Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа
Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;
На основании проведенного анализа действующего законодательства, с учетом внесенных поправок основными проблемами имущественных налогов являются:
- Не ясность объекта
-не точность налоговой базы
(точность определения
- отсутствие четкого разграничения стоимости недвижимости;
- пробелы в законодательстве.
Главными недостатками
Помимо этого, присвоение налогу на имущество статуса регионального налога, противоречит условиям формирования введения налога на недвижимость и является преградой для налогообложения недвижимости как единого составляющего. Налог на недвижимость определенно должен носить статус местного налога, ведь именно за счет данного налога финансируются все издержки, связанные с оплатой услуг недвижимости. Несмотря на ежегодно проводимые работы и постоянное увеличение сумм налогов, поступающих в бюджеты, удельный вес налога на имущество в итоге доходов местных бюджетов остается незначительным, это выявлено основными проблемами: инвентаризационная стоимость отсутствует у значительно числа объектов недвижимости, и эта стоимость очень сильно разнится с рыночной стоимостью.
Чтобы решить проблемы налогообложения физических лиц в России можно использовать опыт развитых европейских стран, провести администрирование объектов налогообложения по земельному и имущественному налогам, пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков:
Подводя итог можно сказать, что в настоящее время налоговой политика Российской федерации нацелена на фискальную функцию, так как стране необходимы значительные объемы денежных средств, для осуществления ряда реформ и сохранения стабильности в социальной сфере, но налоговая политика страны будет считаться эффективной тогда, когда налогообложение приобретет стимулирующий характер и будет способствовать экономическому развитию государства в целом.
3.2 Технология внедрения налога на недвижимость в России и оценка бюджетной эффективности
Сейчас в Российской Федерации существуют три налога, относящихся к недвижимости - это земельный, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. Предполагается, что налог на недвижимость заменит эти налоги (рис.8).
Рисунок 8 – Содержание налога на недвижимость
Экономический смысл установления налога на недвижимость связан, прежде всего, с переориентации налогообложения из всех видов имущества именно на недвижимое имущество, что влечет за собой необходимость отмены однотипных налогов.
В настоящее время существует ряд объективных предпосылок для выработки рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения объектов недвижимости. Это связано, во-первых, с реформированием действующей системы имущественного налогообложения, а во-вторых, с введением самого налога на недвижимость.
По опыту развитых стран налог на недвижимость несет в себе идею унификации налогообложения имущества различных категорий налогоплательщиков. Однако возможность реализации такого механизма непосредственно зависит от социально-экономического развития государства. Унифицированный режим налогообложения недвижимости хорошо действует в странах с относительно высоким уровнем денежных доходов и накоплений граждан. В настоящее время Российская Федерация находится только на стадии становления класса собственников. Именно поэтому объективно необходимым является четкое выделение этапов реализации механизма налогообложения недвижимости.
Главными задачами внедрения системы налогообложения недвижимости являются:
создание и упрочение класса собственников;
возможность перераспределения доходов от более обеспеченных к менее обеспеченным слоям населения.
Налог на недвижимость может обеспечить реализацию доходного потенциала недвижимости и стать источником стабильных доходов бюджета только при условии, что в его введении заинтересованы региональные и местные власти. Только при заинтересованном участии муниципальных образований возможно обеспечение полноты охвата базы налогообложения и собираемости налога
Условием эффективного управления и налогообложения недвижимости является налаживание системы налогового учета и оценки недвижимости. Учет недвижимости по разрозненным категориям (создание реестра государственного имущества, реестра объектов незавершенного строительства и т.п.) обойдется государству намного дороже, чем создание реестра, содержащего ограниченный круг данных по всем без исключения объектам на территории, с возможностью выделения отдельных категорий недвижимости и последующего дополнения описаний объектов.
Местное самоуправление заинтересовано в увеличении доходности недвижимости больше всех и более других способно решить эту задачу.
