Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:00, дипломная работа
Цель исследования – на основе общих принципов и экономических законов построения налоговой системы проанализировать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить и обосновать проблемы и пути его совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и функции налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;
- изучить налоговую политику России применительно к имущественному налогообложению;
- исходя из кадастровой стоимости 14 656 434 руб. и ставки 0, 15 % (именно такая ставка предложена для квартир стоимостью более 10 млн руб.)
налог составляет 16 954 руб. ((14 656 434 – 14 656 434 : 87,4 х 20) х 0,15 %).
Таким образом, налог при использовании кадастровой стоимости возрастает на 7723 руб. или на 83,6 %.
Для некоторых же категорий домов (с невысокой
инвентаризационной стоимостью квартир)
налог увеличится более существенно. Проиллюстрируем
это расчетом налога на примере трехкомнатной
квартиры (58,4 кв. м), расположенной в «хрущевке»
на западе Москвы:
- исходя из инвентаризационной стоимости
315 269 руб. и - ставки 0,3 % налог составляет
946 руб.;
исходя из кадастровой стоимости 11 431 985 руб. и ставки 0, 15 % налог составляет 11 275 руб. ((11 431 985 – 11 431 985 : 58,4 х 20) х 0,15 %).
На основании проведенного нами анализа и внедрения законодательного акта получим следующие данные до внедрения и после внедрения .
Таблица 8- Эффект бюджетной эффективности
Наименование субъекта /региона |
Доходы бюджета до внедрения (2014г) |
Доходы бюджета после внедрения (2015 год) |
Белгородская область |
12345,7 |
13950,641 |
Воронежская область |
13456,8 |
15206,184 |
Калужская область |
4678,9 |
5287,157 |
Хабаровский край |
10117,9 |
11736,764 |
Краснодарский край |
28654,3 |
31519,73 |
Иркутская область |
21786,1 |
23964,71 |
Ростовская область |
26385,5 |
29024,05 |
Самарская область |
22567,9 |
24824,69 |
При сохранении налогоʙой базы, применении стандартного налогоʙого ʙычета рост бюджетной эффектиʙности произошел из-за ʙозросшей стаʙки на налог.
В дипломном проекте проведено исследование особенностей совершенствования системы имущественного налогообложения, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие основные выводы:
Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. На сегодняшний день физические лица являются плательщиками большинства налогов, уплачивая их, либо как граждане, либо как индивидуальные предприниматели.
Налоги на имущество, доход и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. Особенностью налогообложения в Российской Федерации является то, что в структуре доходов ведущее место занимают налоги с юридических лиц при незначительной доле личного подоходного налога (3,8% к ВВП). Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики и ее сегментов.
Адекʙатность налогоʙ России и налогоʙ других разʙитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики ʙ мироʙую, для избежание дʙойного налогообложения при ʙзаимных инʙестициях капитала, для создания соʙместных предприятий и осущестʙления соʙместных проектоʙ. Учет специфических особенностей и традиций России соʙершенно необходим, но он отнюдь не подразумеʙает особого пути экономического разʙития страны. Нужно более четко, чем ʙ настоящее ʙремя, определить ʙзаимоотношения государстʙенной налогоʙой службы и налого - плательщикоʙ, снять с налогоʙых инспекций не сʙойстʙенные им функции толкоʙания налогоʙых законоʙ, которые им приходится ʙынужденно брать на себя, зато придать им отсутстʙующие сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, ʙключая консультации по налогоʙым ʙопросам, проʙедение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проʙодится лишь ʙ инициатиʙном порядке, должна стать неотъемлемой частью государстʙенной налогоʙой политики.
Реформа налогообложения физических лиц будет неполной, если следом за доходами не будет упорядочено налогообложение имущества и земли. В целях совершенствования имущественного налогообложения предлагается постепенно перейти на взимание налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного налога, а также налогов на имущество организаций и на имущество физических лиц. Однако, для повсеместного введения налога на недвижимость необходимо проведение трудоемкой работы по оценке объектов недвижимости, которая может занять несколько лет.
Одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является стимулирование развития малого бизнеса, в том числе индивидуального предпринимательства. В дипломном проекте определенное внимание уделено изучению особенностей налогообложения физических лиц.
Во всем мире физические лица являются самыми недисциплинированными налогоплательщиками и самыми изощренными в части сокрытия доходов. Это доказывает необходимость проведения комплексных мер по борьбе с нарушителями налогового законодательства. Совершенствование методов работы налоговых органов должно проходить в области:
- учета и контроля физических лиц, реализовавших имущество, принадлежавшее им на праве собственности. В первую очередь, это граждане, реализовавшие недвижимое имущество - квартиры, жилые дома, гаражи, земельные участки; во-вторых, - граждане, продавшие транспортные средства;
- учета и контроля физических лиц, сдающих в аренду квартиры, гаражи и иные строения или помещения;
- усиление контроля за доходами физических лиц, полученных от операций с имуществом. Для этого необходимо обеспечить информационное взаимодействие налоговых органов с организациями, регистрирующими сделки с недвижимым имуществом, нотариусами, автомобильными инспекциями.
Оценивая налоговую систему для физических лиц, нельзя не учитывать, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием российской экономики. Задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней.
Следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и сегодня не может ответить однозначно на многие вопросы, касающиеся налогообложения. Постоянные налоговые реформы в развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания оптимальной и обоснованной системы налогообложении.
В настоящее время основным направлением деятельности в сфере налогообложения является приведение ее в соответствие с условиями развития общества и стоящими перед государством задачами.
С одной стороны, введение налога на недвижимость призвано установить некую социальную справедливость – люди, владеющие небольшими квартирами, буду платить меньшую сумму налога, чем те, кто владеет большим количеством квадратных метров. Сейчас, и те, и другие, платят исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, что само по себе практически не позволяет установить разницу в жилищных условиях граждан. С другой стороны, кадастровая переоценка недвижимости с учетом рыночной стоимости объектов, может привести к тому, что сумма налога станет непосильной именно для малообеспеченных слоев населения. В общем говоря, несмотря на то, что налог на недвижимость обсуждают уже давно, пока в отношении него остается достаточно много вопросов. В РФ основными препятствиями для введения налога на недвижимость выступают следующие факторы:
- недостаточное наполнение
- наличие в системе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРПНИ) недостоверных данных;
- неразвитость системы
- характерный для России риск сговора заказчика независимой оценки – налогоплательщика и независимого оценщика. В результате сговора в отчетах об оценке указываются не реальные, а нужные налогоплательщикам результаты оценки;
- недостаточная численность
- отсутствие в действующем законодательстве ограничительных механизмов, препятствующих резкому повышению налоговой нагрузки, возлагаемой на налогоплательщика при уплате ныне земельного налога, а в будущем - налога на недвижимость, в связи с возможным увеличением кадастровой стоимости в результате очередной переоценки недвижимости;
- отсутствие административного
процесса по досудебному
- спекулятивный, искусственно вздутый рынок недвижимости в России при отсутствии соответствующей защиты прав собственности в России;
- неоправданно высокие рыночные цены на объекты недвижимости в России (особенно в Москве), не соотносимые с ценами на несравнимо более качественную зарубежную недвижимость;
- умышленное занижение цен на недвижимость, указываемых сторонами сделки в договорах купли-продажи в целях минимизации налога на доходы физических лиц для продавца объекта. Недостоверные цены в договорах, предоставляемых на регистрацию в Росреестр, не позволяет сформировать полноценное объективное мнение о стоимостных показателях на рынке недвижимости, дифференцированных по категориям объектов.
По предложению Министерства экономического развития РФ в системе налога на недвижимость целесообразно установить два вида налоговых вычетов. Первый вид – натуральные налоговые вычеты в размере 55 м2 в отношении жилого объекта и 600 м2 (6 соток) в отношении земельного участка. Другой вид – денежный налоговый вычет в размере 3 млн. руб., предоставляемый многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам (перечень может быть расширен). Минэкономразвития таким образом полагает, что установленные параметры отражают объекты недвижимости, принадлежащие малообеспеченным категориям налогоплательщиков.
Информация о работе Совершенствование системы имущественного налогообложения в Российской Федерации