Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:43, курсовая работа
В Российской Федерации продолжаются начатые экономические преобразования. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой. Решающую роль в управлении экономикой страны играют финансы. В нынешнее время резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система страны.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
введение
1. Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Бюджетная система Российской федерации, ее место в социально–экономическом развитии государства
1.2 Местные бюджеты – третий уровень бюджетной системы Российской Федерации их роль и значение в социально–экономическом развитии территорий
1.3 Доходы бюджетов
1.4 Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета
2. Доходная часть бюджета города каменск–шахтинского
2.1 Формирование доходов бюджета города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
2.2 Налоговые доходы бюджета города Каменск–Шахтинского
3. Мероприятия, направленные на укрепление доходной базы местного бюджета
3.1 Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов
3.2 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами
заключение
Вмененный
доход – это потенциально возможный
доход налогоплательщика
Главой
26 предусмотрена система
Рисунок 2.10 – Динамика поступления налога на совокупный доход в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2008 – 2010 годы
Переход
на уплату ЕСХН производится добровольно.
Между тем применять эту
Большую часть поступлений в налогах на совокупный доход составляет единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Он исчисляется в городской бюджет в размере 90 % .
Данные
таблицы 2.8 показывают, что поступление
единого налога на вмененный доход
для отдельных видов
Таблица 2.8 – Структура налога на совокупный доход в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
Вид налога |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Отклонения | |||
Тысяч рублей |
В процентах | ||||||
2009 год по сравнению с 2008 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом |
2009 год по сравнению с 2008 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом | ||||
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
32485,9 |
39483,4 |
39334,6 |
6997,5 |
Снижение на 148,8 |
121,5 |
99,6 |
Единый сельскохозяйственный налог |
78,5 |
103,7 |
5,6 |
25,2 |
Снижение на 98,1 |
132,1 |
5,4 |
Налог,
взимаемый в связи с |
– |
22222,0 |
33716,5 |
– |
11494,5 |
– |
151,7 |
Анализируя данные таблицы 2.8 можно сделать следующий вывод: поступление налога на совокупный доход выросли за счет значительного увеличения поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Наглядно поступление налогов отражено на рисунке 2.11.
Рисунок 2.11 – Динамика поступления налогов на совокупный доход в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2009–2010 годы
Налог
местный, регулируется гл. 31 НК РФ. Льготы
установлены ст. 395 НК РФ. Нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
Земельный налог, взимаемый на межселенных территориях, зачисляется в городской бюджет по нормативу 100 процентов.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Собираемость земельного налога в городе Каменск–Шахтинском представлена на рисунке 2.12
Рисунок 2.12 – Собираемость земельного налога по городу Каменск–Шахтинскому за 2008–2010 годы
Динамика рисунка 2.12 свидетельствуют о том, что в 2009 году собираемость налога незначительно снизилась по сравнению с 2008 годом на 8311 тыс. руб., а вот в 2010 году поступление земельного налога в бюджет г.Каменск–Шахтинского увеличилось по сравнению с 2009 годом с 36761,8 тыс. руб. до 44905,6 тыс. руб., что составило 8143,8 тыс. руб. Это объясняется тем, что была проведена оценка каждого участка в отдельности и установлена кадастровая стоимость земли применительно к конкретному участку, в зависимости от плодородия почвы. Повышение собираемости налогов в 2010 году объясняется проведением разъяснительной работы с юридическими и физическими лицами, и доведения до их сведения требований законодательства
Закон Российской Федерации “О налоге на имущество физических лиц” был принят 9 декабря 1991 г. До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50–60–х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.
Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты, указанные в Законе о данном налоге.
Объекты налогообложения – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за приведенным выше исключением). Обязанность уплаты налога с этих объектов возникает у физических лиц только в том случае, если они находятся у него в собственности.
Собираемость налога на имущество физических лиц по городу Каменск–Шахтинскому представлена на рисунке 2.13
Налог на имущество физических лиц – это местный налог собираемость которого увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 6396,0тыс.руб. или в 1,6 раза, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом осталась на прежнем уровне.
Рисунок 2.13 – Собираемость налога на имущество физических лиц по городу Каменск–Шахтинскому за 2008–2010 годы
В городской бюджет подлежат зачислению следующие доходы от:
– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100 процентов;
– по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;
– за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления;
– за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;
– за выдачу ордера на квартиру;
– за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.
Приведенные в таблице 2.9 данные по городу Каменск–Шахтинскому показывают, что поступление всех видов государственных пошлин в 2010 году значительно увеличилось на 14563,7 тыс. руб., или в 2,6 раза по сравнению с 2009 годом. В 2009 году по сравнению с 2008 годом наоборот отмечается незначительное снижение на 713,0 тыс. руб. или на 7,3 %.
Таблица 2.9 – Поступление государственных пошлин в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
Годы |
Сумма поступлений, тысяч рублей |
Отклонение, тысяч рублей |
В процентах к предыдущему году |
2008 |
9753,2 |
– |
– |
2009 |
9040,2 |
Снижение на 713,0 |
92,7 |
2010 |
23603,9 |
1456,7 |
В 2,6 раза |
Увеличение
поступлений государственных
Рисунок 2.14– Динамика поступления государственных пошлин в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
Проведенный анализ доходной части бюджета города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы подтвердил наличие проблем в формировании доходов, которые требуют совершенствования. В третьей части дипломной работы будут предложены мероприятия направленные на укрепление доходной базы бюджета города Каменск–Шахтинского в условиях действующей системы налогообложения.
Интересной практикой работы финансовых и налоговых органов является определение показателя налогового потенциала муниципалитета. Его обобщенная характеристика может быть дана в Налоговом паспорте муниципалитета. Основными препятствиями, сдерживающими применение Налоговых паспортов, являются:
– неопределенность практической значимости указанного документа, в связи, с чем теряются стимулы для его составления;
– недостаточность информационного обеспечения для составления Налогового паспорта;
– отсутствие единого методологического подхода к оценке налогового потенциала.
Более целесообразно составлять Налоговый паспорт на уровне города или района. Предлагаемая структура паспорта следующая.
1.
Общая характеристика
2. Состав и структура налоговой базы муниципалитета.
3.
Состав и структура
4.
Состав и структура
5. Состав и структура льгот по налогам и сборам, поступающим в местный бюджет.
6.
Вспомогательные данные для
7. Расчет налогового потенциала муниципального образования.
Информация, содержащаяся в Налоговом паспорте, отличается простотой, но она позволяет реально оценить сложившийся уровень налогового потенциала муниципалитета. Помимо вспомогательных данных, Налоговый паспорт содержит, и расчет налогового потенциала, что позволяет использовать данный показатель в текущей работе финансовых и налоговых органов.
Оценка налогового потенциала муниципального образования повышает заинтересованность местных органов самоуправления в максимальной мобилизации налоговых доходов. Расчет возлагается на финансовые органы местных администраций, которые в ходе оценки налогового потенциала взаимодействуют с органами Госкомстата Российской Федерации и налоговыми органами, поскольку они располагают необходимой для расчета информационной базой.
Оценка налогового потенциала муниципалитета предполагает несколько этапов, основными из которых являются (таблица 3.1):
– анализ структуры налоговых платежей, формирующих местный бюджет;
– осуществление расчетов по отдельным видам налогов;
– расчет поступлений по прочим видам налогов;
– оценка выпадающих доходов.
Таблица 3.1 – Этапы оценки налогового потенциала города Каменск– Шахтинского за 2010 год В тысячах рублей