Основные этапы внедрения представим в таблице
Таблица 4 - Этапы реализации налогообложения объектов недвижимости
Этап |
Вид деятельности |
Источник информации |
Результат этапа |
1 |
2 |
3 |
4 |
Подготовительный |
Создание реестра недвижимости. |
Данные: |
Создание единого налогового
реестра недвижимости. |
Оценочный |
Проведение массовой оценки
объектов недвижимости. |
Единый налоговый реестр недвижимости |
Создание автоматизированной системы массовой оценки объектов недвижимости |
Аналитический |
Проведение анализа бюджетных поступлений и изменений налогового бремени по группам плательщиков при разных вариантах ставок, налоговой базы и льгот |
Данные: налоговых органов; |
Введение налога на недвижимость для отдельных групп налогоплательщиков |
Заключительный |
Дальнейший учет объектов
недвижимости. |
Данные налоговых органов |
Введение налога на недвижимость с учетом поправок для всех категорий налогоплательщиков |
Предлагаем законопроект налога на недвижимость данный налог создаст единство налогообложения и равенства на физических и юридических лиц.
Поэтому определим основные положения для введения данного налога:
Во- первых, налогоплательщиками его будут являться физические лица и организации, обладающие недвижимым имуществом:
недвижимое имущество, входящее в состав жилищного фонда;
гаражи, принадлежащие физическим лицам, а также гаражно-строительным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья;
дачные и садовые земельные участки;
земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
земельные участки, выделенные под строительство объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.
Алгоритм ʙʙедения налога на недʙижимость предстаʙлен на рисунке 9.
Рисунок 9 – Алгоритм ʙʙедения налога на недʙижимость
Налогоʙые ʙычеты по налогу на недʙижимость следует классифицироʙать следующим образом (Рисунок 10)
Рисунок 10 – Система налогоʙых ʙычетоʙ по налогу на недʙижимость
При этом освобождается от налогообложения имущество, входящее в состав государственного и муниципального жилищного фонда, а также земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, входящие в состав государственного и муниципального жилищного фонда.
Так как данный налог будет являться одним из источников пополнения местных бюджетов, то предлагаем, что при установлении налога представительные органы местного самоуправления вправе определить дополнительные виды объектов недвижимости, не облагаемых налогом.
Для исчисления налоговой базы будет оценочная стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных на территории соответствующего муниципального образования. Оценочная стоимость объектов недвижимости определяется по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.
Оценку имущества для целей обложения налогом на недвижимость осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий учет и оценку объектов недвижимости) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по объекту, относящемуся к жилому фонду, уменьшается на сумму налогового вычета. Налоговый вычет применяется при исчислении налоговой базы объекта жилого фонда, находящегося по месту жительства физического лица - налогоплательщика. Размер налогового вычета определяется исходя из не облагаемой налогом нормы и количества физических лиц, совместно проживающих с налогоплательщиком по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Не облагаемая налогом норма определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основе средней в данном муниципальном образовании стоимости 5 квадратных метров общей площади жилья.
При исчислении налогового вычета принимаются в расчет только те физические лица, совместно проживающие с налогоплательщиком, которые не имеют права на применение налогового вычета.
Оценка объектов недвижимости для целей налогообложения осуществляется в порядке, определяемом актами органов местного самоуправления исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости с применением понижающего коэффициента 0,8.
Рисунок 11-Схема рыночной оценки стоимости имущества
Схему рыночной оценки объектов недвижимости представим на рисунке11
При этом оценка рыночной стоимости недвижимости определяются:
а) для рынков с различным соотношением числа сделок и общего количества объектов, с различным числом характеристик, существенно влияющих на цены;
б) для муниципальных образований с различными возможностями финансирования учета и оценки, обеспечивая эффективность оценки путем установления соотношения активности рынка, затрат на проведение оценки и целесообразной точности оценки;
в) с целью обеспечения равномерности и справедливости оценки на основе единообразия оценки и своевременной коррекции систематических ошибок (недооценок или переоценок) по объектам, принадлежащим к какой-либо группе по размерам, качеству, месторасположению;
г) с целью своевременного информирования налогоплательщиков и обеспечения рассмотрения их обращений по вопросам учета и оценки для целей налогообложения;
д) с целью обеспечения органов, уполномоченных на проведение оценки, необходимой информацией о ценах сделок и услуг на рынке недвижимости в масштабах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учреждения юстиции по регистрации прав предоставляют данные о ценах сделок купли-продажи объектов недвижимости по установленной форме органам, уполномоченным Правительством Российской Федерации на статистическую обработку и определение средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по установленному перечню.
Факт нахождения земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости в частной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости.
Оценка объектов жилищного фонда, отнесенных в установленном порядке к ветхим, аварийным, не отвечающим санитарным требованиям, признается равной нулю.
Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации