Роль доходов в местный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации продолжаются начатые экономические преобразования. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой. Решающую роль в управлении экономикой страны играют финансы. В нынешнее время резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система страны.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Оглавление

введение
1. Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Бюджетная система Российской федерации, ее место в социально–экономическом развитии государства
1.2 Местные бюджеты – третий уровень бюджетной системы Российской Федерации их роль и значение в социально–экономическом развитии территорий
1.3 Доходы бюджетов
1.4 Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета
2. Доходная часть бюджета города каменск–шахтинского
2.1 Формирование доходов бюджета города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
2.2 Налоговые доходы бюджета города Каменск–Шахтинского
3. Мероприятия, направленные на укрепление доходной базы местного бюджета
3.1 Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов
3.2 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами
заключение

Файлы: 1 файл

роль доходов.docx

— 322.33 Кб (Скачать)

Первый  уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Второй  уровень – бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов.

Третий  уровень – местные бюджеты.

Каждый  из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической  политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых  для решения основных направлений  научно–технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе. Претворяются в жизнь приоритетные национальные проекты («Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье»), финансируются различные государственные и региональные программы социально–экономического характера.

Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства (доходы бюджета) предназначаются для осуществления  государственной социально–экономической политики, обеспечения обороны страны и безопасности государства (расходов бюджета).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Схема трехуровневой системы  бюджета

 

Роль  государственного бюджета в социально–экономическом развитии общества заключается в следующем:

– государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство. Государство применяет формы прямого и косвенного влияния на экономику – предоставляет предприятиям и организациям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно–технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения экономических пропорций. Использование бюджетного механизма позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного воспроизводства;

– государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы. Финансируются государственные социальные программы, приоритетные национальные проекты социальной направленности. Государство переходит на более высокий уровень социального обслуживания населения страны;

– государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основах.

На  основе вышеизложенного, можно сделать  основной вывод – государственный бюджет играет важнейшую роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

Изучив  мнение ведущих экономистов страны в области финансов государства Б.Г. Поляка, Л.И. Дробозиной, А.С. Нешитого и др. можно сделать следующие выводы:

Бюджетная система определяется действующим  государственным устройством.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах  построения бюджетной системы федеративного  государства.

Бюджетный кодекс закрепляет в России трехуровневую  бюджетную систему.

Каждый  из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической  политики государства.

    1. Местные бюджеты – третий уровень бюджетной системы Российской Федерации их роль и значение в социально–экономическом развитии территорий

 

Формирование  муниципальных образований происходит в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 6 октября  2003 г. №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и внесенных в него изменения от 12 октября 2005 г №129–ФЗ[38].

Отдельное, не менее, а может быть, и более  важное звено бюджетной системы  Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские  времена стремление к всеобщей централизации  приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном  бюджете СССР не превышал 10–15 %, то с  началом рыночных преобразований в  ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные  с непосредственным обслуживанием  населения, массовая сеть социально–культурных учреждений. За счет местных бюджетов, в настоящее время, обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на места.

Роль  местных бюджетов в социально–экономическом развитии территорий характеризуется следующим:

– сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения»;

– формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово–хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально–экономическое развитие территории. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицины, культуры, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и  реализуются региональные программы  развития регионов по благоустройству  сел и городов, их газификации, развитию сети дорог, возрождению и сохранения памятников, используя по необходимости  межбюджетные отношения;

Имея  в своем распоряжении финансовые средства органы местной власти могут  увеличивать или уменьшать нормативы  финансовых затрат на оказание муниципальных  услуг в учреждениях непроизводственной сферы;

Концентрируя  часть финансовых ресурсов в местных  бюджетах, органы власти на местах могут, централизовано направлять ресурсы  на решение стратегических задач  развития своей территории и приоритетных отраслей;

Финансовые  органы муниципалитетов могут через  местные бюджеты оказывать воздействие  на образование оптимальных пропорций  в финансировании капитальных и  текущих затрат, стимулировать эффективное  использование материальных и трудовых ресурсов, создавать новые местные  производства и промыслы, тем самым улучшать экономическое состояние территории.

Отмечая роль местных бюджетов в социально–экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны – инфляция, расстроенность финансовой системы – не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести и бюджетный дефицит. Роль местных бюджетов будет возрастать по мере стабилизации экономики и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Формирование  и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной  финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Органы  местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию  бюджетных правоотношений, осуществлению  бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу  муниципального долга, исполнению бюджетных  и долговых обязательств муниципальных  образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

    1. Доходы бюджетов

 

Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны

Формой  проявления этих экономических отношений  служат различные виды платежей предприятий, организаций населения в государственный  бюджет, а их материально–вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости  общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расчеты доходов бюджетной  системы Российской Федерации формируются  на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной  власти и местного самоуправления о  бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством  на момент составления проекта бюджета.

Доходы  бюджетов образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий  финансовый год. Доходы являются обезличенными, за исключением случаев, оговоренных  специальным законодательством.

Пропорции распределения налогов и порядок  бюджетного регулирования между  бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет. Срок действия долговременных нормативов может  быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Бюджетный кодекс вводит как обязательное условие возможное увеличение нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год, однако механизм реализации этой нормы до настоящего времени еще четко не установлен.

Высокое косвенное налогообложение в  российской налоговой системе выступает  фактором сдерживания спроса, его  излишняя тяжесть является одной  из причин затяжного спада российской экономики. Косвенные налоги не связаны  непосредственно с эффективностью труда и капитала и в известной  мере даже противостоят ей. В некоторой  степени они носят антирыночный характер, поэтому их уровень не должен быть высоким. Тенденция постепенного, а не одномоментного, что нереально, ограничения доли косвенных налогов  в налоговой системе России отвечает целям антикризисной политики и  продолжения экономической реформы. Внедрение этого принципа в российскую налоговую систему и в налоговое  законодательство особенно важно, поскольку  основная масса платежей в бюджет и внебюджетные фонды уплачивается без учета каких–либо объективных факторов и условий производства, влияющих на уровень рентабельности, что в целом ряде случаев приводит к изъятию фондов возмещения предприятий.

На  развитие российской экономики, особенно производственного ее сектора, существующая налоговая система оказывает  угнетающее воздействие. У предприятий, которые полностью платят налоги, не остается достаточных средств  для инвестиций, для модернизации, для адаптации к условиям рынка. Согласно критериям, выработанным мировым  опытом, такой уровень обложения  означает «неблагоприятный налоговый  режим», выталкивает хозяйственную  деятельность в теневой сектор.

При этом государство пытается решить задачу поддержки предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. Льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов, отдельным предприятиям и организациям. Тем самым поощряется развитие теневой и откровенно криминальной экономики, создается основа для коррупции, бегства от налогообложения и т.п.

Обеспечение налогового равенства – это наиболее серьезная проблема системного характера, которую еще предстоит решить при реформе российской налоговой системы. Господствующим представлением в российском сознании была возможность использования налоговых льгот как стимулa экономической активности. В результате, самая большая часть любого налогового закона посвящена перечислению тех льгот, которые представляются различным налогоплательщикам, а чем больше льгот, тем, естественно, легче найти возможность воспользоваться ими. Сегодня в России проще перечислить тех, кто платит налоги в полном объеме, чем тех, кто пользуется той или иной льготой. Наличие многочисленных льгот, многие из которых носят индивидуальный характер и зачастую не имеют никакого экономического обоснования, приводит к увеличению общей налоговой нагрузки на добросовестных или незащищенных налогоплательщиков.

Причем  льготы предоставляются налогоплательщикам далеко не только законодательной властью, но и Правительством, Президентом, Минфином, налоговой или таможенной службой  на всех уровнях иерархии. Как итог, практически каждый налогоплательщик пользуется определенным набором льгот, и только «неудачник» должен платить  все налоги в полном объеме. Каждый раз, давая льготу кому–нибудь, государство вынуждено стараться взять больше с остальных, – и это создает абсолютное налоговое неравенство налогоплательщиков. Каждый из них живет в своем собственном налоговом режиме.

Создание  единого механизма льготирования, заложенного в основу построения единой налоговой системы страны, – это непременное условие целенаправленного влияния налоговых отношений на экономические процессы. Отсутствие единой системы, в которой определены экономические и социальные цели, приоритеты и виды льготирования, приводит к тому, что льготы, предусмотренные в механизмах действия отдельных налогов, теряют стимулирующее влияние, что ослабляет эффективность государственной налоговой политики.

Информация о работе Роль доходов в местный бюджет