Теоретические основы бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе были поставлены следующие задачи:
1. изучение теоретических основ бюджетирования;
2. анализ финансового состояния организации ОАО «Вимм-Билль- Данн»;
3. анализ существующей системы бюджетирования ОАО «Вимм- Билль-Данн»

Оглавление

1 Теоретические основы бюджетирования 5
1.1 Экономическая сущность и основные принципы бюджетирования 5
1.2 Организация процесса бюджетирования. Основные нормативные документы,
регулирующие процесс бюджетирования. 10
1.3. Технология формирования бюджета..... 15
Глава 2, Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вимм-
Билль-Данн» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика открытого акционерного общества
«Вимм-Билль-Данн» 23
2.2 Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности
ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2008-2010 годы 30
2.3. Организация учетной работы в ОАО «Вимм-Билль-Данн» 39
Глава 3. Организация системы бюджетирования на примере ОАО «Вимм- Билль-Данн» 42
3.1. Технология составления бюджета организации ОАО «Вимм-Билль-Данн» 42
3.2. Совершенствование системы бюджетирования в ОАО «Вимм-Билль-Данн» 50
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Файлы: 1 файл

1 Теоретические основы бюджетирования.doc

— 701.50 Кб (Скачать)

J.v.^v.uumu wii AiVJ \SJ X XX JUjJVJl nVJJWiVI, ДЛЛ

его обоснования используется несколько  методов, а затем на основе качественного анализа формулируется консенсус-прогноз - как наиболее вероятное предположение о будущей динамике объемов продаж и цен.

В основе прогноза продаж лежат следующие  факторы:

^ прошлые данные об объемах  продаж;

S перспективы ценовой политики;

S задолженность по выполненным заказам;

S исследование рынка;

S общие экономические условия;

S экономические условия в отрасли;

S движение таких индикаторов, как валовой национальный продукт, занятость, цены и персональные доходы;

•S реклама и условия продвижения продукта;

S отраслевая конкуренция;

S рынок акций.

Методика составления бюджета  продаж в ОАО «Вимм-Билль-Данн»  предполагает применение различных  методов планирования, которые позволяют  сформулировать общий, так называемый консенсус-прогноз, на основе качественного анализа ранее разработанных прогнозов.

Таблица 10 - Бюджет продаж ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Показатель

Декабр ь

Январ ь

Феврал ь

Март

Апрел ь

Май

Июнь

Запланированные продажи, тыс. шт.

         

Продукция А

300

300

300

300

300

300

300

Продукция Б

100

100

100

110

110

120

120

Цена за единицу, руб./шт.

           

Продукция А

31

31

31

31

31

31

31

Продукция Б

48

48

48

48

48

48

48




 

Всего

14100

14100

14100

14580

14580

15060

15060

Продукция А

9300

9300

9300

9300

9300

9300

9300

Продукция Б

4800

4800

4800

5280

5280

5760

5760




 

Далее составляется бюджет поступлений  денежных средств. Он непосредственно  планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления.

Таблица 11 - Бюджет поступлений денежных средств

Показатель

продажи

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Дебиторская

 

1200

11070

13890

15300

15636

15732

16116

задолженность на

             

начало месяца, тыс.

             

руб.

               

Выручка от продаж,

14100

14100

14100

14580

14580

15060

15060

тыс. руб.

               

Поступления ДС

4230

11280

12690

14244

14484

14676

14964

всего

               

поступления от продаж каждого месяца

         

декабрь

14100

4230

7050

1410

1410

     

январь

14100

 

4230

7050

1410

1410

   

февраль

14100

   

4230

7050

1410

1410

 

март

14580

     

4374

7290

1458

1458

апрель

14580

       

4374

7290

1458

май

15060

         

4518

7530

июнь

15060

           

4518

Дебиторская

 

11070

13890

15300

15636

15732

16116

16212

задолженность на

             

конец месяца

             



 

Следующим этапом процесса бюджетирования в ОАО «ВБД» является составление  бюджета производства. В нем определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах  готовой продукции. Бюджет производства формируется в натуральных показателях и денежном выражении. Для ОАО «ВБД» предполагается, что наиболее оптимальной является величина запаса готовой продукции в размере 20% от объема продаж следующего квартала. Запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода.

Таблица 12 - Бюджет производства ОАО  «Вимм-Билль-Данн»

Показатель

Декабр ь

Январ ь

Феврал ь

Март

Апрел ь

Май

Июнь

Запланированные продажи, тыс. шт.

         

Продукция А

300

300

300

300

300

300

300

Продукция Б

100

100

100

110

110

120

120

Запас на конец месяца

           

Продукция А

18

18

18

18

18

18

18

Продукция Б

6

6

6,6

6,6

7,2

7,2

7,8

Запас на начало месяца

           

Продукция А

18

18

18

18

18

18

18

Продукция Б

6

6

6

6,6

6,6

7,2

7,2

Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению

   

Продукция А

300

300

300

300

300

300

300

Продукция Б

100

100

100,6

110

110,6

120

120,6




 

Бюджет прямых затрат на материалы  базируется на производственном плане, то есть на основе плановой величины валового выпуска калькулируется потребность в материалах. Он представляет собой количественное выражение планов относительно прямых затрат ОАО «ВБД» на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Методика составления исходит из следующего:

  1. все затраты подразделяются на прямые и косвенные;
  2. прямые затраты на сырье и материалы - затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт;
  3. бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж;
  4. объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;
  5. бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

Таблица 13 - Бюджет прямых материальных затрат

Показатель

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению

   

продукция А

300

300

300

300

300

300

300

продукция Б

100

100

100,6

110

110,6

120

120,6

Прямые материальные затраты на 1 п

эодукцию, руб./шт.

     

продукция А

3

3

3

-> J

3

3

3

продукция Б

5

5

5

5

5

5

5

Прямые материальные затраты всего, тыс. руб.

1400

1400

1403

1450

1453

1500

1503

продукция А

900

900

900

900

900

900

900

продукция Б

500

500

503

550

553

600

603




 

Бюджет потребностей в материалах или бюджет закупок в ОАО «ВБД»  составляют в натуральном и стоимостном  выражении. Его цель - определение  количества материалов, необходимых  для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода. Бюджет закупок материалов в ОАО «ВБД» разрабатывается исходя из того, что запасы материалов на конец периода составляют 40% от потребности в материалах следующего периода. Это условие необходимо для бесперебойной поставки сырья в производство. Составление бюджета закупок и запасов начинается со сбора необходимых данных. К таковым относятся:

    1. Объёмы продаж (ед.)
    2. Закупочные цены на период
    3. Ставки НДС
    4. Нормы запасов товаров и материалов (%)
    5. План расхода материалов (ед.)

Таблица 14 - Бюджет закупок

Показатель

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Потребность в материалах всего, тыс. руб.

1400

1400

1403

1450

1453

1500

1503

Запас на конец периода, тыс. руб.

210

210,45

217,5

217,95

225

225,45

232,5




 

Взаимосвязь представленных бюджетов:

Рисунок 3 - Взаимосвязь бюджетов ОАО  «Вимм-Билль-Данн» Организация бюджетирования на предприятии во многом определяет эффективность его работы, т.е. при  осуществлении бюджетирования появляется возможность четко определять количественные параметры деятельности. В то же время эта модель организации внутрифирменного финансового планирования является не гибкой по отношению к меняющейся окружающей среде.



 

Неоспоримыми преимуществами внедрения  модели бюджетирования является то, что благодаря построению бюджетного планирования не только повышается эффективность работы предприятия, обеспечивается регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и появляется возможность:

S Выявить и проконтролировать все финансовые потоки предприятия;

Эффективнее управлять затратами  на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;

Оптимизировать налогообложение; S Управлять документооборотом внутри предприятия;

^л1;алопии iipwujicivnjw ^иьремсинш и финансового планирования является ориентация руководства на ограничение бюджетирования составлением определенного набора бюджетов на краткосрочный период без ориентации на долгосрочную перспективу, что затрудняет стратегические развитие предприятия. Главной проблемой, стоящей на пути развития предприятий является необходимость увязки стратегии и тактики. Одним из вариантов решения данной проблемы является применение сбалансированной системы показателей.

Таким образом, бюджетирование является ключевым элементом системы внутрифирменного контроля. Бюджетный контроль позволяет оперативно отслеживать отклонения от заданных целевых значений и выявлять тенденции развития компании.

3.2. Совершенствование системы бюджетирования  в ОАО «Вимм-Билль- Данн»

Чтобы оставаться успешным, бизнесу  недостаточно находиться «в режиме реального  времени». Постоянные изменения рынка  требуют от менеджмента компаний адекватных инструментов, способных  устранить окружающую неопределенность и взять под контроль будущее состояние бизнеса. Одним из наиболее эффективных инструментов контроля будущего состояния компании является бюджетирование.

Принятие управленческих решений  на современных предприятиях невозможно без внедрения эффективной системы  бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности. Эффективной системой бюджетирования является та, при которой плановый прогноз (расчет) имеет отклонение от фактического результата менее чем на 5%. При таком варианте затраты распределяются более точно и планомерно, в пределах нормы.

Информация о работе Теоретические основы бюджетирования