Теоретические основы бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе были поставлены следующие задачи:
1. изучение теоретических основ бюджетирования;
2. анализ финансового состояния организации ОАО «Вимм-Билль- Данн»;
3. анализ существующей системы бюджетирования ОАО «Вимм- Билль-Данн»

Оглавление

1 Теоретические основы бюджетирования 5
1.1 Экономическая сущность и основные принципы бюджетирования 5
1.2 Организация процесса бюджетирования. Основные нормативные документы,
регулирующие процесс бюджетирования. 10
1.3. Технология формирования бюджета..... 15
Глава 2, Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вимм-
Билль-Данн» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика открытого акционерного общества
«Вимм-Билль-Данн» 23
2.2 Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности
ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2008-2010 годы 30
2.3. Организация учетной работы в ОАО «Вимм-Билль-Данн» 39
Глава 3. Организация системы бюджетирования на примере ОАО «Вимм- Билль-Данн» 42
3.1. Технология составления бюджета организации ОАО «Вимм-Билль-Данн» 42
3.2. Совершенствование системы бюджетирования в ОАО «Вимм-Билль-Данн» 50
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Файлы: 1 файл

1 Теоретические основы бюджетирования.doc

— 701.50 Кб (Скачать)

Актуальной ^адачси nuim,^,....   r _

повышение ее конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного  экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом, аргументирована необходимость бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую систему государства, этим и определяется актуальность выбранной темы.

В качестве предмета проводимого исследования выбрано формирование системы бюджетирования предприятия, позволяющей повысить эффективность управления финансовой деятельности этого предприятия.

Объектом исследования является хозяйственная  деятельность и учетные процессы в ОАО «Вимм Билль Данн».

^v^wo v^ivicmtoJL июджешрования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.

Для достижения поставленной цели в  данной работе были поставлены следующие  задачи:

    1. изучение теоретических основ бюджетирования;
    2. анализ финансового состояния организации ОАО «Вимм-Билль- Данн»;
    3. анализ существующей системы бюджетирования ОАО «Вимм- Билль-Данн»
    4. разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования ОАО «Вимм-Билль-Данн».

При написании курсовой работы были использованы отечественные разработки и методики в области управленческого учета, учебники, источники периодической печати, а также бухгалтерские документы за ряд периодов.

и ^мпимическая сущность и основные принципы бюджетирования

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно- финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности. [10]

Среди встречающихся определений  следующая формулировка понятия  «бюджетирование» является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений». [16]

В нашей стране под бюджетированием  часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной. [20]

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

А     x^^^i/AAWtj:! xvv/xvAiiU-Xl.iriJfX5

  • укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала. [16]

Бюджетирование - сложная система  включающая:

  • совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;
  • управленческие воздействия на центр финансовой отчетности, ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;
  • отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом. [20]

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура  формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации, они представлены на рис. 1.1. [20]

Цель первого этапа (формирование финансовой структуры) - разработать  модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения  доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры  бюджетов) определяется общая схема  формирования сводного бюджета предприятия. 



 

 

±  jrl кип^иЛИДаЦИИ


бухгалтерского, производственного  и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при  составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов

1 этап - формирование финансовой  структуры 2 этап - создание структуры  бюджетов

3 этап - разработка методик и  процедур управленческого учета

4 этап - разработка регламента планирования

5 этап - внедрение системы бюджетирования Рис. 1.1. Этапы постановки системы бюджетирования

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего  процедуры планирования, мониторинга  и анализа причин не выполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного  и финансового бюджетов на планируемый  период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.

Целями бюджетирования являются:

  • осуществление периодичного планирования;
  • обеспечение координации, кооперации, коммуникации;
  • требование к менеджерам количественно обосновать их планы;
  • обеспечение осведомленности по затратам;
  • создание системы оценки и контроля исполнения;

...... ^^wuuu и ди1иьирОБ. [10J

Подробно рассмотрим функции бюджетирования. Планирование. Основные плановые решения  обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, и сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджетов по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период. [10]

Координация и связь. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений.

Стимулирование. Процесс составления  бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей  в осуществлении целей их центров ответственности и, следовательно, целей организации в целом. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения. [10]

Контроль. Бюджет представляет собой  отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех

Анализ oiKJiun^niriri — плановыми данными бюджета может:

  • помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;
  • выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;
  • показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был нереалистичным. [20]

Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.

Обучение. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности.

Механизм бюджетного планирования целесообразно внедрять в практику российских предприятий для обеспечения  экономии денежных ресурсов, большей  оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Таким образом, преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

  • помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

^липимии но оюджету фонда оплаты труда, что повысит

материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

  • минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;
  • осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса. [20]

1.2 Организация процесса бюджетирования. Основные нормативные документы,  регулирующие npoifecc бюджетирования.

Бюджет предприятия всегда разрабатывается  на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности  бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

Как правило, сводный бюджет организации  составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется  тем, что за такой промежуток времени  выравниваются сезонные колебания  конъюнктуры. Индикативно, то есть без  утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. [9]

Бюджетирование - это процесс составления  и реализации данного документа  в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще, включающий три последовательных этапа:

1 этап разработки и проекта  сводного бюджета;

    1. утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации;
    2. анализ исполнения бюджета по итогам текущего года. Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа

до завершения третьего этапа. Бюджетный  процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать  по времени с разработкой бюджета  следующего года. То есть анализ исполнения бюджета - это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

  • правление организации, в состав которого входит высшее руководство;
  • президент организации (в этом случае правление организации представляет из себя консультативный орган при президенте);
  • совет директоров организации (рис. 1.4.);
  • общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

После утверждение бюджета он принимает силу приказа.

Третий этап - анализ исполнения бюджета  по итогам истекшего года. На этом этапе  делается анализ финансового состояния  предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику  и стратегию экономического развития организации. [10]

Информация о работе Теоретические основы бюджетирования