Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа
Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;
Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения. Однако до сих пор не решен вопрос о возмещении экспортного НДС.
Серьёзные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. — прямогонный бензин. В течение 2001—2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления).
Кроме того, с 1 января 2001 года отменён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления. Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.
С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 — 4 %.
Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения едина для всех хозяйствующих субъектов.
В 2002 г. радикально реформирована система ресурсных платежей в нефтедобыче: базой таких налогов вместо стоимости добытой нефти во внутренних ценах стала ее стоимость на мировых рынках. Одновременно была скорректирована шкала экспортных пошлин. Номинальный эффект реформы был не столь значителен: по сравнению с 2001 г. суммарные выплаты налогов типа роялти, экспортной пошлины на нефть и налога на прибыль в расчете на тонну добытой нефти оказались увеличены на 2, 3 и 4 долл. за тонну при мировых ценах 20, 25 и 30 долл. за баррель и снижена при мировых ценах ниже 18 долл. за баррель. Однако реформа кардинально облегчила администрирование ресурсных налогов, сделав невозможной их минимизацию с помощью трансфертных цен. В целом принятые меры значительно повысили налоговую нагрузку в нефтяном секторе.
Кроме того, в 2002 году введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)». Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.
Отдельным вопросом реформирования налоговой системы России стало налогообложение субъектов малого предпринимательстваЛетом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривают сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер.
С 1 января 2003 г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства). В этом же году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. Параллельно с работой по принятию новых глав Налогового кодекса вносятся изменения в действующие главы. В связи с принятием поправок к части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Министерстве продолжается работа по уточнению налоговых деклараций, инструкций и методических указаний по их заполнению.
Так, с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке — 10 % для социальнозначимых товаров.
Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».
Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки — 2,2 % (ранее 2 %)
Экономика России переживает сейчас нелёгкие времена — это видно даже невооружённым глазом. Уровень ВВП, главный индикатор состояния экономики любой страны, вырос по итогам ушедшего 2013 года на скромные 1,3%, промышленность подросла на символические 0,1%. Согласитесь, после бурного роста в 2001-2007 годах эти цифры кажутся очень скромными и мягко говоря настораживают.
Что интересно, цены на нефть в 2013 году держались на весьма высоких отметках, выше 100 долларов за баррель, но и это не помогло экономике России крепко устоять на ногах. Страшно подумать, что случится в случае падения цен на нефть до 80 долларов за баррель и ниже… А чтобы не было так страшно, нужно проводить какие-то структурные реформы и стимулировать ту часть экономики, которая не зависит от цен на нефть, а потому станет спасательным кругом в тяжёлые времена.
Очень слабым звеном в экономике России сейчас является налоговая система, которая не просто не стимулирует развитие страны, а буквально мешает этому! Совершенствование налоговой системы России просто необходимо — и чтобы это понять, достаточно просто взглянуть на распределение налогов, за счёт которых наполняется федеральный бюджет нашей страны
Рисунок 3- Структура налогов в Российской Федерации
Обратите внимание, что налоги на доходы физических лиц и на прибыль организаций в общей сложности составляют всего лишь 30%! А ведь в развитых странах именно эти налоги являются главной основой для пополнения бюджета, а косвенные налоги (НДС, пошлины, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами) призваны лишь регулировать отдельные сегменты экономической деятельности.
Если в рамках нынешней налоговой системы вы решите построить например собственный завод, то будете вынуждены платить налоги буквально с первого кирпичика: ведь все строительные материалы и покупное оборудование в своей цене уже будут содержать НДС. Если в построенном предприятии вы решите установить импортное оборудование, то в его цену добавится ещё и таможенная пошлина, которая вместе с НДС увеличит общую стоимость как минимум в полтора раза по сравнению с развитыми странами. То есть инвестор, ещё не произведя никакой продукции, уже с самого начала вынужден платить непомерные налоги, что в итоге делает будущую продукцию неконкурентной.
Совершенствование налоговой системы России значительно ускорит рост экономики нашей страны, а также сделает её конкурентной на мировом рынке. Без этого здоровую экономику не построить никогда! Будем надеяться теперь, что и наше правительство поймёт это и примет соответствующие меры по модернизации.
Глава Кабмина РФ Дмитрий Медведев заявил, что в будущем налоговая система РФ останется прежней.
По мнению Медведева, решение правительства страны о сохранении параметров налоговой системы в прежнем виде было правильным. Он отметил, что окончательному решению предшествовали «очень серьезные беседы в правительстве на эту тему», в дискуссиях принимал участие и президент РФ Владимир Путин.
