Особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации.
Задачи работы:
- выявить понятие бюджетной политики;
- показать реализацию бюджетной политики;
- проанализировать стратегию бюджетной политики России;
- изучить основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу;
- познакомиться с основными направлениями налоговой политики и формированием доходов бюджетной системы;
- описать особенности бюджетной политики РФ на 2011 год.

Файлы: 1 файл

Vvedenie_1.docx

— 68.48 Кб (Скачать)

6. Необходимо определиться  с параметрами дальнейшего развития  пенсионной системы, которые должны  обеспечить ее надежность и  долгосрочную сбалансированность  с учетом демографических изменений  в структуре населения.

Это важно, прежде всего, для граждан, поскольку от обоснованности действий в этой сфере непосредственно зависят возможности и условия обеспечения их прав. Но это важно и для формирования благоприятного инвестиционного климата, поскольку от параметров пенсионной системы в значительной степени зависят стабильность и предсказуемость экономического и социального развития Российской Федерации, и прежде всего предсказуемость бюджетной политики. От определения параметров дальнейшего развития пенсионной системы зависят требуемый объем трансфертов из федерального бюджета и роль Фонда национального благосостояния в обеспечении устойчивости пенсионной системы.

Доверие инвесторов к политике макроэкономической стабильности повысится, если им будут понятны  условия и источники финансирования пенсионной системы.

Правительство Российской Федерации должно представить предложения  по параметрам развития пенсионной системы  не позднее сентября 2012 г. И эти  параметры должны быть учтены в проекте  бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

7. Налоговая система  должна быть настроена на улучшение  качества инвестиционного климата,  повышение предпринимательской  активности, совершенствование структуры  экономики, повышение ее конкурентоспособности,  прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Правительством  Российской Федерации одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и  на плановый период 2014 и 2015 годов, что  позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой  политики государства.

При практической реализации этого документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической  функции налоговой политики.

Налоговая система  Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами  государств, ведущих на мировом рынке  борьбу за привлечение инвестиций в  национальные экономики. Процедуры  налогового администрирования должны стать максимально комфортными  для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой  системы должно отвечать задачам  диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, касающихся налоговых ставок, предлагаю больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток  уклонения от уплаты налогов. Налоговая  нагрузка воспринимается болезненней  добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех  же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в  недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

Правительство Российской Федерации должно принять конкретные меры противодействия уклонению  от уплаты налогов, исходя из того, что  при увеличении в результате осуществления  этих налоговых мер налоговых  доходов могут быть приняты решения  о снижении существующей налоговой  нагрузки.

В целях сокращения неоправданных административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и  возможность использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.

8. Требуется реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений.

Ключевой задачей  является расширение самостоятельности  и ответственности регионов, в  частности закрепление в федеральном  законодательстве права субъектов  Российской Федерации определять категории  граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные  стимулы для расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В предстоящие годы необходимо завершить работу по распределению  полномочий между уровнями публичной  власти. Вместо практики делегирования  субъектам Российской Федерации  исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации  на постоянной основе, обязательно  предусмотрев и передачу субъектам  Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.

В настоящее время  почти треть субъектов Российской Федерации перешла на формирование своих бюджетов в соответствии с  программно-целевыми методами бюджетного планирования. В целях повышения  эффективности расходования бюджетных  средств на финансирование отраслей экономики и социальной сферы  необходимо стимулировать дальнейший переход к формированию бюджетов программно-целевыми методами. Необходимо продолжить стимулирование за счет средств  федерального бюджета в форме  грантов реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Правительству Российской Федерации следует продумать и другие механизмы стимулирования использования программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов на региональном уровне.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации  доходов и оптимизации расходных  обязательств, сконцентрировав расходы  на ключевых социально-экономических  направлениях, в том числе на повышении  заработной платы в бюджетной  сфере. При решении этой задачи необходимо исходить из того, что повышение  оплаты труда должно осуществляться дифференцированно, и в первую очередь  тем специалистам, которые имеют  высокую квалификацию и профессиональные достижения.

Надо обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном  уровне, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов.

Руководители регионов и муниципалитетов должны владеть  информацией о зачислении на соответствующих  территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить прежде всего эффективность принимаемых мер по расширению доходной базы. Поэтому надо наладить взаимодействие между налоговыми органами и заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

9. Важными задачами  Правительства Российской Федерации  являются обеспечение постоянного  доступа России на долговые  рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований  и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов  от управления средствами, накопленными  в Резервном фонде и Фонде  национального благосостояния.

Возросшая волатильность  рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного  профессионального присутствия  на финансовом рынке, к более разнообразным  стратегиям инвестирования средств  суверенных фондов.

Считаю, что решить эту задачу позволит учреждение Российского  финансового агентства – принципиально новой для нашей страны структуры, призванной реализовывать на финансовых рынках политику государства в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.

В этой связи Правительству  Российской Федерации необходимо создать  все условия для того, чтобы  уже в начале 2013 года Российское финансовое агентство смогло приступить к своей практической деятельности.

10. Необходимо обеспечить  прозрачность и открытость бюджета  и бюджетного процесса для  общества.

Социально-экономическая  и бюджетная политика государства  осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных  институтов, но и от того, в какой  мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

Правительству Российской Федерации необходимо в 2013 году разработать  методические рекомендации по представлению  бюджетов всех уровней и отчетов  об их исполнении в понятной для  неподготовленного пользователя информативной  и компактной форме.

Эти материалы должны содержать объяснение основных целей, задач и ориентиров бюджетной  политики, обоснование государственных  расходов и описание достигнутых  количественных и качественных результатов.

В дальнейшем предлагаю  создать единый портал бюджетной  системы Российской Федерации, посредством  которого сделать доступной в  режиме реального времени необходимую  информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все  регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном  и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько  средств он получает из всех бюджетных  источников, насколько эффективно эти  средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и  предоставлять возможность участия  граждан в управлении бюджетным  процессом.

Эти и другие задачи решались в рамках принятой в 2010 году программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности  бюджетных расходов. По многим направлениям бюджетной реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы  завершается. Предлагаю Правительству Российской Федерации в 2012 году подвести итоги ее реализации и разработать новую стратегию действий в этой сфере – программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими  актами с применением принципов  финансово - бюджетного федерализма. Также  необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое  благополучие и процветание его  граждан. Надежная бюджетная система  является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Государственной бюджетной  политикой РФ является система использования  бюджетных отношений, принципов  и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.

Концепция бюджетной политики разрабатывается одновременно с  проектом прогноза социально-экономической  политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год. Объявляется ежегодно в Бюджетном  послании Президента РФ Правительству  РФ.

В условиях рынка бюджетной  политики - главный рычаг определения  основных направлений экономии, воздействия  государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности  бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.

Современной российской бюджетной  политике приходится решать ряд важных проблем: важно не допускать сокращения объемов текущих поступлений  налоговых платежей в денежной форме  в федеральный бюджет; в целях  рационального управления кассовыми  средствами федерального бюджета, минимизации  остатков на бюджетных счетах важно  централизовать все доходы и средства федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, переходя постепенно к единому счету федерального казначейства.

Это обеспечит строго целевое  использование средств бюджетных  фондов; назрела ревизия федеральных  целевых программ с целью уточнения  и упорядочения объемов финансирования программ с целью их оптимизации  и т.д.

Оптимизировать бюджетную  систему на основе обобщения теоретических  положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или  разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и  с их помощью обосновать оптимальную  структуру бюджетной системы  и взаимосвязи между ее элементами.

В заключение следует заметить, что реализация любой частной  задачи на основе политического решения  не решает общей проблемы бюджетного строительства. Только решение в  комплексе всех перечисленных задач  позволяет решить проблему бюджетного процесса и приблизить его к оптимальному варианту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Александров И.М. Бюджетная  система Российской Федерации. 2-е  изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 486 с.

2. Бюджетная система России: учебник / Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Eksmo Education: Эксмо, 2006. - 750с.

3. Государственные и муниципальные  финансы. Под общ. ред Мацкуляка И.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2007. - 640 с.

Информация о работе Особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации