Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы имущественного налогообложения.docx-1.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

Поскольку в процессе налогообложения власть императивным путем изымает частную собственность, необходима подробная регламентация такой деятельности и неукоснительное соблюдение налоговых норм. Единообразное исполнение норм налогового законодательства обеспечивает нормальное формирование государственных доходов.

Установленная законом, практикой или обычаями система управления налоговым процессом со стороны государства и его органов представляет собой налоговое администрирование.

Основными элементами налогового администрирования являются:   - структура и иерархия налоговых органов;       - права и обязанности налоговых органов;       - порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчетности;

- предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций;   - ведение и обобщение налоговой статистики;       - регулирование налоговых отношений с другими странами.

Налоговые органы представляют собой единую, независимую систему государственных инспекционных органов. Главной задачей и предназначением налоговых органов является аккумулирование налогов и сборов и формирование доходной части бюджета. Налоги в РФ взимаются по принципу «самообложения». Поэтому непосредственно сбор налогов налоговые органы не осуществляют. То есть, по общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить и перечислить суммы налогов на счета бюджетов или внебюджетных фондов. Налоговые органы контролируют правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты. Правильность исчисления означает применение при этом закона в действующей редакции, полнота - исчисление налога в размере, предусмотренном законодательством, а своевременность - внесение налогов в бюджет в установленный срок.

Основой взаимоотношений участников налоговых отношений является закон. Данный принцип реализуется в НК РФ.

Поскольку в процессе налогообложения власть императивным путем изымает частную собственность, необходима подробная регламентация такой деятельности и неукоснительное соблюдение налоговых норм. Единообразное исполнение норм налогового законодательства обеспечивает нормальное формирование государственных доходов.

Основой взаимоотношений участников налоговых отношений является закон. Данный принцип реализуется в НК РФ.

Уплата налога – одна из важнейших экономических обязанностей каждого гражданина. Конституция РФ, в 57 статье, прямо говорит о том, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Именно из этой обобщающей нормы мы вполне можем сделать вывод о том, что граждане обязаны выполнять законные и обоснованные требования органов государства, ответственных за взимание налога. И именно отсюда следует ответственность, которая наступает для нарушителей норм налогового законодательства.

Известно, что неуплата налогов в процессе предпринимательской деятельности чревата применением различных видов ответственности, которая может быть как персональной (уголовная и административная ответственность предпринимателей и должностных лиц организаций, а также штрафы по НК РФ для индивидуальных предпринимателей), так и ответственностью хозяйствующего субъекта в целом (налоговые штрафы для юридических лиц). Наиболее тягостными видами ответственности являются, безусловно, налоговая и уголовная. При этом многих налогоплательщиков интересует вопрос о том, как относятся эти виды ответственности в частности – являются ли они взаимодополняющими и при каких условиях.

В соответствии с изменениями в Налоговом кодексе Российской Федерации (декабрь 2009 г.) и отдельные законодательные акты Российской Федерации существенно изменился порядок привлечения налогоплательщиков к ответственности, предусмотренной как нормами Налогового, так и Уголовного кодексов. Этот закон прояснил разницу в структуре ответственности за неуплату налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ввел новые основания для освобождения от ответственности, детализировал процедуру ее наложения.

Одним из важнейших конституционных принципов, признаваемых неотъемлемой характеристикой правового государства, является правило о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ). Применительно к налоговым правоотношениям данный принцип конкретизируется в ст. 108 НК РФ. Памятуя об этом принципе, многие, физические лица задаются вопросом: какая ответственность может быть возложена на них за неуплату налогов: уголовная, административная или налоговая, а может быть – все вместе?

На самом деле, при разрешении данного вопроса необходимо понимать, что указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуально предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Именно поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, ведь санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.        Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения, а именно: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента. При этом, согласно новой редакции [5, ст.108] основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в любом случае является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (хотя это и не означает, что органы МВД не вправе осуществлять оперативно-розыскные и иные мероприятия по выявлению налоговых преступлений).

Из указанной нормы НК РФ логически следует, что наложение налоговых санкций должно предшествовать привлечению к персональной ответственности должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя).

И действительно, с вступившим в силу Законом № 383-ФЗ была выстроена четкая последовательность наложения налоговой и уголовной ответственности за неуплату налогов. Теперь каждый налогоплательщик, получающий требование об уплате недоимки (штрафов, пени), сможет увидеть в этом требовании предупреждение о последствиях неуплаты соответствующей суммы в добровольном порядке. Если недоимка не будет погашена в течение 2 месяцев со дня выставления требования (при условии, что сумма недоимки достаточна для возложения уголовной ответственности), налоговики обязаны в течение 10 дней направить материалы в ОВД. В свою очередь, у правоохранителей возникает обязанность проверить полученные материалы и вынести по ним решение – о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении.

Совершение двух и более налоговых правонарушений одним лицом не влечет поглощения менее строгой санкции более строгой, поэтому штраф взыскивается за каждое правонарушение.

В Налоговом кодексе дан систематизированный перечень налоговых правонарушений.

Постановка организации или физического лица на налоговый учет и присвоение ему идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) осуществляется в налоговом органе по месту жительства налогоплательщика. Жители отдаленных населенных пунктов округа, где налоговые органы и их представительства отсутствуют, направляют свои заявления, запросы, письма в налоговую инспекцию по почте.

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в соответствии с утвержденным приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178.

Для постановки на налоговый учет гражданам необходимо представить в налоговую инспекцию по установленной форме № 09-2-1 «Заявление физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)». По факту получения от лица данного заявления налоговая инспекция осуществляет процедуру постановки на налоговый учет налогоплательщика и вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Постановку на учет, внесение сведений в ЕГРН налоговая инспекция, осуществляет в течение пяти дней со дня поступления Заявления физического лица по форме № 09-2-1, с последующей выдачей налогоплательщику Свидетельства о постановке на учет, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

Налогоплательщикам отдаленных поселков Свидетельство или иной документ, подтверждающий присвоение ИНН, направляется по почте с уведомлением о вручении.

В случае утраты Свидетельства о постановке на учет необходимо в налоговый орган предоставить Заявление по форме № 09-2-1 с отметкой о повторной выдаче Свидетельства. Одновременно с Заявлением необходимо предоставить документ об оплате государственной пошлины.

Задача налоговых органов – как инспекционных осуществление налогового контроля за исполнением налоговых обязательств налогоплательщиком. Задачами налоговой полиции являются выявление, пресечение и расследование преступлений связанных с целью сокрытия или занижения доходов, укрытия объектов обложения.

Налоговым кодексом РФ предусматривает следующие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств:

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

 

2.1.Значение, состав, структура  и основные элементы имущественных  налогов в РФ

 

Налоги на имущество граждан были одним из первых механизмов изъятия средств, потому что имущество было одним из немногих объектов, которые могли подвергнуться воздействию государства.

Налогообложение имущества граждан не утратило фискального значения и в настоящее время. Имущественные налоги в современной налоговой системе РФ начинают занимать все большее место. Основное преимущество налогообложения имущества – возможность стимулировать рациональное его использование.

Как отмечалось ранее, особенностью налогообложения в Российской Федерации является то, что в структуре налоговых доходов доля имущественных налогов невелика.

Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики.

К поимущественным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог.

Важнейшим направлением совершенствования налогообложения должно стать реформирование системы имущественных налогов. Система имущественного налогообложения, сложившаяся к настоящему времени в Российской Федерации отличается от той, которая применяется в большинстве стран мира.

Таблица 2 - Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых ФНС России, в разрезе уровней бюджетной системы Российской Федерации

Показатели

Поступление, тыс.руб.

Удельный вес в стр.1,                              %

Удельный вес в стр.3,                                                  %

Темп роста,                                  %

на 01.03.2013

на 01.03.2014

1

Поступило всего:

1 664 860

1 273 937

100,0

Х

76,5

в том числе:

         

2

Государственные внебюджетные фонды

714

33

0,0

Х

4,6

3

Налоги и сборы в бюджеты всех уровней (включая ЕСН в ФБ):

1 664 146

1 273 904

100,0

100,0

76,6

в том числе :

         

4

федеральный бюджет

316 150

-109 734

Х

Х

<100

5

консолидированный  бюджет                                                                                                                                                      Республики Марий Эл

1 347 996

1 383 638

Х

Х

102,6

 

в том числе :

         

6

республиканский бюджет

892 807

997 790

Х

Х

111,8

7

местные бюджеты

455 189

385 848

Х

Х

84,8


 

Эти отличия заключаются не только в механизмах формировании налоговой базы, но и в том, что в состав зарубежных имущественных налогов включен земельный налог.

Динамика налогов на имущество, поступающих в консолидированные бюджеты РФ, на основании данных Федеральной налоговой службы представлена на рис.5.

В российском законодательстве не решен целый ряд правовых проблем владения, распоряжения, пользования земельными участками, не проведена кадастровая оценка всех земельных площадей. В результате, земля, хотя и является имущественным фактором создания стоимости, она как таковая не включается в состав недвижимости.

Преимущества имущественных налогов заключаются в высокой степени стабильности налоговой базы; такие налоги менее всего подвержены колебаниям и не зависят от результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Это позволяет рассматривать имущественные налоги в качестве стабильных доходных источников соответствующих уровней. Кроме того, принципы взимания имущественных налогов стимулируют эффективное использование имущества. За рубежом налоги на имущество юридические и физические лица уплачивают на все недвижимое имущество, земля, строения, сооружения, а также движимое - ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.

Рисунок 5 – Динамика поступлений налогов на имущество, млрд.руб.

 

Еще одно преимущество - государство, применяя дифференцированную систему ставок налога на имущество, стимулирует организации на более эффективное использование имущества; может поощрять одни виды деятельности и ограничивает другие; а налоговые платежи с имущества играют важную роль в выполнение социальных программ в регионах. Таким образом, налоги на имущество сочетают в себе фискальную и регулирующую функции, причем в рыночных условиях значение последней должно преобладать.      В действующей налоговой системе РФ имущественное обложение представлено следующими налогами:         - налог на имущество организаций;        - налог на имущество физических лиц,

- земельный налог;

- транспортный налог.

В настоящее время доходы в денежной и натуральной формах, полученные в порядке наследования, освобождены от налогообложения, а доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения (за исключением уплаты государственной пошлины) в случае, если даритель.

Изучение зарубежного опыта имущественного налогообложения показывает, что наиболее перспективным является переход от традиционного имущественного налогообложения к налогообложению недвижимости. В настоящее время налог на недвижимость взимается в 130 странах мира.

Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации