Роль доходов в местный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации продолжаются начатые экономические преобразования. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой. Решающую роль в управлении экономикой страны играют финансы. В нынешнее время резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система страны.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Оглавление

введение
1. Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Бюджетная система Российской федерации, ее место в социально–экономическом развитии государства
1.2 Местные бюджеты – третий уровень бюджетной системы Российской Федерации их роль и значение в социально–экономическом развитии территорий
1.3 Доходы бюджетов
1.4 Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета
2. Доходная часть бюджета города каменск–шахтинского
2.1 Формирование доходов бюджета города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
2.2 Налоговые доходы бюджета города Каменск–Шахтинского
3. Мероприятия, направленные на укрепление доходной базы местного бюджета
3.1 Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов
3.2 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами
заключение

Файлы: 1 файл

роль доходов.docx

— 322.33 Кб (Скачать)

Льготное  налогообложение в современной  ситуации целесообразно ориентировать  на: стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности хозяйственной  деятельности налогоплательщиков; регулирование  распределения налогового давления на различные предприятия; создание механизмов согласования социальной политики регионов и федеральных органов  власти. Создание единой и целевой  системы льготирования предполагает, что механизм льготирования каждого  вида налога должен строиться на определенных и общих для всей налоговой  системы принципах.

Экономический аспект налогообложения предполагает создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет общегосударственных  интересов, направленных на стимулирование научно–технического прогресса, инвестиционной активности, ресурсосбережения, увеличение объемов и эффективности производства.

Поэтому экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования  воспроизводственного процесса не в  форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного  регулирования движения инвестиционных потоков в отдельных сферах и  отраслях, процессов накопления капитала и платежеспособного спроса населения. При этом Современная налоговая  система как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и  уплаты, а также методов контроля за их взиманием призвана создавать  для предпринимателей общие условия  их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного капитала, Повышению  эффективности производства. Основная цель экономической кодификации  налогового законодательства заключается  в том, чтобы трансформировать действующую  совокупность налоговых платежей в единую систему экономических регуляторов, соответствующую избранной концепции рыночного реформирования.

Основы  существующей в стране налоговой  системы были изложены на рубеже 90–х гг. Если первоначально российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов, то со временем присущие ей недостатки становились все более заметными.

К ним относились: гипертрофированно  большая роль налога на добавленную  стоимость и искажения механизма  действия этого налога, обусловленные  желанием государства усилить его  фискальную функцию и одновременно приспособить его к сложной ситуации в экономике, характеризовавшейся  массовыми неплатежами и бартером; сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, неоправданно приниженная роль налогов с физических лиц и  на имущество; недостаточная проработанность  налогообложения природных ресурсов и некоторые другие.

Налоговая система России в целом была ориентирована, прежде всего, на потребности бюджетного финансирования, а это означает приоритет  фискальной функции налогов и  предпочтение инфляционных налогов. Такая  ориентация налоговой системы крайне неэффективна: с одной стороны, она  предполагает поддержание излишне  высокого налогового бремени, которое  подавляет стремление к деловой  активности; с другой – доходы, которые государство получает от налоговой системы, явно недостаточны для удовлетворения потребностей бюджета и обеспечения государственного финансирования крупномасштабных инвестиционных программ. В первую очередь это было связано с ее чрезмерной тяжестью (если платить все налоги по установленным ставкам): доля налоговых изъятий превышала 55% в пересчете на ВВП. Реально, ввиду многочисленных изъятий и льгот, легальных отсрочек и незаконной неуплаты налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации попадало только около 20–25% ВВП. Отсюда очевиден антистимулирующий характер российских налогов: широчайшее распространение льгот и отсрочек ведет к тому, что выгоднее бороться не за увеличения сбыта товаров и развитие производства, а за получение этих льгот и отсрочек.

Многочисленные  изменения, которые ежегодно на протяжении 1992–1999 гг. вносились в законодательство о налогах и сборах, решали лишь некоторые частные проблемы не затрагивали основ налоговой системы. В результате в Российской Федерации сформировалась экономически нерациональная налоговая система, которая имела слишком сложную и запутанную систему администрирования. Это выражалось и в огромном количестве налогов, несовершенных методик расчета налогооблагаемой базы, и в существовании большого количества инструкций, разъяснений других документов Госналогслужбы. Количество нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы, составляло более 600, и очень часто эти нормативные акты противоречили друг другу.

Наиболее  серьезным шагом в области  реформирования налоговой системы  было принятие в 1998 г. и введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ. Общая часть Налогового кодекса РФ устанавливает общие принципы налогообложения, определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговое обязательство, налоговую ответственность, налоговые санкции и процедурные вопросы.

В рамках Налогового кодекса раскрывается содержание налоговых отношений  и налоговых обязательств, определены основные цели и задачи налоговой  политики, основного построения налоговой  системы, закреплены основные принципы налогообложения, установлены виды налогов и общие положения  реализации их механизмов, а также  меры контроля и ответственности  при уплате налогов.

Это позволяет уйти от фискального (чисто  казенного) подхода к налогообложению  и создать целостную и активно  действующую систему таких экономических регуляторов, налоги, формирующие цели, обусловливающие оценку и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым производителем.

К достоинствам экономического характера  Налогового Кодекса можно отнести:

– ограничение возможности введения новых налогов и сокращение общего количества налогов, при этом решения об установлении региональных или местных налогов, перечисленных в ст. 13 и 14, принимаются соответствующими региональными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом Кодексом определяются общие принципы установления этих налогов и предельные ставки;

– упразднение (отмена) налогов с выручки, которое делает налоговую систему более рациональной, ориентированной на учет наличия реальной прибыли у предприятий;

– новую амортизационную политику, стимулирующую обновление основных производственных фондов предприятий, внедрение новых технологий;

– сбалансированное решение проблемы уменьшения налогового бремени и обеспечения поступлений в бюджет (компенсация выпадающих доходов бюджетов в результате упразднения ряда налогов путем повышения ставки НДС, установления акцизов на ряд товаров, введения налога с продаж, отмены льгот по ряду налогов);

– систематизацию в едином Кодексе многочисленных правовых и нормативных актов, регулирующих налоговую систему, попытку сделать его законом прямого действия, устанавливающим приоритет при налогообложении норм налогового законодательства в случае возникновения коллизий между нормами налогового законодательства и нормами другого законодательства.

Налоговым кодексом предусмотрена унификация трех обязательных платежей в государственные  внебюджетные социальные фонды посредством введения социального налога с расщеплением сумм этого налога на три фонда. Налоговая база социального налога приближена к базе обложения налогом на доходы физических лиц.

Этот  закон хотя и решил ряд назревших  вопросов, но не затронул наиболее болезненные  для налогоплательщиков вопросы  конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов  и сборов.

    1. Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета

 

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и  есть сущность налога.

Налоги  – это обязательные индивидуально–безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Конституцией  Российской Федерации и Законом  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» определены и закреплены основные принципы налогов:

– власть в праве устанавливать налоги;

– всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы);

– однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения);

– очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени);

– определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный  принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определенность: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократность, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Первый  принцип заключается в том, что  физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто  получил большую выгоду от предлагаемых товаров и услуг должны платить  налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг.

Некоторая часть общественных благ финансируется  главным образом на основе этого  принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуются хорошими дорогами, оплачивают затраты  на поддержание и ремонт этих дорог.

Но  общее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в  каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случаев финансирования автодорог  мы обнаруживаем, что оценить эти  выгоды очень трудно. Отдельные владельцы  автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в  одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно  выигрывают от расширения рынка в  связи с появлением хороших дорог. Кроме того следуя этому принципу, необходимо было облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для  финансирования пособий, которые они  получают.

Второй  принцип предполагает зависимость  налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность  данного принципа заключается в  том, что существует, естественно, разница  между налогами, который взимается  из расходов на потребление предметов  роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается  в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чей–либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально–экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба  принципа налогообложения, в зависимости  от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система базируется на соответствующем  законодательстве, которое устанавливает  конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов  относятся:

– субъекты налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

– носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

– объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество);

– ставка налога – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твердой сумме, либо в проценте.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные – действуют  в одинаковом процентном отношении  к объекту налога без учета  дифференциации его величины.

3. Прогрессивные – средняя ставка  прогрессивного налога повышается  по мере возрастания дохода. При  прогрессивной ставке налогообложения  налогоплательщик выплачивает не  только большую абсолютную сумму  дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные – средняя ставка  регрессивного налога понижается  по мере роста дохода. Регрессивный  налог может приносить большую  абсолютную сумму, а может и  не приводить к росту абсолютной  величины налога при увеличении  дохода.

В общих чертах видно, что прогрессивные  налоги – это те налоги, бремя  которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Налоги  весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытка унифицировать налоги, уменьшить  количество их видов пока не имела  успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество  не столь больших, в этом случае налоговые  поборы станут менее заметными и  чувствительными для населения.

Информация о работе Роль доходов в местный бюджет