Роль доходов в местный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации продолжаются начатые экономические преобразования. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой. Решающую роль в управлении экономикой страны играют финансы. В нынешнее время резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система страны.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Оглавление

введение
1. Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Бюджетная система Российской федерации, ее место в социально–экономическом развитии государства
1.2 Местные бюджеты – третий уровень бюджетной системы Российской Федерации их роль и значение в социально–экономическом развитии территорий
1.3 Доходы бюджетов
1.4 Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета
2. Доходная часть бюджета города каменск–шахтинского
2.1 Формирование доходов бюджета города Каменск–Шахтинского за 2008–2010 годы
2.2 Налоговые доходы бюджета города Каменск–Шахтинского
3. Мероприятия, направленные на укрепление доходной базы местного бюджета
3.1 Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов
3.2 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами
заключение

Файлы: 1 файл

роль доходов.docx

— 322.33 Кб (Скачать)

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов (рисунок 1.2) [8].

 

Рисунок 1.2– Налоговая система России, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации

 

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации существует трехуровневая  система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый  уровень – это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй  уровень – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости их именуют региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации.

Третий  уровень – местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт–Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов (приложение А).

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в  федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные  пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических  лиц. В основном это соответствует  мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом  на имущество юридических лиц  и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется  и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой  налог на нужды учреждений народного  образования. Именно он дает необходимые  средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов крупные поступления  обеспечивают: налог на имущество  физических лиц, земельный налог, налог  на рекламу, налог на содержание жилищного  фонда и социально–культурной сферы и далее — большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части  соответствующих бюджетов. Главная  часть при их формировании – это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные  и регулирующие налоги полностью  или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная  пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью  зачисляются в местные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости  от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при  формировании федерального бюджета.

Налог на имущество юридических лиц  является региональным налогом. Но законодательно установлено, что половина его поступлений  направляется в местные бюджеты,

Рассматривая  финансовое обеспечение социально–экономического развития территорий можно отметить, что уровень закрепленных доходных источников должен составляет не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов – не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет – это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть  которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально–экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер.

Источником  этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт. Отчисления привязаны к  фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Каждому органу управления трехуровневая система  налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую  систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать  сходство с США и Германией  при сохранении некоторых специфических  российских особенностей.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают  прямые и косвенные налоги:

– прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это налог на доходы физических лиц. Налог на операции с ценными бумагами, налог на землю;

– при косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, монопольный налог.

Таким образом, создается впечатление, что  косвенные налоги – несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую  долю своего дохода он отдает государству  в виде этих налогов.

В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно  получать крупные суммы, что позволяет  стимулировать или содержать  производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление.

2. Налоги по их использованию  подразделяются на общие и  специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче–смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжении  какого органа поступает налог,  различают федеральные налоги, региональные  налоги субъектов Федерации и  местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемые Федеральным  собранием. К ним относя налог  на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и другие.

К республиканским налогам относятся  налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относятся налог  на недвижимое имущество граждан, налог  на транспортные средства, регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

Власти городов и районов (так называемые органы самоуправления) вводят на своей территории местные  налоги. Как и региональные, местные  власти могут ввести лишь налоги, разрешенные  федеральными властями.Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов  местного самоуправления в порядке  и на условиях, определенных законодательными актами.

Характерными особенностями  системы налогообложения являются:

– множественность налоговых платежей;

– преобладание в местном налогообложении прямых налогов;

– отсутствие ограничений при обложении местными налогами.

Введение местных налогов  и сборов предусмотрено законодательством  как дополнение действующих федеральных  налогов. Это позволило более  полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.

В 1991 году в России можно  было ввести в действие семь видов  местных налогов. В 1992 году Законом  Российской Федерации «Об основах  налоговой системы Российской Федерации» было установлено право местных  органов на ведение 21 вида местных  налогов. В 1993 году в связи с принятием  Закона Российской Федерации от 22.12.92 года №4178–1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» общее допустимое количество видов местных налогов достигло 23. После введения в действие 1 части Налогового кодекса их осталось 5: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Из ранее установленных  налогов сохранены три – земельный  налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. Местный  налог на наследование или дарение  заменяет ранее действовавшей региональный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Земельный налог обеспечивает стабильное поступление средств  в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы  является предприятие и граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля  в собственность, владение, пользование  или аренду на территории России. Земельный  налог взимается в расчете  на год с облагаемой налогами площади. Если земельный участок находится  в пользовании нескольких юридических  лиц, то по каждой части налог исчисляется  отдельно. От уплаты земельного налога полностью освобождаются: заповедники, национальные парки и ботанические сады, научные организации, экспериментальные  и учебно–опытные хозяйства, учреждения социального обслуживания, инвалиды войны, труда, инвалиды детства.

Не облагаются земельным  налогом земли, занятые полосой  слежения вдоль государственной  границы для обеспечения государственной  безопасности, земля общего пользования, граждане впервые организующие фермерские хозяйства освобождаются от уплаты налога в течении 5 лет с момента предоставления земельного участка, военнослужащие, которым предоставлены участки для строительства индивидуального жилья.

Земельный налог носит  целевой характер, и средства от данного платежа могут быть использованы только на конкретные мероприятия.

Налог на имущество граждан  включает плату за строения, помещения, сооружения и транспортные средства физических лиц, налог на строения, помещения и сооружения уплачивается гражданами по ставке не превышающей 0,1% от их инвентаризационной стоимости, а  налог на транспортные средства взимается  в зависимости от мощности мотора на основании сведений, предоставляемых  в налоговые органы организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Налог на рекламу является одним их самых существенных по объему поступающих платежей и выплачивается  юридическими и физическими лицами, осуществляющими расходы по рекламе  собственной продукции, работ и  услуг.

Налог устанавливается решениями  районных и городских представительных органов местного самоуправления в  размере не превышающем 5% от стоимости  рекламных работ и услуг у  рекламодателя. Налог уплачивается в доход городского бюджета. Взыскивается из средств массовой информации.

Плательщики налога представляют в налоговый орган расчет сумм налога на рекламу ежеквартально, одновременно с балансом расходы по уплате налога на рекламу относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

Налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально–культурной сферы выплачивается юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории города. Налог, его конкретные ставки и льготы устанавливаются представительными органами власти в размере не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг). Налог уплачивается ежеквартально в пятидневный срок после сроков для представления квартальных расчетов и по годовому расчету в десятидневный срок после срока для предоставления годового расчета. Из сумм налога вычитаются расходы по содержанию объектов жилищно–коммунального хозяйства находящихся на балансе предприятия.

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, компьютеров  взимается с юридических и  физических лиц в размере 5% от продажной  цены (отменен в 2000 году).

Необходимость введения целевых  сборов на те или иные цели определяется органами власти при решении социально–экономических проблем. Размер ставки на все виды целевых сборов в совокупности устанавливается в пределах 3% от фонда оплаты труда, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда юридического лица, и не более 3% от двенадцати минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда физических лиц. Целевой сбор на содержание детских дошкольных учреждений взимается независимо от того, осуществляет предприятие в каком–либо отчетном периоде предпринимательскую деятельность или нет.

Информация о работе Роль доходов в местный бюджет