Однако, было решено не менять принципиальные положения, хотя, по словам Медведева, «есть некоторые коррективы по сборам, есть некоторые другие дополнительные нюансы». По его мнению, главным сейчас является сохранение стабильности и предсказуемости инвестиционного климата, который мог пострадать, если бы увеличились налоги.
Также Медведев коснулся темы импортозамещения, заверив, что меры по развитию промышленности в этом контексте будут продолжены. Более того, еще до конца текущего года Кабмин может принять еще несколько решений в этом направлении.
Ранее сообщалось, что налоги россиян, проживающих за рубежом, а также компаний, часть налогового бремени которых приходится на иностранные государства, предлагается перенаправить в российский бюджет. Заместитель заведующего кафедрой государственного регулирования экономикой Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Иван Капитонов предлагает обязать доплачивать в российский бюджет разницу между налогами в оффшорах и налогами в РФ.
Основные цели налоговой политики не сменили ориентиры. Как и прежде, ими остаются бюджетная устойчивость, поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Однако при этом число задач в области налоговой политики на 2014–2016 годы возросло (см. таблицу).
Таблица 1 Какие элементы налоговой системы планирует реформировать Минфин в 2014–2016 годах
Объект налогового планирования |
Требуется ли выполнение задачи | |
как планировалось раньше на 2013–2015 годы |
как планируется сейчас на 2014–2016 годы | |
Налог на прибыль организаций |
Да |
Да |
НДС |
Нет |
Да |
Страховые взносы |
Нет |
Да |
Акцизное налогообложение |
Да |
Да |
Налог на недвижимость |
Да |
Да |
Налогообложение природных ресурсов |
Да |
Да |
Специальные налоговые режимы |
Да |
Нет |
Инновационная деятельность |
Да |
Нет |
Инвестиционная деятельность |
Да |
Да |
Мониторинг эффективности налоговых льгот |
Да |
Да |
Налоговое администрирование |
Да |
Да |
Международное сотрудничество |
Нет |
Да |
Сближение налогового учета с бухгалтерским учетом |
Нет |
Да |
Из заявленных в 2013–2015 годах задач не нуждается в реформировании, по мнению Минфина России, лишь налоговая политика в области инновационной деятельности и установления специальных налоговых режимов. В число требующих реформирования вопросов ожидаемо вернулись страховые взносы. Предполагается принять ряд изменений, стимулирующих инвестиционную активность юридических и физических лиц. Однако на этом глобальные изменения непосредственно «налоговых» статей заканчиваются. В остальных случаях речь идет о точечных решениях старых проблем.
В целом же кардинальных изменений в структуре налоговой системы пока не ожидается. Минфин отмечает, что уровень налоговой нагрузки сегодня соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран. При этом чиновники считают его близким к оптимальному для обеспечения нужд бюджетов всех уровней. Поэтому предполагается сохранить неизменной налоговую нагрузку по большинству секторов экономики, кроме добычи углеводородного сырья. Введение новых налогов в среднесрочном периоде, судя по всему, не ожидается. Если не считать предполагаемой замены налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.
На первый взгляд, не изменились планы по совершенствованию налогового администрирования. Но в отличие от прошлого периода уже не предполагается внесения каких-либо изменений в нормы о налоговом контроле в рамках трансфертного ценообразования. Однако оно само рассматривается Минфином как инструмент совершенствования налоговой политики.
В части администрирования основных направлений два. Блок вопросов касается противодействия уклонению от налогообложения в низконалоговых юрисдикциях. Это предполагает как разработку собственных механизмов, так и расширение сотрудничества с зарубежными странами. Планируется усиление борьбы с однодневками.
Рассмотрим подробнее эти тенденции. И как они отразятся на налоговом планировании.
Подтвердились планы относительно продления срока действия 10-процентного неперсонифицированного тарифа в ПФР на сумму зарплатных выплат сверх предельного размера. Как минимум обещают взимать страховые взносы по этому тарифу до конца 2016 года. В качестве встречной меры предлагается «заморозить» тарифы страховых взносов на допредельную сумму дохода. Они также в ближайшие три с половиной года не изменятся, останутся на уровне 30 процентов. Но, напомним, сама предельная сумма ежегодно растет, ее замораживать не собираются.
Сроки действия льготных ставок пересмотрены не будут. Таким образом, уже в следующем году количество компаний, уплачивающих страховые взносы по общим ставкам, увеличится. При этом определена дальнейшая политика в части поддержки отдельных секторов экономики – она будет предоставляться за счет иных механизмов, не затрагивающих систему социального обеспечения.
Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации