Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы имущественного налогообложения.docx-1.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

Согласно п. 8 ст. 408 НК РФ сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения будет исчисляться формуле:

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 - сумма налога, исчисленная из кадастровой стоимости;;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;

К - коэффициент, равный от 0, 2 до 0,8 в зависимости от налогового периода.

По-прежнему сумма налога по истечении налогового периода будет определяться налоговыми органами на основании сведений, представляемых в соответствии со ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.  
В отличие от своего предшественника существенно изменяется порядок исчисления налога на имущество в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество.

Напомним, что в настоящее время по новым строениям, помещениям сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

С нового года такой порядок определен в п. 5 ст. 408 НК РФ. При возникновении или прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения (прекращения) указанного права принимается за полный месяц, если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца.

Статья 409 НК РФ практически полностью воспроизвела положения Закона РФ № 2003-1, касающиеся порядка уплаты налога на имущество физических лиц: налог уплачивается на основании налогового уведомления. Для уплаты налога устанавливается единый срок - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, уплачивать налог на имущество физических лиц по новым правилам нам придется в срок не позднее 1 октября 2016 года.

 

2.3.Оценка современного состояния изменений в имущественном законодательстве

 

 

 

Последние годы федеральный бюджет играет основную роль в обеспечении общей сбалансированности региональных бюджетов. В 2007-2012 гг. консолидированные региональные бюджеты в основном сводились без дефицитов, за исключением пика кризиса в 2009 году, когда общий дефицит составил 0,8% ВВП, и 2012-го (0,5% ВВП). В 2009-2011 гг. объем федеральных трансфертов вырос с 2,6% до 3-4% ВВП, что позволило предотвратить нарастание проблемы. Однако основное бремя дефицита бюджетной системы пришлось на федеральный бюджет. В 2012 году объем трансфертов снизился до докризисного уровня и дисбаланс региональных бюджетов вновь стал расти.

2013 год был достаточно сложным как для российской экономики, так и для бюджетной системы, особенно на региональном уровне. Темпы экономического роста замедлились с 3,4% до 1,3%, ухудшились финансовые показатели предприятий. Доля доходов региональных бюджетов в ВВП в 2013-м достигла исторического минимума с 1995-го. Это произошло как за счет снижения налоговых доходов (в первую очередь, налога на прибыль), так и сокращения объема федеральных трансфертов. В то же время расходы региональных бюджетов снизились незначительно (с 13,4% до 13,2% ВВП), причем план по расходам был выполнен лишь на 90%. Основным препятствием для более масштабного сокращения расходов стал рост обязательств субъектов Федерации по исполнению «майских» президентских указов 2012 года, в первую очередь в части повышения зарплат бюджетникам. Дополнительные расходные обязательства регионов в 2013-2014 гг. оцениваются в пределах 0,5% ВВП.

Данные за 8 месяцев 2014 года говорят о том, что ситуация с исполнением бюджетов разных уровней несколько улучшается, даже несмотря на прогнозируемое замедление темпов экономического роста до 0,5%. Налоговые доходы могут вырасти в 2014 году за счет некоторого восстановления поступлений налога на прибыль. Однако сравнение налоговых поступлений не только с 2013 годом, но и с 2012-м показывает, что в реальном выражении налоговые поступления не восстановились, к уровню 2012 года наблюдается заметное падение.

В итоге на региональном уровне общий объем доходов в 2014-м может остаться на уровне прошлого года (12,2% ВВП), а расходы вырастут (при 100% выполнении плана по расходам) до 13,5% ВВП. В этом случае общий дефицит региональных бюджетов в 2014 году увеличится до 1,3% ВВП.

То, что по итогам первых 8 месяцев 2014 года объемы регионального долга практически не изменились, не означает полной нормализации ситуации. Практика 2012-2013 гг. показала, что именно в конце года долг растет на 15-20% (что связано с сохраняющейся неравномерностью расходов и необходимостью до конца года исполнить все обязательства). Необходимо учитывать, что существенное снижение общего дефицита региональных бюджетов по сравнению с 2013 годом возможно только в случае, если уровень исполнения расходов будет ниже запланированного как минимум на 10% (как это и было в 2013-м). Важно также отметить, что в 2014 году продолжилась тенденция к снижению доли инвестиционных расходов регионов (доля в общей сумме расходов за 8 месяцев 2013 года – 12%, а за 8 месяцев 2014-го уже 10,3%).

Проект федерального бюджета на 2015–2017 гг. не предполагает смены тренда: с уровня 2,17% ВВП в 2014 году общий объем межбюджетных трансфертов субъектам РФ упадет до 2,01% ВВП в 2015-м и до 1,74% ВВП в 2016-м. В 2017-м ожидается небольшой рост до уровня 1,81% ВВП. В результате дальнейшее снижение реального объема доходов консолидированных бюджетов субъектов с минимального за весь предыдущий период времени уровня в 12,2% ВВП в 2013-2014 гг. до 11,9% ВВП к 2017 году обусловлено в бюджетных проектировках именно снижением общего объема трансфертов из федерального бюджета.

Важно также учитывать, что прогноз по доходам как федерального бюджета, так и бюджетов других уровней сделан исходя из достаточно оптимистичного макроэкономического прогноза (выход на 3%-ный темп роста экономики в трехлетней перспективе).

Реформирование налогообложения недвижимости (имущества и земли) и переход к определению базы по кадастровой стоимости также может положительно сказаться на повышении сбалансированности региональных бюджетов. Однако надо учитывать как наличие «переходного периода», так и существенные различия в рыночной стоимости недвижимости по регионам, что приведет к тому, что соответствующие налоговые доходы будут расти постепенно и, более того, неравномерно по регионам. Также, учитывая социальные риски проведения реформы налогообложения имущества именно физических лиц, в среднесрочной перспективе можно увеличить поступления по данному налогу лишь до 0,1–0,2% ВВП (с 0,03% ВВП в 2012-2013 гг.). Сегодня действует следующий порядок налогообложения имущества граждан.

Росреестр и Госавтоинспекция направляют налоговым органам сведения о зарегистрированных на физические лица объекты недвижимости (в том числе земельные участки) и транспортные средства.

Налоговики исчисляют сумму налога на основании этой информации, а затем направляют гражданам налоговые уведомления – и только после этого налогоплательщик обязан уплатить налог.

Однако иногда информационное взаимодействие между госорганами далеко от совершенства, и это приводит к тому, что некоторые квартиры, дома, автомобили и прочее имущество остаются за рамками налогообложения.

Поправки вводят правило, по которому налогоплательщик будет обязан самостоятельно однократно известить свою инспекцию о наличии у него налогооблагаемого имущества в том случае, если соответствующее налоговое уведомление не придет. При наличии же у налогоплательщика льготы в виде освобождения от уплаты имущественного налога эта обязанность с него снимается.

Законодатель предусмотрел ситуацию, когда неизвестное налоговикам имущество находится в собственности гражданина довольно долго. В этом случае налог на имущество начинает исчисляться с того налогового периода, в котором налогоплательщик уведомил о нем налоговые органы. Правда, это поблажка действует только до 1 января 2017 года.

После этой даты начинает применяться общее правило – кстати, тоже закрепленное в НК РФ поправками: имущественный налог, взимаемый с физлиц, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Извещение об имуществе направляется по месту жительства налогоплательщика или месту нахождения его имущества (как удобнее самому налогоплательщику), и к нему должны быть приложены правоустанавливающие документы на имущество. Последний срок направления такого извещения – 31 декабря года, следующего за отчетным.

За нарушение этой обязанности предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Вступит в силу: С 1 января 2015 года. Ответственность за нарушение этой обязанности может быть наложена с 1 января 2017 года. 

Принятие Закона № 52-ФЗ связано с плачевным состоянием реестров недвижимости и местных бюджетов. Проблемы плохой работы госорганов, содержащихся, кстати, за счет налогоплательщиков, вновь решаются за счет самих налогоплательщиков – на этот раз путем частичного перекладывания на них бремени заботы о том, знает ли государство об их имуществе.

В других странах тоже есть практика самоинформирования, там и налог на доходы физических лиц налогоплательщики самостоятельно рассчитывают, заполняя декларации – это называется самообложением. Но при этом уровень жизни, культуры, платежеспособности, доступности профессиональной помощи гораздо выше.

Самое главное, что налогоплательщики за рубежом имеют возможность спросить, на что идут уплаченные ими налоги – и не только спросить, но и получить их в виде общественных благ. Люди знают, что уплаченные ими деньги им вернутся, а не осядут в карманах чиновников. Не случайно в Дании, где одни из самых высоких налогов в мире, высок и "индекс счастья налогоплательщиков".

Кстати, не исключено, что все эти изменения в российской налоговой системе – это подготовка населения к введению в недалеком будущем прогрессивной шкалы налогообложения, так как она требует всеобщего декларирования гражданами своих доходов.

Если говорить именно о Законе № 52-ФЗ, то в связи с серьезными проблемами в наполнении местных бюджетов его принятие было неизбежным. Но, на мой взгляд, двухлетний переходный период слишком мал, чтобы все, включая пенсионеров, жителей малых городов и сел и других подобных категорий населения успели разобраться, что же они должны сделать. А ведь за неподачу сведений после наступления 2017 года грозят штрафы и пени". 

Прежде всего в законе сохранены все действующие льготные категории. Правда, если раньше они распространялись на все имущество без ограничений, то теперь льгота, которая освобождает от уплаты налога, действует в отношении одного объекта каждого типа: один дом, одна квартира, один гараж.

Очень важно в социальном плане появление налоговых вычетов. Они составят 50 кв. м с дома, 20 кв. м с квартиры и 10 кв. м с комнаты. Эффект от такого вычета будет особенно значим для небольших квартир. При площади квартиры 40-50 кв. м налоговая нагрузка с вычетом 20 кв. м уменьшается вдвое.

Нельзя не сказать и о самой процедуре введения в действие изменений. Предусмотрен мягкий поэтапный переходный период к полной стоимости налога: он растянется на пять лет. Первый платеж по новой схеме — это будет налог за 2015 год — пойдет только во второй половине 2016 года.

Наконец, были минимизированы риски, связанные с кадастровой оценкой. Очевидно, что она очень по-разному сделана в разных регионах, и где-то могут возникать претензии. Мы считаем, что в Москве кадастр адекватный. В нашей методике заложено много параметров. Это и территория, и год постройки дома, учитываются даже материалы стен и перекрытий. Да, наверное, есть вопросы к массовой оценке: она, например, не сможет учесть, на какую сторону у вас выходят окна. Однако в целом она правильно отражает рыночную стоимость. Более того, наш кадастр в среднем на 15-20% ниже рынка. Это сделано, чтобы уменьшить число потенциальных споров.

Обложение капитала как собственности, имущества (земли, домов и т. д.) никогда не оспаривалось теорией налогообложения. «Как городская земельная рента, так и обыкновенная поземельная рента, представляют такой вид дохода, которым собственник во многих случаях пользуется без всякого труда или забот со своей стороны. И если бы часть этого дохода отбиралась у его собственника для покрытия государственных расходов, то это не задержало бы развитие ни одной отрасли промышленности. Годовой продукт земли и труда всего общества, действительное богатство и доход массы народонаселения после введения такого налога оставались бы в таком положении, как и прежде. Вот почему городская земельная рента и обыкновенная поземельная рента являются, может быть, теми формами дохода, которые лучше всего могут вынести специальный налог на них».

Еще одним основанием имущественного обложения, особенно в городах, является «незаслуженное» возрастание стоимости имущества. «В росте ценности строений и земельной площади, находящейся под ними, есть элемент, и притом существенный, чуждый всякому вмешательству труда и капитала: возрастание ценности зависит исключительно от социальных причин». Справедливо и желательно, чтобы эта «особая форма ренты . была привлечена несению подати и обращена на пользу того самого общественного союза, который является ее создателем», - указывает Ф. Нити.

Нельзя не отметить и того отрицательного момента, что сам законодатель не поясняет отправных положений, во многом это и способствует разрозненному понимаю данных определений. Итогом реформы имущественного налогообложения будет создание условий для замены ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации