Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы имущественного налогообложения.docx-1.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

Таким образом, основанные на льготах «страховые» схемы снижения величины страховых платежей будут постепенно уходить. Хотя затратность таких методов уже сейчас подчас не окупается полученной экономией. Зато можно предположить рост интереса к VIP-схемам. Особенно учитывая, что повышать ставку НДФЛ в планы не входит.

Предполагается исправление ошибки, допущенной в отношении предпринимателей. Их вернут на ту же схему исчисления страховых взносов, от которой ушли с отменой ЕСН. Страховые взносы будут уплачиваться по дифференцированному тарифу в зависимости от величины годового дохода.

Не озвучены в тексте намерения перевести в ведение налоговой службы администрирование страховых взносов. Хорошо или плохо это – сказать однозначно нельзя. Предложения такие звучали, и если они будут проведены в жизнь, то для плательщиков от проведенной реформы страховых взносов это будет означать возврат к прежней системе взаимодействия со страховыми внебюджетными фондами. С другой стороны, включение налоговых органов в администрирование, скорее всего, повлечет распространение инструментария части первой Кодекса на этот процесс. В частности, и в вопросе определения материальной выгоды от передачи работникам товаров, работ и услуг по сниженным ценам. Сейчас пока использование такого метода оптимизации страховых взносов доступно.

Главными ориентирами остаются, как и прежде, налоговые преференции для инвестиций. Продолжится работа по совершенствованию системы налогообложения и уплаты налогов на финансовых рынках. Планируется внесение ряда поправок в главу 25 НК РФ.

Предполагается отмена ценового интервала. Минфин склоняется к необходимости упрощения порядка определения рыночной цены по сделкам с ценными бумагами. Для целей налогообложения прибыли организаций доходы и расходы по таким операциям будут определяться исходя из фактической цены сделки.

Напомним, что сейчас при совершении операций с ценными бумагами приходится отслеживать их рыночную цену. Компании определяют интервал между минимальной или максимальной ценой сделок на ОРЦБ. А для необращающихся ценных бумаг этот интервал определяется как 20-процентное отклонение от расчетной цены. В случае выхода за него фактической ценой признается минимальная (для доходов) или максимальная (для расходов) граница. Договорная цена сделки устраивала налоговиков, только если она не выходила за пределы интервала.

Этот порядок не будет отменен полностью. Его продолжат применять, но только в отношении контролируемых сделок. В остальных случаях налогоплательщики смогут покупать и продавать ценные бумаги, не думая о подтверждении обоснованности их стоимости.

В последнее время налогоплательщики осваивают способы передачи имущества через сделки с продажей долей в уставных капиталах. Применение этой схемы в случае с акциями останавливал ценовой контроль по сделкам. Можно предположить, что принятие планируемых изменений повысит рейтинг таких схем.

Ограничат также право на освобождение от налогообложения доходов, полученных от продажи недвижимости. Оно будет применяться, только если в собственности лица находится не более трех таких объектов. При этом предполагается изменить принцип предоставления имущественного вычета на приобретение жилья. Он не будет зависеть от количества приобретаемых объектов. А значит, появится возможность полностью использовать сумму этого вычета. Напомним, он предоставляется только раз в размере 2 млн рублей (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Завлечь физических лиц на фондовый рынок предполагается инвестиционным налоговым вычетом. Его планируют определять как положительный финансовый результат, полученный от реализации или погашения ценных бумаг с обязательным централизованным хранением. Данные ценные бумаги должны быть обращающимися на ОРЦБ и находиться в собственности налогоплательщика более трех лет. Но сумму вычета ограничат, максимальный размер будет рассчитываться исходя из срока владения акциями.

В самое ближайшее время – еще до конца текущего года – будут внесены изменения порядка налогообложения доходов иностранных компаний по еврооблигациям. Это связано с прекращением действия с 1 января 2014 года режима, который позволяет российским компаниям – источникам дохода не удерживать налог по процентным выплатам.

К сожалению, о сути этих изменений Минфин не высказался достаточно четко. Но, учитывая общую антиофшорную направленность документа, можно предположить, что правительство не отказалось от намерения выйти на конечного получателя доходов – «лицо, имеющее фактическое право на эти доходы». Однако по-прежнему остается открытым вопрос о том, как будет решаться вопрос в случае оформления заемных обязательств без участия облигаций.

Очевидно желание Минфина создать альтернативную систему иностранных заимствований. При ее использовании иностранные инвесторы смогут покупать облигации российских компаний напрямую через российский финансовый центр. Предполагается обязательное централизованное хранение таких облигаций на счетах номинального держателя, открытых в российском центральном депозитарии. При этом владельцами этих счетов должны быть крупнейшие международные депозитарно-клиринговые системы. В этом случае планируется налогообложение полученных доходов по ставкам, не превышающим налогообложение доходов по еврооблигациям.

Предполагается введение налоговых преференций по налогу на прибыль для инвесторов офшорных зон в Дальневосточном федеральном округе, Забайкальском крае, Республике Бурятия или Иркутской области. Это уже третий и самый крупный на сегодня подобный региональный проект после не менее масштабных в плане налоговых решений Сколково и Сочи.

В качестве меры налогового стимулирования предлагается ставка 0 процентов по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на период 10 лет реализации инвестиционного проекта. Для обеспечения адресности льгот в законодательство РФ будет введена новая категория – участник инвестиционного проекта. Такими участниками могут быть только коммерческие и не связанные с финансовой деятельностью организации.

От участника ожидаются существенные денежные вливания в регионы. Объем капитальных вложений должен составлять не менее 150 млн рублей или 500 млн рублей в зависимости от срока их осуществления (три и пять лет соответственно). Кроме того, необходимо иметь в собственности или в долгосрочной аренде земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта. При этом инвесторы должны быть зарегистрированы только в указанном субъекте и не могут иметь обособленных подразделений за его пределами.

Огорчат налогоплательщиков и некоторые планы в части изменений по НДС. Предполагается устранить неопределенность в отношении вычета НДС по нормируемым расходам. Вычет будет осуществляться в размерах, соответствующих установленным нормативам. Напомним, что такое требование содержится в пункте 7 статьи 171 НК РФ. Прямо в ней упомянуты только командировочные и представительские расходы.

Но планируется облегчение работы с импортом и экспортом. Предполагается установление единого порядка вычетов по НДС вне зависимости от назначения товаров, работ и услуг – для осуществления экспорта или для операций на внутреннем рынке. А значит, уйдут в прошлое споры о восстановлении ранее принятого НДС по экспортным операциям.

Кроме того, упростится порядок принятия к вычету НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров. Станут необязательными копии таможенных деклараций и перевозочных документов с отметками таможенных органов на бумажных носителях. Вместо них можно будет предоставлять сведения из этих документов, необходимые для налогового контроля, в виде реестров в электронной форме.

Несмотря на многолетние усилия по введению нового порядка обложения недвижимости физических лиц, непосредственное его внедрение постоянно откладывалось из года в год. В «Основных направлениях» упомянут пакет поправок к соответствующей главе НК РФ. Проектом поправок предусматривается переходный период до 1 января 2018 года. Он направлен на постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории РФ по мере готовности муниципальных образований к его введению.

Для физических лиц ставки налога будут различаться в зависимости от кадастровой стоимости и объекта недвижимого имущества. Предполагается установить всем налогоплательщикам налоговый вычет на жилое помещение или земельный участок в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров каждого такого объекта налогообложения.

Предполагается, что такой же налог в отношении организаций будет разработан и принят в планируемом периоде. Этот налог, по задумке Минфина, отнесут к региональным налогам, и часть поступающих сумм будет зачисляться в местные бюджеты. Но для реализации планов необходимо разработать методику определения кадастровой стоимости для объектов недвижимости.

В общих чертах обозначены в документе планы, направленные на противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. Предполагается ввести необходимые нормы для обмена информацией, стандартизовать механизм контроля экспортно-импортных сделок и их налогообложения за счет создания типового межправительственного соглашения. Налоговые органы РФ будут принимать участие в проверках налогоплательщиков за рубежом. А к проверкам на территории РФ предполагается привлечение иностранных специалистов.

1.3.Организационно-правовые основы налогообложения имущества

 

На протяжении первых четырех лет функционирования российской налоговой системы (1992-1995 годы) и далее вплоть до 1998 года, несмотря на рост общего числа налогов, наблюдалось существенное падение налоговых доходов консолидированного бюджета относительно ВВП. Фактически налоговая система в этот период не обеспечивала государству возможность финансирования расходов в полном объеме.

В 1999-2001 годах был принят и поэтапно вводился в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Именно этот этап в современной экономической литературе рассматривается как масштабная налоговая реформа.

Налоговый кодекс стал своего рода налоговой конституцией; в нем регулируются все вопросы, связанные с налогообложением.

Предусмотренные НК РФ изменения направлены на снижение общего налогового бремени, создание понятной и простой налоговой системы, формирование рациональной и справедливой и единой в рамках РФ налоговой системы, обеспечение стабильности налоговой системы, укрепление и развитие бюджетного федерализма.

В Налоговом кодексе установлен закрытый перечень налогов и сборов с сокращением их общего числа, максимально унифицированы действующие режимы исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

Принципы не могут иметь только декларативный характер, они должны иметь абсолютно прикладной характер, который определяет, как обязана выглядеть и совершенствоваться налоговая система, основанная на них.

В Налоговом кодексе РФ закреплены следующие принципы построения налоговой системы (рис.4).

Рисунок 4 – Принципы построения налоговой системы

 

- принцип единства - Правительство  РФ обеспечивает проведение единой  налоговой политики, не допускающей  установление налогов, нарушающих  единство экономического пространства  страны; единую систему налоговых органов;

- принцип подвижности (эластичности) - сформулирован еще в конце 19в. немецким экономистом А. Вагнером. Он гласит, что налоги могут  быть изменены в соответствии  с объективными нуждами и возможностями  государства. Однако частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из причин, по которым иностранные инвесторы отказываются работать в России, а также осложняющих деятельность российских налогоплательщиков;

- принцип стабильности - налоговая  система должна действовать вплоть до налоговой реформы;

- принцип множественности налогов  – означает значительную дифференциацию  налогов и объектов обложения;

- принцип исчерпывающего перечня  налогов.

В качестве основных принципов построения современной налоговой системы России можно выделить:

- действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц;

- разграничение прав по установлению и взиманию налогов между уровнями налоговой системы;

- исчерпывающий перечень налогов и фиксированные лимиты налоговых ставок;

- применение ко всем налогоплательщикам единого подхода при налогообложении;

- приоритет налогового законодательства над другими правовыми актами, затрагивающими вопросы налогообложения;

- приоритет международных договоров над внутренним налоговым законодательством в целях избежания двойного налогообложения.

Налоговая система России постоянно находится в состоянии трансформации. Меняются ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивает практически все субъекты экономики.

Во главе законодательных норм, регулирующих налоговую систему, находятся конституционные нормы. Положения налогового характера, содержащиеся в конституции, обладают тем превосходством, что основываются на историческом опыте формирования налоговой системы, а также на разграничении полномочий между различными уровнями государственной власти и местным самоуправлением, их отличает информационная насыщенность, универсальный, многоцелевой характер. Основным актом в области налогового законодательства является Налоговый кодекс РФ, который определяет порядок взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков за исполнение налогового законодательства.

Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации