Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы имущественного налогообложения.docx-1.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

Движимым имуществом в налоговой практике принято считать транспортные средства всех видов, ценные бумаги, денежные средства в валюте. К недвижимости обычно относят земельные участки, здания, строения, сооружения и т.п.

Само понятие «недвижимое имущество» раскрывается в Гражданском кодексе РФ. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

Как экономическая категория недвижимость – это материальный актив, стоимостной эквивалент которого определяется эффективностью его использования в качестве экономического блага, товара или источника дохода.

В качестве главных отличительных черт недвижимости следует отметить: принадлежность к вещам и неразрывную связь с землей. Недвижимость является единственным из экономических благ, ценность которого определяется не только потребительскими свойствами конкретного объекта, но и характеристиками местоположения.

Предложения о введении в налоговую систему РФ налога на недвижимость существуют достаточно давно, еще с конца 90-х годов. В то же время Минфином РФ был подготовлен проект закона о налоге на недвижимость. По итогам эксперимента введения налога на недвижимость в городах Великий Новгород и Тверь предполагалось разработка соответствующей главы НК РФ «Налог на недвижимость». Этот налог должен вводиться по решению законодательных (представительных) органов субъектов РФ вместо налогов на имущество организаций и физических лиц, земельного налога.

В качестве объекта налогообложения по этому налогу предполагается установить земельные участки с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности юридических и физических лиц. Налоговую базу предполагается определять исходя из оценки недвижимого имущества по рыночной стоимости.

Введение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимость связано с необходимостью повышения роли имущественного и земельного налогов. Сегодня налогообложение собственности не стало таковым - в целом имущественные налоги приносят в региональные и местные бюджеты гораздо меньше финансовых ресурсов, чем можно было бы ожидать – всего не более 1,5% налоговых поступлений.

Основными причинами такой ситуации являются:

- неполный учет объектов недвижимости. Современная статистика недвижимости БТИ является лживой. Проведенные обследования показали, что в Нижнем Новгороде 30% недвижимости не учтено БТИ. В Московской области налоговыми инспекциями выявлено примерно 5 млн. строений, прошедших техническую инвентаризацию и не зарегистрированных в БТИ, много зданий и сооружений вообще не имеющих инвентаризационной стоимости;

- пробелы в существующей нормативной  правовой базе по исчислению  налога на имущество физических  лиц - возможность не регистрировать  на законном основании почти законченные строительством и пригодные к эксплуатации здания;

- отсутствие реальной оценки  стоимости строений;

- сложный и трудоемкий порядок  исчисления и учета налоговой  базы по земельному налогу (размеры  и качество земельных угодий, оценка стоимости земельных участков);

- неэффективный подход к определению  налоговой базы по имущественному  налогу. Так сегодня для определения  его величины используется инвентаризационная  стоимость. Подобный подход не годится для налогообложения, поскольку не учитывает истинные потребительные свойства объекта. В результате инвентаризационная стоимость отличается от рыночной. Реальная стоимость имущества существенно занижается. Поэтому необходимо методы определения инвентаризационной стоимости приводить в соответствие с реальными условиями.

Переход к налогообложению недвижимости предполагает целый ряд условий и требований к новому налогу:

- обеспечение полного учета  объектов недвижимости;

- введение реальной оценки стоимости  объектов недвижимости, т.е.рыночной стоимости;

- дифференциация ставок налога  в зависимости от местонахождения  земельного участка, его размеров, транспортной доступности, удаленности  от областного центра; в зависимости  от балансовой стоимости, местонахождения  квартиры, дома, дачи, качества жилья, площади помещений и т. д.;

- повышение ставки на вторую  и последующие квартиры.

При замене трех имущественных налогов налогом на недвижимость могут иметь место потери в доходной части бюджетов. Поэтому для осуществления наиболее безболезненного способа перехода к налогообложению недвижимости необходимо создать условия для обеспечения защиты прав и интересов собственников. Следует провести сплошную инвентаризацию объектов недвижимости, обеспечить их полный учет и передачу полученных сведений в территориальные налоговые органы для обеспечения полного и своевременного налогообложения.

