Особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации.
Задачи работы:
- выявить понятие бюджетной политики;
- показать реализацию бюджетной политики;
- проанализировать стратегию бюджетной политики России;
- изучить основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу;
- познакомиться с основными направлениями налоговой политики и формированием доходов бюджетной системы;
- описать особенности бюджетной политики РФ на 2011 год.

Файлы: 1 файл

Vvedenie_1.docx

— 68.48 Кб (Скачать)

* оказание помощи населению  регионов попавших в кризисные  ситуации в результате катастроф,  стихийных бедствий, межнациональных  конфликтов и сепаратистских  последствий;

* выравнивание условий  социально - экономического развития  регионов при одновременной поддержке  тех регионов, которые имеют важное  стратегическое значение;

* стабилизация работы  сектора экономики, как главного  элемента обеспечения жизни общества  и безопасности государства;

* централизация всех видов  доходов и иных ресурсов на  счете Федерального казначейства  с целью оперативного вмешательства  в негативные последствия;

* обеспечение государственной  монополии на производство и  оборот алкогольной и других  видов продукции;

* погашение задолженности  бюджетным организациям и другим  получателям бюджетных средств;

* реструктуризация государственных  долгов, инвентаризация высших и  внутренних заимствований и результатов  их использования;

* принятие мер по перечислению  дивидендов по акциям находящимся  в государственной собственности  и прибыли ЦБ РФ в федеральный  бюджет;

* обеспечение сбалансированности  бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов;

* повышение роли бюджета  развития РФ как источника  государственной инвестиционной  политики и т.д.

 

1.2. Методы бюджетного планирования как инструменты разработки и реализации бюджетной политики РФ

 

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Одной из важнейших задач, стоящих перед любым государством, является осуществление эффективное  решение социально-экономических  задач. В процессе построения такого общества государство сталкивается с необходимостью формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов. Политика государства в области  финансов в целом, и бюджетных  отношений в частности, играет важнейшую  роль для экономики государства.

Понятие «бюджетной политики»  финансисты определяют по-разному. Бюджетная политика это система бюджетных отношений, комплекс мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в контексте проводимой финансовой политики, направленных на создание оптимальных условий реализации государством через бюджет его функций. Под субъектом бюджетной политики практически однозначно понимаются органы государственной власти всех уровней, которые непосредственно разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета. Что же касается понятия «объекта бюджетной политики», то здесь подразумевается и бюджетно-налоговое законодательство, и бюджетная система, и бюджетный механизм.

Основополагающей целью  формирования бюджетной политики является решение экономических и социальных задач, стоящих перед государством. Однако на каждом этапе развития цель бюджетной политики, ее принципы и  задачи конкретизируются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, в настоящее время принцип  перехода от управления затратами к  управлению результатами стал особо актуальным в связи с переходом к более совершенным формам бюджетных отношений.

Основные цели бюджетной  политики в трехлетней перспективе:

-   сохранение бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования. В среднесрочной перспективе должна быть направлена не только на поддержание бюджетной сбалансированности, но и на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом;

-   усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения. Повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике;

-   создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, ускорение инновационного развития страны;

-   повышение эффективности налоговой системы. Ускоряющиеся процессы глобализации мировой экономики требуют интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения;

-   кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов. Реформирование и оптимизация бюджетного сектора. Реализация мер по повышению качества гос. услуг, росту производительности труда в госсекторе;

-   создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу;

-   реализация механизма частно-государственного партнерства. Обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития. Улучшение финансовой прозрачности деятельности всего государственного сектора.

Основными задачами бюджетной политики являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловное выполнение государством своих финансовых обязательств.

Наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются:

-   сбор бюджетных доходов,

-   выполнение бюджетных обязательств,

-   управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Эффективность всей бюджетной  политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

·   уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

·   уровень выполнения бюджетных обязательств;

·   величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

·   объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

·   уровень монетизации бюджетного дефицита;

·   величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

·   динамику валового внутреннего продукта;

·   уровень безработицы;

·   степень выполнения законодательных актов о бюджете.

 

 

 

 

  1. Оценка формирования и реализация бюджетной политики гос. И направление совершенствования ее разработки

 

 

При проекте бюджета на очередной финансовый год пересматриваются не только задачи бюджетной политики, но и методы их решения, исходя из финансовых возможностей государства с учетом конечного результата от вложения финансовых ресурсов. Эффективность бюджетной  политики непосредственно связана  с последовательностью этапов ее разработки и их содержанием.

В первую очередь важно  определить концептуальные основы бюджета, его роль в общественном воспроизводстве.

Далее основная цель и задачи бюджетной политики на данном этапе. Четко сформулированная цель позволяют  увязать мероприятия бюджетной  политики в единый комплекс. Научно обоснованная бюджетная политика позволяет соединить возможности бюджета с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.

В настоящее время выделяют бюджетную стратегию — набор  методов, с помощью которых бюджетные  отношения, принципы, функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления  бюджетного процесса на практике, и  бюджетную тактику — систему  конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета  в целом или его отдельных  частей.

Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (до 10-15 и более лет) направлений  бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики. Она предполагает разработку системы долгосрочных мер  мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. В Бюджетном  послании Президента на 2006 г. федеральный  бюджет определен как составная  часть перспективного финансового плана государства, сформированного на три года. Впервые основой формирования бюджета стали четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета были увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Тактика развития и совершенствования  бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности  бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики  и сложившегося бюджетного федерализма. Большое значение в реализации тактических  мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма  его функционирования, который призван  обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.

В процессе разработки бюджета  на очередной финансовый год Правительство  ориентируется на приоритеты, обозначенные в Бюджетном послании Президента.

В зависимости от функций  и целей бюджетной политики она  может включать политику в области: доходов бюджета, расходования бюджетных  средств, сбалансированности бюджетов, распределения расходов и доходов  между уровнями бюджетной системы, управления государственным долгом.

По территориальному признаку выделяют: федеральную, субфедеральную и бюджетную политику муниципального образования. Однако такое деление  следует считать условным, поскольку  самостоятельность региональной политики и политики муниципального образования  не является достаточной. Несмотря на то, что вопросы самостоятельности  бюджетов различных уровней бюджетной  системы являются дискуссионными и  вызывают интерес не только у специалистов, но и органов государственной  власти, действительная самостоятельность  субфедеральных и местных бюджетов пока не достигнута.

Бюджетная политика Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом федеральных  законов, которые четко формулируют  функции исполнительной и законодательной  ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и  обязанности субъектов бюджетного процесса и т. д.

 

2.1.Анализ бюджетной политики РФ за 2011-2013гг

 

 

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Необходимо ясное понимание  последствий реализации любых мер  бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения  к достижению поставленных целей.

Новые расходные обязательства  должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности  и при наличии ресурсов для  их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

1. Обеспечение макроэкономической  стабильности, которая предусматривает,  в том числе сбалансированный  бюджет, последовательное снижение  бюджетного дефицита, предсказуемые  параметры инфляции. Уже в предыдущем  бюджетном послании ставилась  задача ограничения и последовательного  снижения размеров дефицита. Она  остается актуальной, тем более  в условиях, когда цены на нефть  находятся на достаточно высоком  уровне, а экономика демонстрирует  некоторые признаки восстановления.

В среднесрочной перспективе  следует ограничить использование  нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

2. Координация долгосрочного  стратегического и бюджетного  планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным  планированием, отсутствует достоверная  оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с  их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных  обязательств.

Предстоит трезво оценить  приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые  внутренние и внешние условия  развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной  политики.

Информация о работе Особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации