Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:43, курсовая работа
В Российской Федерации продолжаются начатые экономические преобразования. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой. Решающую роль в управлении экономикой страны играют финансы. В нынешнее время резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система страны.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
введение
1. Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Бюджетная система Российской федерации, ее место в социально–экономическом развитии государства
1.2 Местные бюджеты – третий уровень бюджетной системы Российской Федерации их роль и значение в социально–экономическом развитии территорий
1.3 Доходы бюджетов
1.4 Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета
2. Доходная часть бюджета города каменск–шахтинского
2.1 Формирование доходов бюджета города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
2.2 Налоговые доходы бюджета города Каменск–Шахтинского
3. Мероприятия, направленные на укрепление доходной базы местного бюджета
3.1 Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов
3.2 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами
заключение
Льготное
налогообложение в современной
ситуации целесообразно ориентировать
на: стимулирование инвестиционной активности
и повышение эффективности
Экономический
аспект налогообложения предполагает
создание такой налоговой системы,
которая учитывала бы в первую
очередь приоритет
Поэтому
экономические принципы формирования
налоговой системы
Основы существующей в стране налоговой системы были изложены на рубеже 90–х гг. Если первоначально российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов, то со временем присущие ей недостатки становились все более заметными.
К
ним относились: гипертрофированно
большая роль налога на добавленную
стоимость и искажения
Налоговая система России в целом была ориентирована, прежде всего, на потребности бюджетного финансирования, а это означает приоритет фискальной функции налогов и предпочтение инфляционных налогов. Такая ориентация налоговой системы крайне неэффективна: с одной стороны, она предполагает поддержание излишне высокого налогового бремени, которое подавляет стремление к деловой активности; с другой – доходы, которые государство получает от налоговой системы, явно недостаточны для удовлетворения потребностей бюджета и обеспечения государственного финансирования крупномасштабных инвестиционных программ. В первую очередь это было связано с ее чрезмерной тяжестью (если платить все налоги по установленным ставкам): доля налоговых изъятий превышала 55% в пересчете на ВВП. Реально, ввиду многочисленных изъятий и льгот, легальных отсрочек и незаконной неуплаты налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации попадало только около 20–25% ВВП. Отсюда очевиден антистимулирующий характер российских налогов: широчайшее распространение льгот и отсрочек ведет к тому, что выгоднее бороться не за увеличения сбыта товаров и развитие производства, а за получение этих льгот и отсрочек.
Многочисленные изменения, которые ежегодно на протяжении 1992–1999 гг. вносились в законодательство о налогах и сборах, решали лишь некоторые частные проблемы не затрагивали основ налоговой системы. В результате в Российской Федерации сформировалась экономически нерациональная налоговая система, которая имела слишком сложную и запутанную систему администрирования. Это выражалось и в огромном количестве налогов, несовершенных методик расчета налогооблагаемой базы, и в существовании большого количества инструкций, разъяснений других документов Госналогслужбы. Количество нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы, составляло более 600, и очень часто эти нормативные акты противоречили друг другу.
Наиболее серьезным шагом в области реформирования налоговой системы было принятие в 1998 г. и введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ. Общая часть Налогового кодекса РФ устанавливает общие принципы налогообложения, определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговое обязательство, налоговую ответственность, налоговые санкции и процедурные вопросы.
В рамках Налогового кодекса раскрывается содержание налоговых отношений и налоговых обязательств, определены основные цели и задачи налоговой политики, основного построения налоговой системы, закреплены основные принципы налогообложения, установлены виды налогов и общие положения реализации их механизмов, а также меры контроля и ответственности при уплате налогов.
Это позволяет уйти от фискального (чисто казенного) подхода к налогообложению и создать целостную и активно действующую систему таких экономических регуляторов, налоги, формирующие цели, обусловливающие оценку и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым производителем.
К достоинствам экономического характера Налогового Кодекса можно отнести:
– ограничение возможности введения новых налогов и сокращение общего количества налогов, при этом решения об установлении региональных или местных налогов, перечисленных в ст. 13 и 14, принимаются соответствующими региональными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом Кодексом определяются общие принципы установления этих налогов и предельные ставки;
– упразднение (отмена) налогов с выручки, которое делает налоговую систему более рациональной, ориентированной на учет наличия реальной прибыли у предприятий;
– новую амортизационную политику, стимулирующую обновление основных производственных фондов предприятий, внедрение новых технологий;
– сбалансированное решение проблемы уменьшения налогового бремени и обеспечения поступлений в бюджет (компенсация выпадающих доходов бюджетов в результате упразднения ряда налогов путем повышения ставки НДС, установления акцизов на ряд товаров, введения налога с продаж, отмены льгот по ряду налогов);
– систематизацию в едином Кодексе многочисленных правовых и нормативных актов, регулирующих налоговую систему, попытку сделать его законом прямого действия, устанавливающим приоритет при налогообложении норм налогового законодательства в случае возникновения коллизий между нормами налогового законодательства и нормами другого законодательства.
Налоговым кодексом предусмотрена унификация трех обязательных платежей в государственные внебюджетные социальные фонды посредством введения социального налога с расщеплением сумм этого налога на три фонда. Налоговая база социального налога приближена к базе обложения налогом на доходы физических лиц.
Этот закон хотя и решил ряд назревших вопросов, но не затронул наиболее болезненные для налогоплательщиков вопросы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги – это обязательные индивидуально–безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Конституцией Российской Федерации и Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определены и закреплены основные принципы налогов:
– власть в праве устанавливать налоги;
– всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы);
– однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения);
– очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени);
– определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определенность: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократность, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг.
Некоторая
часть общественных благ финансируется
главным образом на основе этого
принципа. Например, налоги на бензин обычно
предназначаются для
Но
общее применение этого принципа
связано с определенными
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность
данного принципа заключается в
том, что существует, естественно, разница
между налогами, который взимается
из расходов на потребление предметов
роскоши, и налогом, который хотя
бы даже в небольшой степени
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
– субъекты налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
– носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
– объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество);
– ставка налога – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твердой сумме, либо в проценте.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1.
Твердые ставки
2.
Пропорциональные – действуют
в одинаковом процентном
3.
Прогрессивные – средняя
4.
Регрессивные – средняя ставка
регрессивного налога
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытка унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имела успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.