Основными чертами современного состояния налогообложения имущества юридических лиц в России являются:

1. Стабильность поступления доходов в бюджет.

2. Обложение остаточной стоимости  основных средств, а не всего  имущества организации. В целом, действующий порядок расчета  не стимулирует обновление основных  средств, т.к. если предприятие имеет  новое оборудование, то налоговая  база по налогу, и сам налог будет выше, что влияет, в конечном итоге, на сумму чистой прибыли, которая потенциально может являться источником финансирования капитальных вложений.

3. Тенденции снижения облагаемой  базы в будущем ввиду опережения  устаревания и выбытия имущества над его вводом. По данным Росстата степень износа основных фондов в Российской Федерации имеет тенденцию к росту и составляет на конец 2013 г. 47,9%. В целом по экономике остающееся недостаточным поступление новых основных фондов сдерживает замену устаревших, изношенных фондов. Для характеристики состояния основных средств, в том числе производственных, их динамики и технического состояния можно использовать коэффициент обновления и коэффициент выбытия.         Динамика изменений коэффициентов обновления и выбытия основных фондов по данным Росстата представлены на рисунке 5.

Рисунок 6- Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов в Российской Федерации, %

 

На возрастную структуру имеющихся основных фондов значительное влияние оказывают низкие объемы ликвидации устаревших основных фондов. Наличие физически и морально изношенных основных фондов приводит к неэффективности их использования. Недостаточные темпы обновления основных фондов сдерживают процесс модернизации экономики России.

Теперь за имущественными налогами осталось налогообложение владения и пользования объектами собственности. Так, появившись первыми, налоги с имущества были постепенно вытеснены подоходным налогом.

Большую долю в имущественных налогах (по оперативным данным ФНС РФ - около 90%) составляет налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций установлен в Российской Федерации с 1 января 1992 г. Федеральным законом от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.

С 1 января 2004 г. вступила в действие Глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» (рис. 7).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 – Основные элементы налога на имущество организаций

 

Практически у каждой организации есть основные средства, и если она не применяет специального режима налогообложения, то со стоимости имущества, находящегося на балансе, ей необходимо уплатить налог.

Цели налога:

- обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов;

- создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для организаций.

Одним из самых важных моментов в системе обложения налогом на имущество является объект налогообложения: движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, (рис. 8).

Налоговая база рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества (по остаточной стоимости).

Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества прописан в п. 4 ст. 376 НК РФ и определяется по формуле:

СГС = ОСИ1 + ОСИ2 + … + ОСИ12 + ОСИ к.г. / Н + 1   (1)   где: СГС – среднегодовая стоимость имущества;

ОСИ – остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца;

Н - Количество месяцев в налоговом периоде.

Если организация или ее обособленное подразделение созданы (ликвидированы) в течение налогового периода, то особого порядка для расчета среднегодовой стоимости имущества Налоговым кодексом не предусмотрено. Как поясняет Минфин в Письме от 05.07.2005 № 03-03-04/1/58, организация должна применять общий порядок, установленный п. 4 ст. 376 НК РФ. В этом случае на начало некоторых месяцев остаточная стоимость имущества будет равна нулю, в знаменателе в любом случае будет постоянная величина, равная количеству месяцев в отчетном (налоговом) периоде, увеличенному на единицу (4, 7, 10, 13 месяцев). Дело в том, что налоговой базой является средняя стоимость имущества за календарный год, а не за период деятельности организации.

Кроме того, в соответствии с действующим порядком расчета среднегодовой стоимости при расчете налоговой базы за налоговый период учитываются изменяющие остаточную стоимость результаты проведенной организацией по состоянию на указанную дату переоценки основных средств, отражаемые, однако, в соответствии с установленным порядком ведения бухучета обособленно (не включаемые в данные бухгалтерской отчетности предыдущего года).

