Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы имущественного налогообложения.docx-1.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт заочного обучения

 

Кафедра «Финансы, денежное обращение и кредит»

 

Специальность:___________________________________________

Специализация:___________________________________________

Форма обучения:__________________________________________

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации

 

Исполнитель:

Студент___группы _____________     _______________________________

                                    (подпись)                                                          (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта:

_______________  ______________ _______________________________

(ученое степень, звание)             (подпись)                                                     (инициалы и фамилия)

Консультант:

_______________  ______________  _______________________________

(ученое степень, звание)             (подпись)                                                     (инициалы и фамилия)

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:

Заведующий кафедрой

_______________  ______________  _______________________________

(ученое степень, звание)             (подпись)                                                     (инициалы и фамилия)


 

 

 

 

Москва 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования связана с тем, что налоги затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества.

История доказывает, что современные государства не могут обойтись без налогов, ведь производство общественных товаров - удовлетворение коллективных потребностей государством требует определенных расходов, которые могут быть профинансированы только посредством налогов. По сути, налоги – это цена общества за общественные товары:

- осуществление социальных программ - пенсионного и социального  обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

- обеспечение простого и расширенного  воспроизводства в народном  хозяйстве;

- обеспечение обороны и безопасность, поддержание внутреннего  порядка;

- содержание различных органов  власти и управления;

- предоставление безвозмездной  помощи другим странам.

Из налогов складывается большая часть доходов государственного бюджета, другими словами, именно налоги являются основным механизмом формирования «денежных касс» государства.

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.

Современная российская налоговая система включает многообразные по экономическому содержанию и объектам обложения виды налогов. Особое, важнейшее место среди них занимают имущественные налоги. Определенность имущества как объекта обложения позволяет государству четко определить возможные налоговые поступления от данного налога, а учитывая взаимосвязь объекта имущества и его владельца, налог на имущество приобретает регулирующие возможности.

Другая важнейшая задача, которую решают налоги (в том числе и имущественные) – сбор средств в бюджет государства, включая федеральный, региональный и местные бюджеты. При этом распределение налоговых доходов должно обеспечивать определенный уровень хозяйственной самостоятельности бюджетов разного уровня, обеспече6ие их достаточным уровнем собственных налогов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести для удовлетворения нужд своих жителей. Обеспечить финансовую самостоятельность субъектов Российской Федерации и местного самоуправления призваны региональные и местные налоги, основой которых являются налоги на движимое и недвижимое имущество.          В настоящее время в систему региональных налогов включено всего лишь три налога: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес; местных налогов - два: земельный налог и налог на имущество физических лиц. К сожалению, имущественные налоги в доходах бюджета не играют ведущей роли. Ограниченность набора источников налоговых поступлений, которыми располагают региональные органы власти и органы местного самоуправления приводит к несоответствию объема расходных полномочий, возлагаемых на эти органы, размеру налоговых доходов. Проблема обеспечения собственными налогами и постоянными налоговыми доходами местных бюджетов остается до сих пор нерешенной. Одним из направлений решения данной проблемы является повышение эффективности функционирования системы имущественных налогов. Всем этим и обусловлена актуальность темы данного дипломного проекта.

Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.

Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать сущность и  функции налогов и налогообложения  в  целом, их место в рыночной экономике;

- изучить налоговую политику  России применительно к  имущественному налогообложению;

- распределения налоговых полномочий  между органами власти  различного уровня по закреплению за ними соответствующих налогов;

- рассмотреть экономическую природу имущественного налогообложения, его эволюцию;

- опираясь на современное налоговое  законодательство рассмотреть  содержание, технику исчисления, порядок уплаты отдельных имущественных налогов и состояния современного имущественного налогообложения в целом;

- изучить опыт имущественного  налогообложения в развитых  зарубежных странах и возможность его использования в Российской Федерации;

- выявить основные проблемы  имущественных налогов и определить основные тенденции и перспективы развития имущественного налогообложении современной России.

Методологическую и теоретическую основу дипломной работы составляют: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы, другие нормативные правовые акты, основные положения, содержащиеся в публикациях отечественных и зарубежных ученых-экономистов: И.В. Горского, В.В. Коровкина, Л.Н. Лыковой, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и других.

Структура дипломного проекта обусловлена целями и задачами, поставленными перед автором. В первой части работы рассматриваются теоретические основы налогообложения России, сущность, функции и классификация налогов, основы налогового и бюджетного федерализма и обособления местного налогообложения.       Во второй части рассматривается государственное регулирование местного налогообложения в России и зарубежных странах.    Третья часть посвящена изучению развития и современного состояния местных налогов в РФ, выявлению проблем и определению перспектив развития местного налогообложения в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

1.1.Понятие, сущность и  функции налогов в налоговой  системе РФ

Значение терминов «налог» и «сбор» приводятся в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данным законодательным актом определения налога и сбора звучат следующим образом.

Налог — обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).Рассмотрев более подробно вышеприведенные определения, можно выделить некоторые характерные черты, присущие налогу и сбору.Налог, как платеж, отличают следующие свойства:

  • обязательность;
  • индивидуальность;
  • безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих физическим или юридическим лицам;
  • ориентация на финансирование государственной системы.

Сбор, как и налог, является обязательством физических или юридических лиц. Но, в отличие от налога, сбор выступает условием совершения в отношении его плательщика каких-либо значимых юридических действий.

Существуют следующие сборы: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы на федеральном, региональном и местном уровне.Между налогом и сбором существует большая разница. Можно выделить следующие отличия налога от сбора.

  1. Взимание налога не требует согласия плательщика в то время, как при уплате сбора согласие плательщика обязательно.
  2. Налог представляет собой безвозмездный платеж, в то время как сбор предполагает личностно-обменные отношения с государством.
  3. Налог является платежом в денежной форме, а сбор может быть внесен разными способами.
  4. Расчет суммы налога происходит путем исчисления процентного соотношения к какой-либо базовой единице, в то время как сбор предполагает фиксированную сумму платежа.
  5. Налоговые платежи имеют заданную периодичность, в то время как сборы выступают разовыми взносами.
  6. Целью налогообложения является финансирование расходов государства, в то время как цель сбора заключается в компенсации издержек государства, возникающих в связи с предоставлением плательщику каких-либо услуг.
  7. При налогообложении учитывается фактическая способность плательщика уплатить конкретный налог, в то время как сумма сбора является фиксированной вне зависимости от материального положения физического или юридического лица.

Процедура установления налогов и сборов регламентируется законодательством Российской Федерации. В частности, Конституцией выделяется несколько требований, применяемых к порядку установления налогов и сборов.

Налоги и сборы считаются «законно установленными», если выполняются следующие условия.

  1. Соответствие уровня налогов и сборов уровню законодательных органов, устанавливающих их. Это значит, что федеральные налоги и сборы могут быть установлены только федеральными законодательными органами, а региональные и местные налоги и сборы — органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
  2. Надлежащая форма установления налогов и сборов. Это значит, что при установлении налогов и сборов должна соблюдаться форма их утверждения: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, законодательные акты органов местного самоуправления.
  3. Соблюдение порядка принятия нормативно-правовых актов и законов о налоге. Такой порядок прописан в Конституции РФ и других законодательных документах. Существуют несколько требований, предъявляемых к процедуре принятия законов о налогах и сборов. Например, законопроекты о введении и отмене налогов, а также об освобождении от их уплаты вносятся в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации, что прописано в статье 104 Конституции. Однако вовсе необязательно, что заключение Правительства должно обладать положительным характером. Данную норму можно объяснить так: Правительство информируется о законопроекте, который будет вноситься на рассмотрение, оставляя за собой право высказать свои предложения и замечания о нем. На практике подобное заключение крайне редко составляется в виде отдельного документа. Чаще мнение Правительства РФ высказывается в ходе обсуждения законопроекта.
  4. Введение налога в действие в соответствии с законодательно установленными нормами. Требования, предъявляемые к процедуре введения налога, предусмотрены в Конституции РФ. Соблюдение установленной процедуры делает налоговое законодательство более стабильным и ограничивает возможность придания законам о налогах и сборах обратной силы.

Сущность налогов проявляется в исполняемых ими функциях. Можно выделить условно четыре функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную и социальную. Рассмотрим более подробно каждую из них.Фискальная функция обусловлена содержанием налогов. Практическая реализация фискальной функции формирует финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения государственной системы. Таким образом, с помощью фискальной функции создается материальная база для функционирования государства. Целью фискальной функции выступает формирование дохода каждого уровня бюджета.Применение фискальной функции имеет некоторые ограничения. Когда налоговых платежей недостаточно, а сокращение расходов невозможно, государству приходится искать другие формы доходов. Прежде всего, к таким формам относятся внутренние и внешние государственные, региональные, местные займы. При обращении к займам формируется государственный долг, обслуживание которого, в свою очередь, требует дополнительных расходов, что влечет за собой повышение налогов в будущем, например, увеличение налоговых ставок, введение новых налогов. Такой поворот событий может вызвать недовольство со стороны плательщиков, которое выражается в производственном спаде и т.д. Таким образом, государство столкнется с новыми финансовыми проблемами, решить которые возможно только с помощью новых займов. Такая ситуация опасна крахом финансовой системы.Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что доля платежей, поступающих в бюджет за счет практического применения фискальной функции, прямо пропорциональна уровню доходов плательщиков.

Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации