и утверждение Минфином России административных регламентов исполнения государственных  функций, предусмотрена разработка должностных регламентов государственных  гражданских служащих Федерального казначейства.

В процессе исполнения полномочий по реализации государственных функций  Федеральное казначейство руководствуется  нормативными правовыми актами, принимаемыми Минфином России.

Важнейшими приказами  Министерства финансов РФ, по данному  вопросу можно считать: приказ Минфина  России от 5 сентября 2008 г. N 92н "Об утверждении  Порядка учета Федеральным казначейством  поступлений в бюджетную систему  Российской Федерации и их распределения  между бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации" и от 30 сентября 2008 г. N 104н "О Порядке доведения  бюджетных ассигнований, лимитов  бюджетных обязательств при организации  исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и  передачи бюджетных ассигнований, лимитов  бюджетных обязательств при реорганизации  участников бюджетного процесса федерального уровня".

Кроме того большое значение имеет приказ Федерального казначейства от 23 августа 2010 года № 7н "О порядке  открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и  его территориальными органами". В данном документе определятся  виды лицевых счетов, порядок открытия, переоформления и закрытия лицевых  счетов отдельно для участников бюджетного процесса федерального уровня, субъектов  РФ и муниципальных образований.

Мы заметили, что в Бюджетном  кодексе РФ и в других нормативно-правовых актах нет точного определения  понятия «казначейское исполнение бюджета». На наш взгляд, наиболее точное и полное определение И. Г. Акперова, «казначейское исполнение бюджета - это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими»[12. c.16]. 

2. Участники исполнения федерального бюджета по доходам, их функции и взаимодействие

 

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

В соответствии со статьей 218 Бюджетного кодекса Российской федерации  исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- зачисление на единый  счет бюджета доходов от распределения  налогов, сборов и иных поступлений  в бюджетную систему Российской  Федерации, распределяемых по  нормативам, действующим в текущем  финансовом году, со счетов органов  Федерального казначейства;

- возврат излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за  несвоевременное осуществление  такого возврата и процентов,  начисленных на излишне взысканные  суммы;

- зачет излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

- уточнение администратором  доходов бюджета платежей в  бюджеты бюджетной системы Российской  Федерации;

- перечисление Федеральным  казначейством средств, необходимых  для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов, сборов  и иных платежей, а также сумм  процентов за несвоевременное  осуществление такого возврата  и процентов, начисленных на  излишне взысканные суммы, с  единых счетов соответствующих  бюджетов на соответствующие  счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений  и их распределения между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации, в порядке, установленном  Министерством финансов Российской  Федерации.

Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета  являются:

а) Правительство РФ;

б) Министерство финансов РФ;

в) Федеральное казначейство;

г) органы, осуществляющие сбор доходов  бюджета (администраторы доходов);

д) Банк России;

е) Счетная палата РФ;

ж) Федеральная служба финансового  бюджетного надзора;

з) Государственные внебюджетные фонды.

Правительство РФ- это высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ. При исполнении федерального бюджета, как по доходам, так и по расходам, к полномочиям Правительства РФ относится[2, ст.15]:

- осуществление подготовки и  принятие нормативно-правовых актов,  обеспечивающих исполнение бюджета;

- обеспечивает текущий контроль  за исполнением бюджета;

- информирует Государственную  Думу о ходе исполнения федерального  бюджета, и предоставляет отчет  об исполнении федерального бюджета; 

- в установленные сроки  предоставляет необходимую информацию  в Счетную палату Российской  Федерации при осуществлении  ею контроля за исполнением  федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности и по другим государственно значимым вопросам. Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими полномочиями, при исполнении федерального бюджета по доходам[7, ст.2]:

- осуществляет методологическое  руководство в области исполнения федерального бюджета по доходам;

- устанавливает порядок  составления бюджетной отчетности  федерального бюджета, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;

- устанавливает единую  методологию бюджетной классификации  Российской Федерации и бюджетной  отчетности;

- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением федерального бюджета по доходам.

- другие полномочия.

Федеральное казначейство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов РФ. Федеральное казначейство обладает следующими полномочиями при исполнении федерального бюджета по доходам[1, ст.166.1]:

- производит распределение  доходов от налогов, сборов  и иных поступлений с учетом  возвратов (зачетов, уточнений)  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм, а также сумм  процентов за несвоевременное  осуществление такого возврата  и процентов, начисленных на  излишне взысканные суммы, между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом  году, и их перечисление на единый счет бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

- перечисляет средства, необходимые  для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов, сборов  и иных платежей, а также сумм  процентов за несвоевременное  осуществление такого возврата  и процентов, начисленных на  излишне взысканные суммы, с  единого счета федерального бюджета на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

- открывает в Центральном  банке Российской Федерации и  кредитных организациях счета  по учету средств федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с Бюджетным кодексом осуществляется Федеральным казначейством, устанавливает режим этих счетов;

- осуществляет управление  операциями со средствами на  едином счете федерального бюджета  в установленном им порядке;

- устанавливает порядок  кассового обслуживания исполнения  федерального бюджета;

- осуществляет в установленном  им порядке открытие и ведение  лицевых счетов для учета операций  администраторов доходов бюджетов;

- осуществляет иные полномочия.

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями[1, ст.160.1]:

- формирует перечень подведомственных  ему администраторов доходов  бюджета;

- представляет сведения для составления  и ведения кассового плана;

Информация о работе Участники исполнения федерального бюджета, их функции и взаимодействие