Изменение (зачастую в сторону увеличения) остаточной стоимости налогооблагаемого имущества по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 31 декабря налогового периода в основном обусловлено проводимой по документально подтвержденным рыночным ценам (имеющим в общей массе тенденцию роста) переоценкой объектов основных средств. Поэтому у организаций, проводящих переоценку объектов основных средств, налоговая база, исчисленная по правилам, установленным новой редакцией п. 4 ст. 376 НК РФ, как правило, будет меньше по сравнению с налоговой базой, исчисленной по действующему ныне порядку.

Пример. На балансе организации находится имущество, остаточная стоимость которого приведена в таблице 3.

Таблица 3 - Исходные данные для расчета среднегодовой стоимости  имущества организации

Остаточная стоимость имущества на дату

Остаточная стоимость имущества, млн.руб.

На 01.01.2013

160

На 01.02.2013

150

На 01.03.2013

140

На 01.04.2013

130

На 01.05.2013

250

На 01.06.2013

240

На 01.07.2013

230

На 01.08.2013

220

На 01.09.2013

210

На 01.10.2013

200

На 01.11.2013

190

На 01.12.2013

180

На 31.12.2013

170

На 31.01.2014

230


 

Среднегодовая стоимость имущества за 2013 г. составит:

(160 + 150 + 140 + 130 + 250 + 240 + 300 + 220 + 210 + 200 + 190 + 180 + 170) / (12 мес. + 1) = 190 млн. руб.

Дело в том, что налоговой базой является средняя стоимость имущества за календарный год, а не за период деятельности.

В настоящее время налог на имущество взимается с организаций в региональные бюджеты с балансовой стоимости имущества, максимальная ставка, установленная НК РФ — 2,2%.

Региональные власти вправе устанавливать пониженные ставки.

Так как этот налог является региональным, власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные льготы помимо предусмотренных НК РФ. Нужно отметить, что льготы, предусмотренные Кодексом, применяются независимо от того, прописаны они в региональном законе или нет. Таким образом, существует два вида льгот: установленные ст. 381 НК РФ, и региональные, которые определяют в местных законах региональные власти. Льготы, установленные федеральным и региональным законодательством, применяются одновременно и не исключают друг друга.

Федеральные налоговые льготы можно разделить на два вида: первые предусматривают полное освобождение от уплаты налога, а вторые - только по отдельным видам имущества.

Если у организации есть недвижимое имущество вне места ее нахождения, то необходимо уплачивать налог, как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения недвижимого имущества. Если обособленное подразделение организации выделено на отдельный баланс, то налог уплачивается по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Может возникнуть ситуация, когда сумма налога на имущество зачисляется полностью в бюджет субъекта РФ, без распределения по бюджетам муниципальных образований. В этом случае непредставление деклараций по налогу на имущество в разные налоговые инспекции по месту нахождения недвижимого имущества (в пределах субъекта РФ) не является налоговым правонарушением.

Основными проблемами имущественного налогообложения в настоящее время являются:

- низкая оценочная стоимость  объекта налогообложения и рост  сумм налога при использовании  организациями инструментов переоценки  основных средств;

- незаинтересованность предприятий в обновлении основных производственных фондов.

В настоящее время в российской оценочной практике выработан ряд методов оценки объектов имущества, однако их применение в налоговой практике ограничено. Реформирование налоговой системы и применение налогового учета, по сути, привели к ведению двух параллельных обязательных видов учета – бухгалтерского (финансового) и налогового. Применяемые в отечественной практике виды стоимостных оценок, значительно отличаются от мировых. Переход на рыночные формы хозяйствования требует своевременной и объективной оценки основных фондов, где особое место занимает оценка их реальной стоимости. Установлено, что значительные отличия в принципах учета основных средств по национальным и международным стандартам сегодня не позволяют рассматривать в качестве справедливой стоимости балансовую (остаточную) стоимость основных средств.

Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации