Роль доходов в местный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации продолжаются начатые экономические преобразования. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой. Решающую роль в управлении экономикой страны играют финансы. В нынешнее время резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система страны.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Оглавление

введение
1. Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Бюджетная система Российской федерации, ее место в социально–экономическом развитии государства
1.2 Местные бюджеты – третий уровень бюджетной системы Российской Федерации их роль и значение в социально–экономическом развитии территорий
1.3 Доходы бюджетов
1.4 Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета
2. Доходная часть бюджета города каменск–шахтинского
2.1 Формирование доходов бюджета города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
2.2 Налоговые доходы бюджета города Каменск–Шахтинского
3. Мероприятия, направленные на укрепление доходной базы местного бюджета
3.1 Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов
3.2 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами
заключение

Файлы: 1 файл

роль доходов.docx

— 322.33 Кб (Скачать)

Вмененный доход – это потенциально возможный  доход налогоплательщика единого  налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и  используемый для расчета величины единого налога по установленной  ставке[7].

Главой 26 предусмотрена система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог  – ЕСХН). Такая система налогообложения является специальным налоговым режимом. Ее можно считать действительно выгодным с налоговой точки зрения режимом. Так, вместо совокупности основных налогов уплачивается ЕСХН, исчисляемый как 6% от прибыли.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.10 – Динамика поступления налога на совокупный доход в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2008 – 2010 годы

 

Переход на уплату ЕСХН производится добровольно. Между тем применять эту систему  могут только сельскохозяйственные товаропроизводители. Статья 346 НК РФ определяет, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и выращенной рыбы, составляет не менее 70%.

Большую часть поступлений в налогах  на совокупный доход составляет единый налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности. Он исчисляется в городской бюджет в размере 90 % .

Данные  таблицы 2.8 показывают, что поступление  единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности выросло в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 6997,5 тыс. руб., а в 2010 по сравнению с 2009 годом снизилось на 148,8 тыс. руб., в то время как сумма единого сельскохозяйственного налога в 2009 увеличилась на 32,1 % от 2008 года, а 2010 по сравнению с 2009 годом поступления резко снизились. Это объясняется переходом многих сельскохозяйственных предприятий на специальный налоговый режим. Свидетельством этого является значительное увеличение суммы налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 11494,5 тыс. руб., что составляет 51,7%.

 

 

Таблица 2.8 – Структура налога на совокупный доход в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы

Вид налога

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонения

Тысяч рублей

В процентах

2009 год по сравнению с 2008 годом

2010 год по сравнению с 2009 годом

2009 год по сравнению с 2008 годом

2010 год по сравнению с 2009 годом

Единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности

32485,9

39483,4

39334,6

6997,5

Снижение  на 148,8

121,5

99,6

Единый  сельскохозяйственный налог

78,5

103,7

5,6

25,2

Снижение  на 98,1

132,1

5,4

Налог, взимаемый в связи с применением  упрощенной системы налогообложения

22222,0

33716,5

11494,5

151,7


 

Анализируя  данные таблицы 2.8 можно сделать следующий вывод: поступление налога на совокупный доход выросли за счет значительного увеличения поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Наглядно поступление налогов отражено на рисунке 2.11.

 

Рисунок 2.11 – Динамика поступления налогов  на совокупный доход в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2009–2010 годы

      1. Земельный налог

Налог местный, регулируется гл. 31 НК РФ. Льготы установлены ст. 395 НК РФ. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  могут устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их формирования, включая установление размера необлагаемой налогом суммы  для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ). Объектом налогообложения  признаются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется, как  кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения  в соответствии со Статьей 389 НК. Налоговая  ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования  и не может превышать 1,5%.

Земельный налог, взимаемый на межселенных  территориях, зачисляется в городской  бюджет по нормативу 100 процентов.

Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Собираемость  земельного налога в городе Каменск–Шахтинском представлена на рисунке 2.12

Рисунок 2.12 – Собираемость земельного налога по городу Каменск–Шахтинскому за 2008–2010 годы

 

Динамика  рисунка 2.12 свидетельствуют о том, что в 2009 году собираемость налога незначительно снизилась по сравнению с 2008 годом на 8311 тыс. руб., а вот в 2010 году поступление земельного налога в бюджет г.Каменск–Шахтинского увеличилось по сравнению с 2009 годом с 36761,8 тыс. руб. до 44905,6 тыс. руб., что составило 8143,8 тыс. руб. Это объясняется тем, что была проведена оценка каждого участка в отдельности и установлена кадастровая стоимость земли применительно к конкретному участку, в зависимости от плодородия почвы. Повышение собираемости налогов в 2010 году объясняется проведением разъяснительной работы с юридическими и физическими лицами, и доведения до их сведения требований законодательства

      1. Налог на имущество физических лиц

Закон Российской Федерации  “О налоге на имущество физических лиц” был принят 9 декабря 1991 г. До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50–60–х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.

Плательщиками налога являются физические лица, имеющие  в собственности объекты, указанные  в Законе о данном налоге.

Объекты налогообложения  – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за приведенным выше исключением). Обязанность уплаты налога с этих объектов возникает у физических лиц только в том случае, если они находятся у него в собственности.

Собираемость  налога на имущество физических лиц  по городу Каменск–Шахтинскому представлена на рисунке 2.13

Налог на имущество физических лиц – это местный налог собираемость которого увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 6396,0тыс.руб. или в 1,6 раза, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом осталась на прежнем уровне.

 

 

Рисунок 2.13 – Собираемость налога на имущество физических лиц по городу Каменск–Шахтинскому за 2008–2010 годы

      1. Государственная пошлина

В городской бюджет подлежат зачислению следующие доходы от:

– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100 процентов;

– по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;

– за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления;

– за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;

– за выдачу ордера на квартиру;

– за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

Приведенные в таблице 2.9 данные по городу Каменск–Шахтинскому показывают, что поступление всех видов государственных пошлин в 2010 году значительно увеличилось на 14563,7 тыс. руб., или в 2,6 раза по сравнению с 2009 годом. В 2009 году по сравнению с 2008 годом наоборот отмечается незначительное снижение на 713,0 тыс. руб. или на 7,3 %.

 

Таблица 2.9 – Поступление государственных пошлин в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы

Годы

Сумма поступлений, тысяч рублей

Отклонение, тысяч рублей

В процентах к предыдущему году

2008

9753,2

2009

9040,2

Снижение  на 713,0

92,7

2010

23603,9

1456,7

В 2,6 раза


 

Увеличение  поступлений государственных пошлин произошло в основном за счет ввода  государственной пошлины за государственную  регистрацию транспортных средств  и иные юридические значимые действия, связанные с изменениями и  выдачей регистрационных знаков. Наглядно поступление государственных  пошлин представлено на рисунке 2.14

 

Рисунок 2.14– Динамика поступления государственных пошлин в бюджет города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы

Проведенный анализ доходной части бюджета города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы подтвердил наличие проблем в формировании доходов, которые требуют совершенствования. В третьей части дипломной работы будут предложены мероприятия направленные на укрепление доходной базы бюджета города Каменск–Шахтинского в условиях действующей системы налогообложения.

    1. Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов

 

Интересной  практикой работы финансовых и налоговых  органов является определение показателя налогового потенциала муниципалитета. Его обобщенная характеристика может  быть дана в Налоговом паспорте муниципалитета. Основными препятствиями, сдерживающими  применение Налоговых паспортов, являются:

– неопределенность практической значимости указанного документа, в связи, с чем теряются стимулы для его составления;

– недостаточность информационного обеспечения для составления Налогового паспорта;

– отсутствие единого методологического подхода к оценке налогового потенциала.

Более целесообразно составлять Налоговый  паспорт на уровне города или района. Предлагаемая структура паспорта следующая.

1. Общая характеристика муниципального  образования.

2. Состав и структура налоговой  базы муниципалитета.

3. Состав и структура поступлений  налогов и сборов в местный  бюджет.

4. Состав и структура задолженности  по налогам и сборам в местный  бюджет.

5. Состав и структура льгот по  налогам и сборам, поступающим  в местный бюджет.

6. Вспомогательные данные для расчета  налогового потенциала.

7. Расчет налогового потенциала  муниципального образования.

Информация, содержащаяся в Налоговом паспорте, отличается простотой, но она позволяет  реально оценить сложившийся  уровень налогового потенциала муниципалитета. Помимо вспомогательных данных, Налоговый  паспорт содержит, и расчет налогового потенциала, что позволяет использовать данный показатель в текущей работе финансовых и налоговых органов.

Оценка  налогового потенциала муниципального образования повышает заинтересованность местных органов самоуправления в максимальной мобилизации налоговых  доходов. Расчет возлагается на финансовые органы местных администраций, которые в ходе оценки налогового потенциала взаимодействуют с органами Госкомстата Российской Федерации и налоговыми органами, поскольку они располагают необходимой для расчета информационной базой.

Оценка  налогового потенциала муниципалитета предполагает несколько этапов, основными  из которых являются (таблица 3.1):

– анализ структуры налоговых платежей, формирующих местный бюджет;

– осуществление расчетов по отдельным видам налогов;

– расчет поступлений по прочим видам налогов;

– оценка выпадающих доходов.

 

Таблица 3.1 – Этапы оценки налогового потенциала города Каменск– Шахтинского за 2010 год В тысячах рублей

Информация о работе Роль доходов в местный бюджет