Теоретические основы бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе были поставлены следующие задачи:
1. изучение теоретических основ бюджетирования;
2. анализ финансового состояния организации ОАО «Вимм-Билль- Данн»;
3. анализ существующей системы бюджетирования ОАО «Вимм- Билль-Данн»

Оглавление

1 Теоретические основы бюджетирования 5
1.1 Экономическая сущность и основные принципы бюджетирования 5
1.2 Организация процесса бюджетирования. Основные нормативные документы,
регулирующие процесс бюджетирования. 10
1.3. Технология формирования бюджета..... 15
Глава 2, Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вимм-
Билль-Данн» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика открытого акционерного общества
«Вимм-Билль-Данн» 23
2.2 Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности
ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2008-2010 годы 30
2.3. Организация учетной работы в ОАО «Вимм-Билль-Данн» 39
Глава 3. Организация системы бюджетирования на примере ОАО «Вимм- Билль-Данн» 42
3.1. Технология составления бюджета организации ОАО «Вимм-Билль-Данн» 42
3.2. Совершенствование системы бюджетирования в ОАО «Вимм-Билль-Данн» 50
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Файлы: 1 файл

1 Теоретические основы бюджетирования.doc

— 701.50 Кб (Скачать)

Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд  обязательных условий, без которых  эта система попросту не сможет работать.

гл * .^дии и методической базой разработки, контроля и анализа

исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.

Во -вторых, для того чтобы разрабатывать  бюджет, контролировать и анализировать  его исполнение нужна соответствующая  количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно- материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса. [20]

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» - он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры  включает в себя:

  • количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;
  • совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Система управления бюджетированием - это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и

^ vy ixau гак же регулярно, в соответствующие сроки в аппарата управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

Рис. 1.4. Утверждение сводного бюджета  коммерческой организации



 

Организационная структура и система  управления составляют организационный  блок (компонент) бюджетного процесса.

В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета  предполагает регистрацию и обработку  больших массивов информации, что  затруднительно сделать вручную. В  бюджетном процессе уровень оперативности  и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования. [16]

Нормативные документы, регулирующие процесс бюджетирования.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство, которое необходимо рассматривать  в следующей последовательности:

wwuivi^vinwi-i A^iuiiinutm г sh и cc иуиьектав. о конституции FQJ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. ст. 101, 104, 106, 114 Конституции РФ).

    1. Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ.
    2. Нормативные акты Правительства РФ, правительств субъектов Федерации.
    3. Нормативные акты Министерства финансов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

В России главным документом, регулирующим процесс составления бюджета  и бюджетного процесса, является Бюджетный  кодекс Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, содержащий правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:

  • данные бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
  • договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
  • прогнозные расчеты продаж продукции или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

ставка банковского процента, минимальная  месячная оплата груда и г. д.;,

  • утвержденная учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих  финансово- эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

1.3. Технология формирования бюджета

Технология бюджетирования включает виды и формы бюджетов, целевые  показатели (систему финансово-экономических  показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации. [20]

Для организации эффективной системы  бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:

  • материальных затрат;
  • потребления энергии;
  • фонда оплаты труда;
  • амортизационных отчислений;
  • прочих расходов;
  • погашения ссуд банков;
  • налоговый бюджет.

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается  в построении так называемого  генерального бюджета, представляющего  собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия при составлении Оюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т. е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.

Бюджет продаж. Цель данного бюджета  — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов  в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Бюджет производства. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:

Qn = Впр + Ок - Он,

где Qn — продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Впр — прогноз объема продаж;

Ок — целевой остаток готовой  продукции на конец планируемого периода;

предыдущего оюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного  бюджета — рассчитать общие затраты  на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в бюджете производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных  расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и

др.).

Бюджет запасов сырья, готовой  продукции. Исходными данными для  расчета служат: целевые остатки  запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. 

Бюджет себестоимости реализованной  продукции. Расчет ведется на основании  данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

Формируемые в рамках каждого бюджета  количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и  как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым  в данном случае понимается прогнозная финансовая отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

Логика построения отдельных форм такова.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости  реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Инвестиционный бюджет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Влияет на бюджет денежных средств, прогнозный баланс.

Бюджет движения денежных средств  является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий  год с разбивкой по кварталам  и месяцам. С помощью этого  документа обеспечивается оперативное  финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать

18

Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими  собой, с одной стороны, поступления  от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т. д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

Приток денежных средств = Выручка  от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода

Для того чтобы установить сумму  денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности  по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде. [10]

Существует способ планирования денежных поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженностей покупателей. Так, если по результатам анализа состава дебиторской задолженности и характера ее движения известно, что в среднем 40% задолженности погашается в квартале ее возникновения, 30% — в следующем квартале, 20% — в третьем квартале, а 10% обязательств остаются неоплаченными, можно составить график ожидаемых поступлений. Прогнозирование прочих поступлений, как правило, бывает затруднено вследствие их эпизодического характера (штрафы, пени, неустойки к получению и т. д.).

К числу статей, по которым наблюдается  наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:

Увеличение кредиторской задолженности  определяется объемом поступлений  материальных ценностей, следовательно:

Увеличение кредиторской задолженности = Фактическая себестоимость материалов + НДС по приобретенным ценностям

Для определения необходимого объема закупок можно воспользоваться  следующей зависимостью:

Поступление материальных ценностей = Потребление + Запасы на конец периода - Начальные запасы

Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем  прибыли, необходимый для обеспечения  платежеспособности предприятия. В  бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

  1. поступления средств на счет предприятия в текущем периоде
  2. груженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;
  3. поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;
  4. динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
  5. расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;
  6. выплату процентов по кредитам;
  7. выплату дивидендов;
  8. инвестиционные расходы;
  9. величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита). [10]

Информация о работе Теоретические основы бюджетирования