Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа
В данной работе были поставлены следующие задачи:
1. изучение теоретических основ бюджетирования;
2. анализ финансового состояния организации ОАО «Вимм-Билль- Данн»;
3. анализ существующей системы бюджетирования ОАО «Вимм- Билль-Данн»
1 Теоретические основы бюджетирования 5
1.1 Экономическая сущность и основные принципы бюджетирования 5
1.2 Организация процесса бюджетирования. Основные нормативные документы,
регулирующие процесс бюджетирования. 10
1.3. Технология формирования бюджета..... 15
Глава 2, Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вимм-
Билль-Данн» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика открытого акционерного общества
«Вимм-Билль-Данн» 23
2.2 Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности
ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2008-2010 годы 30
2.3. Организация учетной работы в ОАО «Вимм-Билль-Данн» 39
Глава 3. Организация системы бюджетирования на примере ОАО «Вимм- Билль-Данн» 42
3.1. Технология составления бюджета организации ОАО «Вимм-Билль-Данн» 42
3.2. Совершенствование системы бюджетирования в ОАО «Вимм-Билль-Данн» 50
Заключение 57
Список использованной литературы 59
J.v.^v.uumu wii AiVJ \SJ X XX JUjJVJl nVJJWiVI, ДЛЛ
его обоснования используется несколько методов, а затем на основе качественного анализа формулируется консенсус-прогноз - как наиболее вероятное предположение о будущей динамике объемов продаж и цен.
В основе прогноза продаж лежат следующие факторы:
^ прошлые данные об объемах продаж;
S перспективы ценовой политики;
S задолженность по выполненным заказам;
S исследование рынка;
S общие экономические условия;
S экономические условия в отрасли;
S движение таких индикаторов, как валовой национальный продукт, занятость, цены и персональные доходы;
•S реклама и условия продвижения продукта;
S отраслевая конкуренция;
S рынок акций.
Методика составления бюджета продаж в ОАО «Вимм-Билль-Данн» предполагает применение различных методов планирования, которые позволяют сформулировать общий, так называемый консенсус-прогноз, на основе качественного анализа ранее разработанных прогнозов.
Таблица 10 - Бюджет продаж ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Показатель |
Декабр ь |
Январ ь |
Феврал ь |
Март |
Апрел ь |
Май |
Июнь |
Запланированные продажи, тыс. шт. |
|||||||
Продукция А |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Продукция Б |
100 |
100 |
100 |
110 |
110 |
120 |
120 |
Цена за единицу, руб./шт. |
|||||||
Продукция А |
31 |
31 |
31 |
31 |
31 |
31 |
31 |
Продукция Б |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
Всего |
14100 |
14100 |
14100 |
14580 |
14580 |
15060 |
15060 |
Продукция А |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
Продукция Б |
4800 |
4800 |
4800 |
5280 |
5280 |
5760 |
5760 |
Далее составляется бюджет поступлений денежных средств. Он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления.
Таблица 11 - Бюджет поступлений денежных средств
Показатель |
продажи |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Дебиторская |
1200 |
11070 |
13890 |
15300 |
15636 |
15732 |
16116 | |
задолженность на |
||||||||
начало месяца, тыс. |
||||||||
руб. |
||||||||
Выручка от продаж, |
14100 |
14100 |
14100 |
14580 |
14580 |
15060 |
15060 | |
тыс. руб. |
||||||||
Поступления ДС |
4230 |
11280 |
12690 |
14244 |
14484 |
14676 |
14964 | |
всего |
||||||||
поступления от продаж каждого месяца |
||||||||
декабрь |
14100 |
4230 |
7050 |
1410 |
1410 |
|||
январь |
14100 |
4230 |
7050 |
1410 |
1410 |
|||
февраль |
14100 |
4230 |
7050 |
1410 |
1410 |
|||
март |
14580 |
4374 |
7290 |
1458 |
1458 | |||
апрель |
14580 |
4374 |
7290 |
1458 | ||||
май |
15060 |
4518 |
7530 | |||||
июнь |
15060 |
4518 | ||||||
Дебиторская |
11070 |
13890 |
15300 |
15636 |
15732 |
16116 |
16212 | |
задолженность на |
||||||||
конец месяца |
Следующим этапом процесса бюджетирования в ОАО «ВБД» является составление бюджета производства. В нем определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Бюджет производства формируется в натуральных показателях и денежном выражении. Для ОАО «ВБД» предполагается, что наиболее оптимальной является величина запаса готовой продукции в размере 20% от объема продаж следующего квартала. Запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода.
Таблица 12 - Бюджет производства ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Показатель |
Декабр ь |
Январ ь |
Феврал ь |
Март |
Апрел ь |
Май |
Июнь |
Запланированные продажи, тыс. шт. |
|||||||
Продукция А |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Продукция Б |
100 |
100 |
100 |
110 |
110 |
120 |
120 |
Запас на конец месяца |
|||||||
Продукция А |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
Продукция Б |
6 |
6 |
6,6 |
6,6 |
7,2 |
7,2 |
7,8 |
Запас на начало месяца |
|||||||
Продукция А |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
Продукция Б |
6 |
6 |
6 |
6,6 |
6,6 |
7,2 |
7,2 |
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению |
|||||||
Продукция А |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Продукция Б |
100 |
100 |
100,6 |
110 |
110,6 |
120 |
120,6 |
Бюджет прямых затрат на материалы базируется на производственном плане, то есть на основе плановой величины валового выпуска калькулируется потребность в материалах. Он представляет собой количественное выражение планов относительно прямых затрат ОАО «ВБД» на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Методика составления исходит из следующего:
Таблица 13 - Бюджет прямых материальных затрат
Показатель |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению |
|||||||
продукция А |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
продукция Б |
100 |
100 |
100,6 |
110 |
110,6 |
120 |
120,6 |
Прямые материальные затраты на 1 п |
эодукцию, руб./шт. |
||||||
продукция А |
3 |
3 |
3 |
-> J |
3 |
3 |
3 |
продукция Б |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Прямые материальные затраты всего, тыс. руб. |
1400 |
1400 |
1403 |
1450 |
1453 |
1500 |
1503 |
продукция А |
900 |
900 |
900 |
900 |
900 |
900 |
900 |
продукция Б |
500 |
500 |
503 |
550 |
553 |
600 |
603 |
Бюджет потребностей в материалах или бюджет закупок в ОАО «ВБД» составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель - определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода. Бюджет закупок материалов в ОАО «ВБД» разрабатывается исходя из того, что запасы материалов на конец периода составляют 40% от потребности в материалах следующего периода. Это условие необходимо для бесперебойной поставки сырья в производство. Составление бюджета закупок и запасов начинается со сбора необходимых данных. К таковым относятся:
Таблица 14 - Бюджет закупок
Показатель |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Потребность в материалах всего, тыс. руб. |
1400 |
1400 |
1403 |
1450 |
1453 |
1500 |
1503 |
Запас на конец периода, тыс. руб. |
210 |
210,45 |
217,5 |
217,95 |
225 |
225,45 |
232,5 |
Взаимосвязь представленных бюджетов:
Рисунок 3 - Взаимосвязь бюджетов ОАО
«Вимм-Билль-Данн» Организация
Неоспоримыми преимуществами внедрения модели бюджетирования является то, что благодаря построению бюджетного планирования не только повышается эффективность работы предприятия, обеспечивается регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и появляется возможность:
S Выявить и проконтролировать все финансовые потоки предприятия;
Эффективнее управлять затратами на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;
Оптимизировать
^л1;алопии iipwujicivnjw ^иьремсинш и финансового планирования является ориентация руководства на ограничение бюджетирования составлением определенного набора бюджетов на краткосрочный период без ориентации на долгосрочную перспективу, что затрудняет стратегические развитие предприятия. Главной проблемой, стоящей на пути развития предприятий является необходимость увязки стратегии и тактики. Одним из вариантов решения данной проблемы является применение сбалансированной системы показателей.
Таким образом, бюджетирование является ключевым элементом системы внутрифирменного контроля. Бюджетный контроль позволяет оперативно отслеживать отклонения от заданных целевых значений и выявлять тенденции развития компании.
3.2. Совершенствование системы
Чтобы оставаться успешным, бизнесу недостаточно находиться «в режиме реального времени». Постоянные изменения рынка требуют от менеджмента компаний адекватных инструментов, способных устранить окружающую неопределенность и взять под контроль будущее состояние бизнеса. Одним из наиболее эффективных инструментов контроля будущего состояния компании является бюджетирование.
Принятие управленческих решений
на современных предприятиях невозможно
без внедрения эффективной