Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы имущественного налогообложения.docx-1.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

В настоящее время именно порядок отражения переоценки является ключевым отличием учета активов в российской отчетности от отчетности, подготовленной по МСФО. В отчетности по МСФО переоценка практически приводит к тому, что в бухгалтерской отчетности активы отражаются по реальной стоимости, которая соответствует информации, полученной от оценочных компаний.

Характеризуя качественное влияние переоценки основных средств на финансовый механизм предприятия можно выявить следующие взаимосвязи:

– необходимым и обязательным условием для коммерческих организаций является переоценка основных средств, поскольку только тогда в бухгалтерском балансе будет объективно отражена реальная справедливая стоимость основных средств, а амортизация будет выполнять свою основную функцию;

– после переоценки основных средств возрастают инвестиционные ресурсы коммерческой организации, что свидетельствует о появлении больших возможностей для технического перевооружения производства за счет собственных средств.

В целом, действующая практика расчета налога не стимулирует технологическое перевооружение отечественных товаропроизводителей, препятствуя инновационному обновлению экономики. В целях устранения негативной практики считаем целесообразным использовать положительный опыт развитых рыночных стран. В частности, необходимо вывести из объектов обложения налогом на имущество активную часть амортизируемого имущества и оставить в составе облагаемой базы его пассивную часть. Такая мера направлена на стимулирование разработки, приобретения и внедрения новой техники и технологий, а, значит, на ускоренное развитие российской экономики.

 

2.2.Содержание и особенности  системы налогообложения имущества физических лиц

 

Федеральным законом от 04.10.2014 года № 284-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен главой 32 «Налог на имущество физических лиц». Новая глава Кодекса заменит Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», который с 1 января 2015 года признается утратившим силу.  
Следует отметить, что законодатель, принимая главу 32 НК РФ, отказался от идеи объединения земельного налога и налога на имущество физических лиц. Этот факт сыграл, вероятно, решающую роль в сохранении названия налога. Ведь ранее планировалось, что он будет называться налогом на недвижимое имущество.

Налог на имущество физических лиц по-прежнему будет местным налогом, а это значит, что он устанавливается и вводится в действие на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, а также законов г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Чтобы налог «увидел свет» с 2015 года, такие документы должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

Итак, попытаемся разобраться, чем новый налог на имущество физических лиц отличается от своего предшественника, и какие сюрпризы он нам может преподнести?

По-прежнему налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. признаваемое объектом налогообложения (ст. 400 НК РФ).

Как и ранее объектами налогообложения являются жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, иное здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).

Появляются и новые объекты налогообложения. Это единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и машино-место. Последние два из новых объектов налогообложения, на наш взгляд, повлекут за собой немало проблем.

Обратимся к объекту незавершенного строительства. Во-первых, у владельца объекта незавершенного строительства нет обязанности по его государственной регистрации. А это значит, что нет объекта – нет налога. Во-вторых, стоимость незавершенного объекта, а также его первоначальные технические характеристики от периода к периоду могут существенно изменяться, что приводит к невозможности определения налоговой базы.

Неоднозначным является и машино-место, как объект налогообложения. Ведь даже судебная практика свидетельствуют о наличии двух подходов к юридическому оформлению прав, предполагающих пользование парковочным местом. В некоторых случаях суды признают машино-место недвижимым имуществом - помещением в составе другого объекта недвижимости: нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания (постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 № КГ-А40/4518-08-1,2). В других случаях суды полагают, что парковочное место самостоятельной вещью не является, а представляет собой часть недвижимой вещи - нежилого помещения или нежилого здания, а пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 № А33-10690/2007). На эту неоднозначность квалификации машино-места обратил внимание ВАС РФ в Определении от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801.

Принципиально новым в исчислении налога на имущество физических лиц является то, что с 1 января 2015 года налоговая база может уже определяться исходя из кадастровой стоимости имущества. Но сделать это муниципальные власти вправе только, если субъектом РФ утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. В противном случае налог по-прежнему будет исчисляться исходя из инвентаризационной стоимости имущества.  
Одновременно в п. 1 ст. 402 НК РФ установлен переходный период – до 1 января 2020 года. В этот срок законом субъекта РФ должна быть определена единая дата начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Таким образом, с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц будет повсеместно осуществляться исходя из кадастровой стоимости имущества (п. 3 ст. 5 Федерального закона № 284-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Такой порядок определения налоговой базы идентичен порядку определения налоговой базы по земельному налогу.

Если объект недвижимости приобретен или построен в течение налогового периода, то налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

Слабым местом исчисления нового налога на имущество является кадастровая стоимость, а именно, насколько верно она определена. Поэтому, чтобы новый налог не стал неприятным сюрпризом, следует заблаговременно ознакомиться с кадастровой стоимостью принадлежащего Вам на праве собственности имущества. Сделать это можно через официальный сайт Росреестра: www.rosreestr.ru В случае если кадастровая стоимость, по мнению налогоплательщика, завышена, ее можно оспорить, обратившись в специальную комиссию или суд. При этом досудебное обжалование результатов кадастровой оценки в специальной комиссии не является обязательным для физических лиц.

Обратите внимание, что в п. 2 ст. 403 НК РФ четко оговорены случаи изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода, учитываемые при определении налоговой базы. Поскольку в общем порядке такие изменения не учитываются ни в текущем налоговом периоде, ни в предыдущих налоговых периодах.

К таким случаям отнесены:

- исправление технической ошибки, которое учитывается начиная  с налогового периода, в котором была допущена такая ошибка;

- изменение кадастровой стоимости  объекта имущества по решению комиссии или суда - начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Следует отметить, что аналогичный порядок изменения кадастровой стоимости теперь предусмотрен для целей исчисления и налога на имущество организаций (п. 15 ст. 378.2 НКРФ), и земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Но законодатель предусмотрел, что при определении налоговой базы в отношении отдельных объектов налогообложения применяются налоговые вычеты:

- в отношении квартиры – на  величину кадастровой стоимости 20 кв. м ее площади;

- в отношении комнаты – на  величину кадастровой стоимости 10 кв. м ее площади;

- в отношении жилого дома  – на величину 50 кв. м его общей  площади;

- в отношении недвижимого комплекса – на 1 млн руб.

Представительные органы муниципальных образований, а также законодательные органы государственной власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

Как уже было указано, в случае отсутствия утвержденных субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости сохраняется до 1 января 2020 года возможность исчисления налога на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости на основании данных, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора. Иными словами, в этом случае порядок определения налоговой базы сохраняется прежним.

Статьей 406 НК РФ установлены налоговые ставки по налогу на имущество. Их размер зависит от порядка определения налоговой базы.  
Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то ставки дифференцированы в зависимости от видов налогообложения:

Таблица 4 – Ставки налога

Виды объектов налогообложения

Размер налоговой ставки, %

  • жилые дома
  • жилые помещения
  • объекты незавершенного строительства (в случае если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом)
  • единый недвижимый комплекс
  • гараж
  • машино-место 
  • хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства
 

0,1

  • объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ 
  • объекты налогообложения, предусмотренные абз. вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ
  • объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

2,0

  • прочие объекты налогообложения

0,5


Указанные ставки применяются в случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Конкретные размеры ставок определяют представительные органы муниципальных образований с учетом ограничения, установленного в п. 3 ст. 406 НК РФ: налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля, но увеличены не более чем в три раза. Таким образом, ставка в размере 0, 1 % по жилым помещениям на практике может колебаться по муниципальным образованиям от 0 до 0,3 %.

Если налоговая база определяется как инвентаризационная стоимость имущества, то ставки налога сохраняются на прежнем уровне и зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Статья 407 Налогового кодекса РФ повторила льготы, предусмотренные в ст. 4 Закона 2003-1. Даже сохранены льготы участникам гражданской войны! По-прежнему право на льготу будет иметь, в частности, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, пенсионеры.

Однако налоговая льгота будет предоставляться только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Под видами объектов налогообложения понимаются, в том числе:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) гараж или машино-место.

Если стоимость объекта налогообложения превышает 300 млн руб., то налогоплательщик не вправе воспользоваться льготой.

Чтобы воспользоваться налоговой льготой налогоплательщик представляет заявление и документы, подтверждающие право на льготу, в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Однако при непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Итог печален: по таким квартирам налог возрастает  почти в 12 раз!!!

Вместе с тем с целью постепенного увеличения налоговой нагрузки законодатель ввел четырехлетний период, в течение которого применяется понижающий коэффициент, начиная с 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании исходя из кадастровой стоимости, до 0,8 – в четвертом налоговом периоде.

Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации